Занятие элективного курса на тему Интервью как жанр журналистики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интервью как жанр журналистики

Предмет: занятие объединения «Юный журналист»

Программа: модифицированная образовательная программа «Юный журналист».

Класс: сборная группа 11-ых классов

Тема урока: Интервью как жанр журналистики

Тип урока: изучение нового материала

Формы обучения: внеурочное занятие

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, поисковое, проблемное

Технология: развивающее обучение, ИКТ

Методы преподавания:

  1. Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)

  2. Наглядные (мультимедийная презентация)

  3. Практические (выполнение заданий)

  4. Поисковый с использованием технических средств обучения

Образовательные цели урока:

  • изучение жанра журналистики - интервью;

  • применение знаний основ интервью в нестандартной ситуации

Образовательные задачи:

  • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей интервью;

  • создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях: «Поиск сокровища», «Интервью с интересным человеком», «Шапка-невидимка».

Развивающая цель: развитие коммуникативных и информационных компетентностей

Развивающие задачи:

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию;

  • формирование понятийного аппарата;

  • развитие умений работать в парах;

  • развитие монологической речи.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Мультипроектор

  • Мультимедийная презентация «Что такое интервью, или Раз вопросик, два вопросик»

  • Лист-опросник для группы первого года обучения

  • Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком»

Этапы занятия:

№ п/п

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

момент (2 мин)

Учитель озвучивает тему урока и образовательную цель. Постановка задач.

Воспринимают

информацию

2

Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы) (3мин)

Моделирует ситуацию и подводит учащихся к проблеме. Затем ставит проблемный вопрос: «Почему интервью не будет успешным?»

Ищут выход из созданной ситуации.

3

«Мозговой штурм» (5мин)

Записывает на доске все предположения учащихся

Высказывают идеи

4

Практическое применение получен-ных знаний: выпол-нениеразноуровневых заданий в парах и индивидуально (8 кл.) (10 мин)

Раздает учащимся:

- Лист-опросник для группы первого года обучения

- Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком». Вопросы для интервью.

Наблюдает, корректирует действия учащихся

Младшая группа: читают вопросы листа-опросника. Берут интервью у 2х членов своей группы. И записывают ответы в таблицу.

Старшая группа: берут интервью по предложенным учителем вопросам. Используя ответы на поставленные вопросы, составляют характеристику собеседника в виде небольшой статьи.

5

Организация речевой практики: представление задания, обсуждение (5-8 мин)

Дает уч-ся возможность представить свой труд, высказать отношение к работе других членов группы; предлагает доп. задание

Представляют свою работу, зачитывают статьи

6

Обобщение знаний

(5 мин)

Обобщает знания, полученные уч-ся с помощью презентации

Проговаривают, выделяют ключевые моменты, делают пометки в блокноте

7

Рефлексия

Предлагает вернуться к проблемной ситуации начала урока. Предлагает провести самооценку: «Сможете ли вы сейчас провести интервью?»


Ход занятия:


  1. Создание проблемной ситуации

- Вы - редакция школьной газеты. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у директора нашей гимназии. Думаю, с этим заданием легко справится …

Итак, сейчас ты берешь блокнот, карандаш и идешь брать интервью.

- Задание понятно? А куда ты отправилась? Ты уже решила, о чем будешь его спрашивать? А он готов дать интервью? Может, он занят на уроке, может, уехал на совещание…

Как быть?

Ребятам:Как вы думаете, каков будет исход интервью? Будет ли задание редактора выполнено успешно? Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?

2. Сообщение темы занятия, цели для учащихся

- Сегодня мы познакомимся с одним из самых интересных жанров журналистики - интервью, его видами, этапами и узнаем секреты успешного интервью. Эти знания помогут вам в практической работе при выполнении упражнений.

3. Мозговой штурм

- Подумаем над тем, каким должно быть успешное интервью.

Прежде чем отправиться на интервью, нужно…

(уч-ся высказывают свои предположения, учитель делает пометки на доске маркером)

В процессе «мозгового штурма» могут быть такие пометки:

- продумать тему интервью

- выбор собеседника

- подготовка вопросов

- договор о встрече

- создать комфортную обстановку - расположить к себе собеседника

- вопросы корректные, открытые

- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?)

- показать черновой вариант статьи собеседнику до выпуска в печать

4. Практическая часть

- Известная истина гласит: «В мире нет дороже сокровища, чем душа человека». Сегодня мы с вами будем искать сокровища в своем собеседнике. Наша задача - найти «сокровище» в своем партнере по интервью, отыскать то, что, может быть, он и сам не знал о себе; помочь ему открыть себя как сокровище.

