Урок русского языка в 6 классе по теме

 Урок русского языка в 6 классе по теме  "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК".  Это    урок «открытия» нового знания с использованием презентации Power Point    к учебнику «Русский язык» 6 класс под ред. М.Т.Баранова.      На уроке используются   разнообразные формы (фронтальная  работа, индивидуальная работа, работа в парах)  и виды работы: карточки с тестами,  тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных» ,   объяснительный диктант,  работа с учебником, фото...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по темеУрок русского языка в 6 классе по теме

"Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"

Цели:

обеспечение осознания и усвоения учащимися правила правописания гласных букв -е- -и- в суффиксах существительных -ек -ик-; формирование умения применения алгоритма написания суффиксов;

развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: презентация Power Point, рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами,

Хронометраж урока

Этапы урока


1

Организационный

1 мин

2


Опрос по ранее изученному материалу.

  1. Лингвистическая разминка ( на карточках)

  2. Тестирование ( на карточках)

8 мин



3.


Подготовка к сознательному и активному усвоению знаний:

а) мотивация учебной деятельности учащихся;

б) постановка цели урока

1 мин




4


Изучение нового материала.

4.1 Исследование

4.2 Работа с учебником

4.3 Составление алгоритма


8 мин


Физкультминутка

3мин

5

Закрепление знаний учащихся по пройденному материалу

5.1. Объяснительный диктант

5.2 Упражнение 251

53. Фотодиктант

5.4 Работа с текстом

2 мин

16 мин




6

Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки.

6.1. Самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-»

5 мин.



7.

Домашнее задание.

1 мин















Этапы

урока


Деятельность учителя и обучающихся

Обоснование

1.

Организационный











2.

Опрос учащихся по изученному материалу.

Лингвистическая разминка.













Проверка



Тестирование

Актуализация знаний по теме «Суффиксы -чик- и -щик- в именах существительных».





Самопроверка



3. Подготовка к сознательному и активному усвоению знаний

Объявление темы и формули-рование цели урока через постановку проблемного вопроса

4. Изучение нового учебного материала

4.1 исследование





4.2 Работа с учебником

4.3

Составление алгоритма















Физминутка



5.Закрепление

















Фотодиктант





































5.4

Работа с текстом.



















Самостоятельная работа

6.Итоги урока.









Самоконтроль











Рефлексия.

Оценки за урок.







7 Домашнее задание



- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнёмся началу урока и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Листки самоконтроля.

Итак, начинаем нашу работу.

Ребята, скажите, изучением какой части речи мы занимаемся? (Имя существительное)

2.1 Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Найди верные утверждения». Работаем в парах. / карточки/

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам

  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на -мя и существительное мужского рода путь

  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

  10. Буква Ч в суффиксе -чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Ключи ответов: 2, 5, 7, 9, 10 слайд 2

Проверьте, как вы ответили на вопросы теста по ключам и поставьте себе первую оценку.

Молодцы. Работаем дальше.

2.2 Тестирование по теме «Суффиксы -чик- и -щик- в именах существительных»

Тест

  1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

  1. В каком слове пишется Ч:

1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

  1. В каком слове пишется Щ?

1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

  1. В каком слове пишется Ч?

1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

  1. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

  1. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

7. В каком слове пропущена буква С?

1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

8. В каком слове пропущена буква Д?

1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

9. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения лица?

1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

10. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения?

1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

Проверьте, как вы ответили на вопросы теста по ключам и поставьте себе вторую оценку. Слайд 3

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3


Обобщение по тестам (как справились, какие оценки поставили себе).

- Молодцы, ребята.

Слайд 4

- Что называется суффиксом?

- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов .

Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

-Тема сегодняшнего урока : «Правописание Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК» Слайд 5

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Слайд 6

Используйте опорные слова:

  1. Познакомиться с … 2) Учиться …

Проблемные задачи Слайд 7

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

- Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- (-чик-), а когда -ек-.

Прочитайте слова (СЛАЙД 8 ).

гвоздик - гвоздика

карманчик - карманчика

ящичек - ящичка

звоночек - звоночка-

В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (родительный падеж)

- Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- - выпала)

- Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило:

При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе? СЛАЙД 9

- А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 45. (читает учащийся)

- Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-). СЛАЙД 10

- Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).

- Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик - носика; шкафчик - шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек - сыночка; орешек - орешка). (учащиеся записывают алгоритм в тетради)

Алгоритм правописания гласных

в суффиксах -ик-, -ек-.



I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.

да нет

пиши -ек- пиши -ик-

Физминутка.

Мы очень интенсивно работаем на уроке. Давайте немного взбодримся.

Раз - все встали, потянулись;

Два - назад все оглянулись;

Три - руками помахали;

На четыре - пол достали;

Пять - все дружно повертелись;

Шесть - за парты все уселись.

