Рабочая программа учебной дисциплины Литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МГЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ»




«РАССМОТРЕНО И

СОГЛАСОВАНО»

Методическим Советом

протокол № _____

от «____» __________ 2014 год

______________ Бушуева Е.С.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УПР

_______________ Н.В.Марина

«_____»_____________ 20__ г.



Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

предмет ОДб.02 «Литература»





по профессии 08.01.07. Мастер общестроительных работ







2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО ППКРС) 08.01.07. Мастер общестроительных работ


Организация-разработчик: Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Мглинский техникум агротехнологий» г.Жуковка

Разработчики:

Козлова Елена Львовна, преподаватель общеобразовательных дисциплин филиала ГБОУ СПО «МТАт» г. Жуковка




Согласовано с Экспертным советом филиала ГБОУ СПО «МТАт» г. Жуковка

Протокол № ___ от «____» _______________201___ г.

Одобрено ГАУ ДПО (ПК)с БИПКРО ____________________


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18





























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Литература»

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 08.01.07.«Мастер общестроительных работ»,

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения литературы в учреждениях СПО и может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и изучается как базовый учебный предмет при получении профессий СПО.

1.2. . Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы( тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 веков;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 252 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 210 часов;

самостоятельной работы обучающегося 42 часа.


























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

252

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

210

в том числе:




Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:


выполнение домашнего задания по разделам


выполнение внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме государственного экзамена (сочинение или изложение с элементом сочинения)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

I курс. ЛИТЕРАТУРА 19 века

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.

1


1

2

Русская литература первой половины 19 века. Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.

1

1

Раздел 1. Русская литература 1 половины 19 века

30


Тема1.1. Александр Сергеевич Пушкин

Содержание учебного материала

13

1.

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

1

1

2.

Петербург. Свободолюбивая лирика.

1

1

3.

Южная ссылка. Романтический период творчества. «Южные поэмы». Философское начало в ранней лирике Пушкина. Мотивы неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев.

1

1

4

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики. Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

1

2

5

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

1

2

6

Тема поэта и поэзии.

1

2

7

Лирика любви и дружбы.

1

2

8

Философская лирика.

1

2

9

Поэма «Медный всадник». Своеобразие жанра и композиции произведения. Образ стихии

1

2

10

Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

1

2

11

Проблема личности и государства в поэме. Образ Петра.

1

2

Контрольная работа


1

Сочинение по творчеству Пушкина

2

Тема 1.2 Михаил Юрьевич Лермонтов

Содержание учебного материала

10


1

Жизнь и творчество Лермонтова

1

2

2

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова.

1

2

3

Мотивы одиночества в лирике.

1

2

4

Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики .

1

2

5

Обреченность человека. Тема жизни и смерти в творчестве Лермонтова.

1

2

6

Утверждение героического типа личности.

1

2

7

Любовь к Родине, народу, природе.

1

2

8

Интимная лирика.

1

2

9

Поэт и общество.

1

2

Контрольная работа

1


1

Контроль знаний по творчеству М.Ю. Лермонтов



Тема 1.3 Николай Васильевич Гоголь

Содержание учебного материала

7

1

Этапы биографии и творчества Гоголя

1

2

2

Петербургские повести Гоголя

1

2

3

«Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел.

1

2

4

Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести.

1

2

5

Приемы комического в повести. Авторская позиция.

1

2

Контрольная работа



1

Сочинение по творчеству Гоголя

2


Самостоятельная работа:

- Чтение произведений, заучивание стихотворений.

- Примерные темы рефератов:

А.С. Пушкин - создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

4


Раздел 2 Русская литература второй половины 19 века



86


Тема 2.1. Русская литература второй половины 19 века

1

Культурно- историческое развитие России середины 19 века

1

1

2

Особенности русской критики второй половины 19 века

1

1

Тема 2.2 Александр Николаевич Островский

Содержание учебного материала

8


1

Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества.

1

2

2

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

1

2

3

Город Калинов и его обитатели.

1

2

4

Образ Катерины .Её душевная трагедия.

1

2

5

Роль персонажей второго плана

1

2

6

Символика грозы. Позиция автора и его идея.