- Разделимся на 2 группы.. Каждый из вас получит задание. Работаем 10 мин.

Задание для младшей группы:

Прочитайте вопросы листа - опросника. Вам нужно взять интервью у 2-х членов своей группы и записать ответы в таблицу. Ваша задача: выбрать собеседника, желательно менее знакомого, и как можно больше узнать о нем в ходе интервью. ( см.Приложение1.)

Задание для старшей группы:

1. Взять интервью у одного из наших гостей. Постараться получить как можно полный ответ на предложенные вопросы.

2. Оформить полученные в ходе интервью данные в виде статьи-характеристики» «Интересный собеседник».

(в Приложении 2 прилагаются вопросы и клише статьи-характеристики)

5. Обсуждение работы в группах

1. Какие люди были особенно интересны для тебя?

2. Было ли так, что подтверждалось твое впечатление об этом человеке?

3. Испытывал ли ты трудности в ходе проведения интервью? В чем была причина затруднений?

Мониторинг работы старшей группы:

- Попытка дать характеристику человеку - это один из вариантов написания портретного очерка, о технологии которого мы поговорим на следующем занятии.

6. Дополнительное задание:

Упражнение «Шапка-невидимка»

- В работе журналиста бывает много случаев, когда нет времени на подготовку интервью, составление вопросов. Нужно действовать быстро. И тогда от умения журналиста, его ума, быстрой реакции на ответ собеседника и коммуникативных качеств зависит исход интервью. Представим и мы ситуацию, когда нужно срочно взять интервью и нет времени на его подготовку. Проиграем ситуацию.

(учитель надевает на одного из уч-ся шапку- невидимку, на которой написано, кто наш герой, причем он сам об этом не знает. Другой уч-ся в роли журналиста должен задать ему 2-3 вопроса, «разговорить» собеседника)

Например, герой - победитель «Голос.Дети» Сабина Мусаева

7. Подведение итогов занятия

- Еще раз повторим основные правила интервью.

(работа с презентацией, проговариваем, делаем пометки в блокноте)

8. Рефлексия

-Вспомните ситуацию начала занятия. А теперь вы сможете взять интервью? Чему научились, какие знания приобрели?

_______________________________________________


Приложение 1.

Лист-опросник


Цель: отыскать «сокровище» в своем партнере по интервью.

* Взять интервью у членов своей группы. Количество участников интервью не ограничено. Вопросы можно задавать в любом порядке и по своему выбору.

№ вопроса

Вопрос

Кто из собеседников…

Ответ / имя собеседника

1

Вырос в семье, где более 3 детей?

2

Назван в честь отца/ матери?

3

С детского возраста должен был взять на себя обязанности по уходу за младшими детьми в семье?

4

Любит борщ?

5

Говорит на трех языках?

6

Побывал за свою жизнь в других странах? (каких?)

7

Умеет доить корову?

8

Помнит наизусть хотя бы три стихотворения А.С. Пушкина?

9

Любит танцевать народные танцы?

10

Ежедневно читает газету? Смотрит программу «Вести»?

11

Верит в то, что «старый друг лучше новых двух»?

12

Любит петь, моясь в душе?

13

С детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил свою мечту?

14

Кому в детстве рассказывали много народных сказок?

15

Для кого физкультура - самый любимый школьный предмет?

16

Чье детство прошло в деревне?

Приложение 2.


Задание для уч-ся старшей группы:

1. Взять интервью у кого-нибудь из наших гостей. Постараться «разговорить» собеседника и получить полную информацию.

Совет: Не забудьте представиться и познакомиться с собеседником.

2. Используя данные, полученные в ходе интервью, составить характеристику собеседника в виде небольшой статьи.

Вопросы интервью:

1. Какая ваша любимая книга? Любимый фильм, телепередача?

2. Есть ли у Вас любимый герой, персонаж, на которого Вы бы хотели быть похожим?

3. Продолжите, пожалуйста, предложение.

- Самый большой успех в жизни - это…

- В жизни все зависит от…

- Думаю, я никогда не смогу…

Примерный план статьи об интересном человеке (ваше творчество приветствуется!)

Имя моей героини…..

Из разговора с ней мы узнали, что…. (какая любимая книга, передача, на кого бы хотела быть похожей…)

… (имя) считает, что в жизни все зависит от…

Самый большой успех в жизни, по ее мнению, это…

…. (имя) никогда не сможет….

Вывод: Во время интервью я узнала много нового о своем собеседнике, то, что она…



© 2010-2022