Методическая разработка тренинга на тему Веревочный курс (тренинг по развитию навыков общения как способа сплочения студенческого коллектива)

Данный курс направлен на развитие коммуникативных способностей, на сплочение обучающихся внутри коллектива. Веревочный курс – групповой тренинг, состоящий из интересных, увлекательных, но весьма непростых заданий. Курс позволит в короткие сроки научить обучающихся работать в команде, а так же позволит каждому участнику раскрыть свой личный потенциал. В процессе выполнения заданий веревочного курса обучающиеся преодолеют барьеры непонимания, между ними создается теплая обстановка. В коллективе со...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждениеМетодическая разработка тренинга на тему Веревочный курс (тренинг по развитию навыков общения как способа сплочения студенческого коллектива)

среднего профессионального образования

Республики Марий Эл

«Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»



Утверждаю:

____________________

зам. директора по ВР

Валькова Е.Ю.

«___»__________2015 г.





Веревочный курс

(тренинг по развитию навыков общения как способа сплочения студенческого коллектива)



/Методическая разработка тренинга/








Разработала:

Таныгина В.Н.,

педагог-психолог

ГБОУ СПО РМЭ «ЙОТСТ»





Йошкар-Ола

2015

Пояснительная записка

Данный курс направлен на развитие коммуникативных способностей, на сплочение обучающихся внутри коллектива. Веревочный курс - групповой тренинг, состоящий из интересных, увлекательных, но весьма непростых заданий. Курс позволит в короткие сроки научить обучающихся работать в команде, а так же позволит каждому участнику раскрыть свой личный потенциал. В процессе выполнения заданий веревочного курса обучающиеся преодолеют барьеры непонимания, между ними создается теплая обстановка. В коллективе создастся атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. Так же каждый участник начинает чувствовать ответственность за результат групповых стараний, что необходимо для совместной приятной учебы в техникуме.

Курс предназначен для студентов I курса. Тренинговые занятия могут проходить как в помещении, так и на улице, потребуется оснащение (например, стулья для участников, предметы, необходимые для упражнений и игр).

Паспорт тренинга

Тренер - Таныгина Валентина Николаевна, педагог-психолог

Группа, специальность - группа 14, по профессии «Портной»

Цель: формирование умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками.

Задачи:

  1. Расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения;

  2. Повысить уровень командного взаимодействия, сотрудничества.

  3. Способствовать развитию воображения, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

  4. Развить навыки рефлексии внутри группы и сензитивности студентов по отношению друг к другу.

  5. Улучшение психологического климата в группе.

Форма проведения: обучающие тренинговые занятия

Методы: беседа, объяснение, рассказ, дискуссия, метод «мозгового штурма», составление интеллект-карт.

Время (общее): 3 - 4,5 часа

Время одного занятия: 1-1,5 часа

Учебно-тематический план: План работы представлен в таблице 1.









Таблица 1.

План группового тренинга «Веревочный курс» на 2014-2015 учебный год

Тема занятия



Дата проведения


Время

на

занятие

Описание

1.

Что такое «веревочный курс»

Ноябрь 2014 г.

1 - 1,5ч.

Вводное лекционное занятие. Ознакомление студентов с курсом (цели, задачи, содержание, результат). Для знакомства участников друг с другом предлагается упражнение «Знакомство», «Интервью» или процедура «Визитка».

2.

«Свой - чужой»

Январь 2015 г.

1 - 1,5 ч.

Занятие посвящено коммуникативным барьерам. Теоретический материал включает в себя информацию о барьерах в общении с другими людьми. Упражнения направлены на укрепление установленного ранее контакта между участниками группы, развития сплоченности. Процедура «Дискуссия», «Королевство», упражнение «Зона комфорта», «Единство», составление интеллект-карт.

3.

«Последняя встреча»

Март

2015 г.

1 - 1,5 ч.

Заключительное занятие посвящено прохождению участниками испытаний, которое включает в себя такие процедуры: «Молекулы», «Построится по росту», «Единение», «Маятник», «Договориться за 5 минут», «Рисунок по кругу», упражнение «Последняя встреча».

Программа «Веревочного курса»

Занятие № 1. «Что такое «веревочный курс»

Цели занятия: знакомство с основными понятиями коммуникативной компетенции, развитие рефлексивных способностей, умений формулирования и аргументирования собственного мнения

Задачи:

  1. создать условия для усвоения нового теоретического материала, понятия «тренинг», «веревочный курс»;

  2. способствовать созданию эмоционально-положительной обстановки в группе, атмосферы доверия между участниками группы через повышение рефлексивных способностей студентов;

  3. создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Время занятия: 1 - 1,5 часа

Дидактическое оснащение и оборудование:

1. Компьютер

2. Мультимедийная установка

3. Электронная презентация к занятию

4. Листы бумаги, ручки и карандаши

5. Раздаточный материал:

  • История «веревочного курса»

  • Карточки с уровнями комфортности для процедуры «Визитка»

Ожидаемые результаты:

  1. студентами освоен теоретический материал о назначении и цели «веревочного курса»;

  2. создана эмоционально-положительная обстановка в группе, атмосфера доверия между участниками группы;

  3. студенты достаточно самостоятельно формулируют собственную позицию и высказывают свою точку зрения.