1

2

Контрольная работа



1

Сочинение по творчеству А.Н Островского

2


Тема 2.3 Иван Александрович Гончаров

Содержание учебного материала

8


1

Основные этапы жизни и творчества Гончарова

1

1

2

Роман «Обломов». Творческая история, общая характеристика романа.

1

1

3

Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа.

1

2

4

Образ главного героя. Противоречивость его характера.

1

2

5

Штольц и Обломов.

1

2

6

Прошлое и будущее России.

1

2

7

Решение автором проблемы любви в романе.

1

2

8

Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху

1

2

Тема 2.4 Иван Сергеевич Тургенев

Содержание учебного материала

11


1

Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева

1

1

2

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе.

1

1

3

Образ Базарова. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина)

1

2

4

Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми.

1

2

5

Тема любви в романе

1

2

6

Базаров и его родители

1

2

7

Базаров перед лицом смерти

1

2

8

Нравственная проблематика романа и её общечеловеческое значение

1

2

9

Временной и всечеловеческий смысл названия романа и основной конфликт

1

2

Контрольная работа



1

Сочинение по творчеству Тургенева

2

3

Самостоятельная работа:

-Чтение произведений, домашнее сочинение,

- Примерные темы рефератов:

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

4


Тема 2.5 Федор Иванович Тютчев

Содержание учебного материала

4


1

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество

1

1

2

Философичность - основа лирики поэта.

1

2

3

Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.Общественно-политическая лирика.

1

2

4

Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

1

2

Тема 2.6 Афанасий Афанасьевич Фет

Содержание учебного материала

2


1

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов

1

1

2

Гармоничность и мелодичность лирики Фета.

1

2

Тема 2.7 Алексей Константинович Толстой

Содержание учебного материала

2

1

А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества

1

1

2

Своеобразие художественного мира Толстого

1

2

Тема 2.8 Николай Алексеевич Некрасов

Содержание учебного материала

10


1

Н.А.Некрасов. Личность и судьба. Художественный мир Некрасова

1

1

2

Жанровое своеобразие лирики Некрасова

1

2

3

Интимная лирика.

1

2

4

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.

1

2

5

Образы крестьян- правдоискателей в поэме.

1

2

6

Образ Матрены Тимофеевны

1

2

7

Сатирическое изображение «хозяев» жизни.

1

2

8

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.

1

2

Контрольная работа



1

Сочинение по творчеству Некрасова

2


Самостоятельная работа:

- Чтение произведений, заучивание стихотворений

3


Тема 2.9 Поэзия народов России

Содержание учебного материала

1


1

Творчество К.Хетагурова. Стихотворения из сборника «Осетинская лира»

1

2

Тема 2.10 Николай Семенович Лесков

Содержание учебного материала

3


1

Н.С.Лесков. Личность и судьба писателя

1

1

2

Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.

1

2

3

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

1

2

Тема 2.11 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Содержание учебного материала

3


1

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Своеобразие писательской манеры

1

1

2

«История одного города». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

1

2

3

Своеобразие типизации Салтыкова -Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы.

1

2

Тема 2.12 Федор Михайлович Достоевский.

Содержание учебного материала

11


1

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество

1

1

2

Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского

1

2

3

Роман «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие романа

1

2

4

Отображение русской действительности в романе. Петербург Раскольникова

1

2

5

Социальные и философские источники преступления Раскольникова

1

2

6

Теория Раскольникова и её опровержение в романе. «Двойники »Раскольникова

1

2

7

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова

1

2

8

Образы «униженных и оскорбленных».Второстепенные персонажи

1

2

9

Образ Сонечки Мармеладовой. Проблема нравственного идеала автора

1

2

10

Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя

1

2

11

Подготовка к сочинению по роману Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание"

1

2

Самостоятельная работа:

- Чтение произведений, домашнее сочинение

3


Тема 2.13 Лев Николаевич Толстой.

Содержание учебного материала

14


1

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

1

1

2

Роман «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие, особенности композиции

1

1

3

Изображение дворянского общества в романе

1

2

4

«Дорога чести» Андрея Болконского

1

2

5

Путь исканий Пьера Безухова

1

2

6

Наташа Ростова на пути к счастью

1

2

7

«Мысль семейная» в романе.