Справедливы ли наши наблюдения? Сейчас мы выполним задание и разберемся окончательно.

Тренировочные упражнения.

Объяснительный диктант Слайд 11

(дети устно по цепочке объясняют орфограмму, проговаривая правило)

У гном..ка был ключ..к,

Он открывал чуланч..к,

В котором находились

Станоч..к и кирпич..к,

Платоч..к и футлярч..к,

Горош..к и огурч..к,

Бараш..к и бананч..к.

Работа с учебником. Упражнение № 251./взаимопрверка или самопрверка Слайд 12/

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

Фотодиктант Слайд 13-23

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -чик, -ек или -ик.

Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:

-чик

-ик

-ек или -ик





Сравни свою таблицу с образцом: Слайд 24

-чик

-ик

-ек или -ик

Жирафчик

Бегемотик

Львёночек

попугайчики

Котик

тигрёночек

пингвинчик

Зайчик

котёночек

крокодильчик

Слоник

зайчоночек

слонёночек

5.4. Развитие речи. Работа с текстом. ( учитель читает) слайд 25

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

- Как можно озаглавить текст? (После дождя)

- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)

- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй - с суффиксом -ик- (-чик-).

(Пока учащиеся выполняют выборочный диктант, один ученик у доски выполняет морфологический разбор существительного ручеёчек)

- Проверим, что получилось.

дождичек лучик

ручеёчек колокольчик

цветочек кузнечик

бутончик

Обратите внимание, что в слове лютик корень -лютик-.

(СЛАЙД 26)

Дополнительный вопрос: при каком условии пишется суффикс -ек-, -ик- (-чик-)? (В суффиксах существительных -ек-, -ик- пишется -е-, если при склонении гласная выпадает, если гласная остаётся, пишем -и-)

- Проверим морфологический разбор существительного ручеёчек.

I Ручеёчек - сущ.; (что?)

II Нач. ф. - ручеёчек; пост. пр.: нариц., неодуш., муж. р., 2 скл.; непост. пр.: в им. п., в ед. ч.

III Превратился (что?) ручеёчек (подлежащее)

- Подведем итоги урока

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова была тема урока?

  2. Что нового вы сегодня узнали?

  3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах -ек и -ик?

Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов - ик-, -ек-.

Самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-»

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

  6. В каком слове нет суффикса -ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

  8. В каком слове нет суффикса -ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

  9. В каком слове есть суффикс -ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

  10. В каком слове есть суффикс - ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Код ответов: слайд 27

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

2

2

4

4

1

3

3

Самопроверка.

- У кого не оказалось ошибок? МОЛОДЦЫ!



Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

Что нового узнали?

Остались ли какие-то неясности?

Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

- Какое настроение в конце урока? Изменилось ли оно у вас?

- Настроение у всех повысилось, молодцы.

- Выставим итоговые оценки за вашу работу на уроке. У вас две оценки уже есть, я вам тоже всем поставлю оценку, (комментирует каждую оценку).

-Ребята, я вас всех благодарю за работу на уроке. Все вы работали хорошо

- Запишите домашнее задание. Слайд 28

1. п. 45. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»;

2. Упражнение № 252 или составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество. Слайд 29

Цель:

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе,

создать положительный эмоциональный настрой, благоприятную, доброжелательную атмосферу.

Методы: словесные

Цель: проверить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное» выявить затруднения в деятельности учащихся; вызвать интерес к изучению русского языка.

Метод работы: игра «Найди верное утверждение», устный.





Использование самопроверки формирует у учащихся такие качества личности, как ответственность, честность, требовательное отношение к себе Методы стимулирования: похвала

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке

Метод : самостоятельная работа

Применение самостоятельной работы обусловлено решением общедидактической задачи- повторение раннее изученного материла, что позволяет своевременно устранить пробелы в знаниях.

Тесты носят характер тематического контроля знаний, умений и навыков.





Создание ситуации успеха для учеников.

Методы стимулирования: похвала, оценка









Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов -ЕК-ИК

Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. .



Цель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь







Цель: эмоциональная разгрузка учащихся



Цель: закрепление умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся;

воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.





Задачи:

- развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.

Воспитывать любовь к животным

Методы: репродуктивные

Словесные

иллюстративные

















Цель: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать- развивать орфографическую зоркость; внимание, способность к анализирующему наблюдению, логическое мышление; развить умение самостоятельно воспроизводить полученные знания.











Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Итог проводится с целью обобщения работы урока. Развивается память, речь, мышление, воспроизведение изученного материала позволяет еще раз повторить и обобщить новые знания, привести их в систему.

Дисциплинирует учащихся

Положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Эффект новизны, разнообразия, занимательности, увлекательности.



Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Цель: стимулировать деятельность учащихся.



© 2010-2022