1

2

8

Тема войны в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

1

2

9

Картины войны 1812года. Значение образа Платона Каратаева.

1

2

10

Истинный и ложный патриотизм и героизма в изображении Толстого

1

2

11

Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса

1

2

12

Смысл названия и поэтика романа -эпопеи «Война и мир»

1

2

13

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат»

1

1

14

Художественные открытия Толстого и его мировое значение

1

1

Самостоятельная работа:

-Чтение произведений, домашнее сочинение

4


Тема 2.14 Антон Павлович Чехов

Содержание учебного материала

7


1

А.П.Чехов. Периодизация творчества, Своеобразие мастерства писателя

1

1

2

Юмористические рассказы Чехова

1

2

3

Особенности изображения «маленького человека» в прозе Чехова

1

2

4

Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души

1

2

5

Комедия «Вишневый сад».Своеобразие жанра. Идейное содержание

1

2

6

Основной конфликт. Система образов пьесы.

1

2

7

Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе.

1

2

Самостоятельная работа:

-Чтение произведений, домашнее сочинение

2


Раздел 3. Зарубежная литература

Содержание учебного материала

1


1

Обзор зарубежной литературы 2 половины 19 века

1

1

Контрольная работа



1

Итоговый урок

1


2 курс Литература 20 века

Раздел 4 Русская литература на рубеже веков

9


Тема 4.1. Русская литература на рубеже веков

Содержание учебного материала

2


1

Общая характеристика культурно- исторического процесса рубежа 19-20 веков

1

1

2

Традиции и новаторство в литературе на рубеже веков

1

1

Тема 4.2 Иван Алексеевич Бунин

Содержание учебного материала

4


1

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики

1

1

2

«Господин из Сан-Франциско».Сюжет, композиция, проблематика рассказа

1

2

3

Осуждение бездуховности существования в рассказе.

1

2

4

Рассказы И.А.Бунина о любви

1

2

Тема 4.2 Александр Иванович Куприн

Содержание учебного материала

3


1

А.И. Куприн. Жизнь и творчество.

1

1

2

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл спора о бескорыстной любви.

1

2

3

Подготовка к сочинению по творчеству Бунина и Куприна.

1

3

Самостоятельная работа:

- Чтение произведений, домашнее сочинение

2


Раздел 5 Поэзия начала 20 века

16


Тема 5.1 Поэзия Серебряного века

Содержание учебного материала

6


1

Обзор русской поэзии конца 19- начала 20 веков. Литературные течения поэзии русского модернизма. символизм

1

1

2

Символизм.«Старшие символисты».Творчество В.Брюсова, К.Бальмонта

1

2

3

«Младосимволисты». Творчество А.Белого

1

2

4

Акмеизм. Творчество Н.Гумилёва

1

2

5

Футуризм. Творчество В.Хлебникова

1

2

6

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс»

1

2

Самостоятельная работа:

Примерные темы рефератов:

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.

4


Тема 5.2 Алексей Максимович Горький

Содержание учебного материала

5


1

М. Горький. Личность. Творчество. Судьба.

1

1

2

Романтические произведения Горького. Поэтизация гордых и сильных людей

1

2

3

Пьеса «На дне»как социально- философская драма.

1

2

4

Система образов в пьесе «На дне». Споры о правде и человеке.

1

2

5

Сочинение по творчеству Горького

1

3

Тема 5.3 Александр Александрович Блок

Содержание учебного материала

5


1

А.А.Блок. Личность и судьба поэта. Основные мотивы лирики

1

1

2

Тема Родины, Исторического прошлого в лирике Блока

1

2

3

Поэма «Двенадцать». История создания. Сюжет, герои, символика.

1

2

4

Изображение мирового пожара, неоднозначность финала, образ Христа в поэме

1

2

5

Сочинение по творчеству Блока

1

3

Раздел 6 Обзор литературы 20-х годов

10


Тема 6.1. Литература 20-х годов

(обзор)

Содержание учебного материала

1


1

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов

1

1

Тема 6.2. Владимир Владимирович

Маяковский.

Содержание учебного материала

4


1

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Пафос революционного переустройства мира.

1

2

2

Сатира В.В. Маяковского.

1

2

3

Стихи В.В. Маяковского о любви.

1

2

4

Тема поэта и поэзии .

1

2

Тема 6.3 Сергей Александрович Есенин

Содержание учебного материала

5


1

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие творчества Есенина

1

1

2

Тема Родины в поэзии С.Есенина.

1

2

3-4

Любовная лирика С.Есенина.

1

2

Контрольная работа



1

Контроль знаний по творчеству В.В.Маяковского и С.А. Есенина.

1

3

Самостоятельная работа:

-Чтение произведений ,заучивание стихотворений

4


Раздел 7 Литература 30-х - начала 40-х

годов (обзор).

21


Тема 7.1. Литература 30-х - начала 40-х

годов (обзор).

Содержание учебного материала

1


1

Становление новой культуры в 30-е годы. Отражение индустриализации и коллективизации;

1

1

Тема 7.2. Марина Ивановна Цветаева

Содержание учебного материала

2


1

М.И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля.

1

1

2

Конфликт быта и бытия, времени и вечности в лирике Цветаевой

1

2

Тема 7.3 Осип Эмильевич Мандельштам

Содержание учебного материала

2


1

О.Э. Мандельштам. Историзм поэтического мышления, противостояние «веку-волкодаву»

1

1

2

Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии.

1

2

Тема 7.4 Андрей Платонович Платонов

Содержание учебного материала

2


1

А.П.Платонов. Социально- философское содержание творчества

1

1

2

Повесть «Котлован».Труд как основа нравственности человека

1

2

Тема 7.5 Исаак Эммануилович Бабель

Содержание учебного материала

2


1

И.Э. Бабель. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля.

1

1

2

«Конармия». Изображение событий гражданской войны в книге.

1

2

Тема 7.6 Михаил Афанасьевич Булгаков

Содержание учебного материала

6


1

Жизнь, творчество, личность М.А. Булгакова. История создания романа «Мастер и Маргарита».

1

1

2

Роман «Мастер и Маргарита». Композиция романа и его проблематика.

1

2

3

Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе.

1

2

4

Судьба художника в романе. Образы Мастера и Маргариты. Изображение любви как высшей духовной ценности.

1

2

5

«Нечистая сила» в романе. Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.

1

2

Контрольная работа



1

Сочинение по творчеству М. Булгакова.

1


Тема 7.7. Михаил Александрович Шолохов

Содержание учебного материала

6


1

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество.

1

1

2

Замысел и история создания романа «Тихий Дон»

1

2

3

Картины жизни донских казаков в романе.

1

2

4

«Чудовищная нелепица войны» в изображении.

1

2

5

Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова.

1

2

Контрольная работа



1

Сочинение по творчеству Шолохова.

1

3

Самостоятельная работа:

- Чтение произведений.

- Примерные темы рефератов:

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

4


Раздел 8 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

7


Тема 8.1 Анна Андреевна Ахматова

Содержание учебного материала

3


1

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Темы любви к родной земле, к Родине, к России

1

1

2

Поэма «Реквием».Особенности жанра и композиции поэмы.

1

2

3

Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

1

2

Тема 8.2 Борис Леонидович Пастернак

Содержание учебного материала

4


1

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.

1

1

2

Философичность лирики

1

2

3

Роман «Доктор Живаго».Жанровое своеобразие и композиция романа

1

2

4

Тема интеллигенции и революции в романе.

1

2

Самостоятельная работа:

-Чтение произведений, заучивание стихотворений.

-Примерные темы рефератов:

Ранняя лирика Б. Пастернака.

Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.

4


Раздел 9 Литература 1950- 1980-х годов

22


Тема 9.1 Творчество писателей -прозаиков

Содержание учебного материала

10


1

Литература периода «оттепели»

1

1

2

Новое осмысление проблемы человека на войне

1

1

3

Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. В.Быков «Сотников»

1

2

4

«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

1

2

5

«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни.

1

2

6

В.Т.Шаламов. История создания книги «Колымские рассказы»

1

2

7

В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений.

1

2

8

В.П.Астафьев. «Царь-рыба» .Нравственная проблематика произведений.

1

1

9

Художественные особенности прозы Шукшина

1

2

10

Развитие жанра фантастики в произведениях А.Беляева, И.Ефремова, К.Булычёва

1

2

Тема 9.2 Творчество поэтов

Содержание учебного материала

5


1

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, А.Вознесенского и др.

1

2

2

Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта.

1

2

3

Р. Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

1

2

4

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

1

2

5

И.А.Бродский. Жизнь и творчество

1

2

Тема 9.3 Драматургия 1950-1980-х годов

Содержание учебного материала

1


1

Нравственная проблематика пьес А.Володина «Пять вечеров», А.Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В.Розова «В добрый час», «гнездо глухаря»

2

Тема 9.4 Александр Трифонович Твардовский

Содержание учебного материала

2


1

А.Т. Твардовский. Философская лирика.

1

2

2

Тема войны и памяти в лирике поэта.

1

2

Тема 9.5 Александр Исаевич

Солженицын

Содержание учебного материала

2


1

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

1

2

2

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

1

2

Тема 9.6 Александр Валентинович Вампилов


Содержание учебного материала

2


1

Пьеса «Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа

1

2

2

Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова

1

2

Самостоятельная работа:

- Чтение произведений.

- Примерные темы рефератов:

А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца - воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.

Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

4


Раздел 10 Особенности развития литературы 1980-2000-х годов

Содержание учебного материала

1


1

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

1

2

Раздел 11 Зарубежная литература

Содержание учебного материала

1


1

И.-В.Гете. «Фауст».

Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Э.- М. Ремарк. «Три товарища»

Г. Маркес. «Сто лет одиночества».

П. Коэльо. «Алхимик».

1

2

Дифференцированный зачет

2



ВСЕГО

210/42

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению:

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Русский язык и литература» и соответствующая комната лаборанта.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект портретов русских писателей 19 и 20 века;

- иллюстрации к произведениям;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением,

- экран и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения:

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Русская литература XIX в. Учебник (ч.1,2) 10 кл./ Под ред. В.И.Коровина. - М., 2011.

Русская литература XX в. Учебник (ч.1,2) 11 кл./ Под ред. В.И.Коровина. - М., 2011.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2009.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2009

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2008.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2009.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2008.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2010.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2011.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2010.

Дополнительные источники:

1. И.В. Егорова, Поурочные разработки по русской литературе 20 века.- М, «ВАКО», 2007 год.

2. В.Г. Журавлев, Русская литература 20 века (1,2 часть).- Просвещение, М., 2006 год.

3. . И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова, Поурочные разработки по русской литературе 19 века.- М., «ВАКО», 2006 год.

4. Мацыяка Е., Обернихина Г. Литература. Книга для преподавателя. Изд.:Академия, 2008.- 552 с.

5. Русские писатели, XIX век: биографический словарь.- М.: Просвещение, 2007. - 576с.

6. Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./ И.О. Родин, Т.М. Пименова.- М.: АСТ: Астрель, 2009. - 685 с.

7.Единый государственный экзамен 2010. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. - М.: Интеллект - Центр, 2010. - 176 с.












4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины студентдолжен уметь:

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, используя сведения по истории и теории литературы, выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской и мировой литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, определять его род и жанр;

- анализировать художественный текст, выявляя его подтекст и раскрывая позицию автора, выражая собственное отношение к сказанному;

- выразительно читать, правильно расставляя словесные и логические ударения;

- выделять и осмыслять изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с композицией текста и авторской позицией;

- конспектировать, аннотировать, реферировать статьи о литературе, кино, театральных спектаклях;

- выступать с самостоятельно подготовленным докладом;

- строить устные и письменные высказывания, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- создавать литературно-музыкальные композиции, предполагающие взаимосвязь литературы с другими видами искусств;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- содержание программных произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения, а также чтения наизусть;

- основные факты жизни и творчества изучаемых писателей;

- творческую историю произведений, объяснять их современное значение;

- сходство и отличие литературных произведений от произведений других жанров и других авторов;

- основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия.

Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий.

Презентация творчества одного из поэтов или писателей.

Тестирование по изученным темам.

Домашнее сочинение.

Создание проектов, рефератов.

Контрольные работы.

Контрольное тестирование.


Разработчики:

___________________________Козлова Е.Л.

6

© 2010-2022