Ход занятия:

  1. Представление участников группы. Упражнение «Знакомство».

Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.

Техника проведения: По кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, студенты представляются группе. Сначала необходимо назвать свое имя, а затем сказать несколько слов о себе. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры.

Инструкции: «Давайте по кругу, по очереди представимся друг другу, произнося свое имя и небольшую характеристику о себе в 1-2 предложениях»

  1. Вводное лекционное занятие.

Цель: ознакомление обучающихся с данным курсом, базовыми понятиями коммуникации, критериями эффективной беседы и ее основными ступенями.

Время: 10-15 минут

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия коммуникации. Основные ступени беседы.

  2. Критерии эффективной беседы.

  3. Сведения из истории «веревочного курса» (раздаточный материал)

  4. «Веревочный курс» в России. Роль и назначение «веревочного курса».

  1. Упражнение «Интервью»

Цель: развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков; формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

Время: 10-15 минут

Техника проведения: Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека - его характера, привычек, интересов, привязанностей. Основное правило - отвечать как можно полнее и откровеннее. Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы.

Инструкция: «Сейчас у каждого из вас есть возможность поучаствовать в процедуре «интервью». Для этого вам в течение 3-4 минут необходимо придумать каждому участнику группы по 1 вопросу. Вопрос может быть абсолютно любой. По истечении времени нам понадобится первый участник, готовый ответить на вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник».

  1. Процедура «Визитка»

Цель: развитие коммуникации через механизмы самопрезентации.

Время:10-15 минут

Техника проведения: Участникам предлагается заранее определиться с уровнем комфортности предполагаемой задачи. Если выбран балл от 1 до 4 - ситуация максимально комфортная и располагающая. Балл от 5 до 7 - ситуация не без подвоха, но на уровне корректности. Балл от 8 до 10 может определить ситуацию жесткой.

Инструкция: Вам предлагается участие в мини-зарисовке. По окончании упражнения будут выявлены находки и удачные ходы самопрезентации. Вам предлагается выйти в круг, сесть на стул в центре и произнести следующие фразы.

Для тех, кто выбрал баллы от 1 до 4.

«Здравствуйте. Я хочу…»

«Мне нравится быть с Вами, потому что…»

Для тех, кто выбрал баллы от 5 до 7.

«Здравствуйте, мне сложно…»

«Мне стоит признаться в том, что я…»

Для тех, кто выбрал баллы от 8 до 10.

«Здравствуйте, мне стоит извиниться, так как я…»

«Я лучше Вас потому, что…».

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Я надеюсь, что сегодняшнее занятие было взаимополезным, и каждый из вас приобрел определенные знания, возможно, кто-то раскрыл в себе какие-то новые способности. И поэтому сейчас я каждому из вас предлагаю по кругу поделиться своими мыслями, идеями, настроением, может пожеланиями.

Занятие № 2 «Свой-чужой»

Цель занятия: формирование представления о коммуникативных барьерах и о способах их преодоления, как условия для сплочения студенческой группы

Задачи:

1) создать условия для усвоения понятия «коммуникативные барьеры», освоения способов преодоления коммуникативных барьеров;

2) способствовать формированию умения работать в коллективе через устранение коммуникативных барьеров и препятствий в системе обмена информацией.

Время занятия: 1 - 1,5 часа

Дидактическое оснащение и оборудование:

  1. Компьютер

2. Мультимедийная установка

3. Электронная презентация к занятию

4. Ватманы, фломастеры, карандаши

5. Раздаточный материал:

  • Виды коммуникативных барьеров

  • Инструкция по составлению интеллектуальных карт

Ожидаемые результаты:

  1. установление доверительных отношений между студентами через освоение способов преодоления коммуникативных барьеров;

  2. устранение имеющихся коммуникативных барьеров и препятствий в системе обмена информацией.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (подготовка студентов к взаимодействию). Упражнение «Единство»

Цель: формирование эмоционально-волевого единства группы

Время: 10 минут

Техника проведения: Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Инструкции: «Для проверки уровня развития вашей группы, согласованности между каждым членом группы вам предлагается следующее упражнение. Сейчас каждому из вас по моей команде «Пальцы» необходимо вытянуть одну руку в круг и показать определенное количество пальцев. Ваша задача в том, чтобы каждый участник группы выбрал и показал одно и то же число. При этом вам нельзя переговариваться друг с другом. Будьте внимательнее к тому, какое количество пальцев показывает каждый из вас. Все готовы? Пальцы!».

  1. Изучение нового теоретического материала (обсуждение и краткая запись студентами в тетради со слайдов презентации) - 15 мин.

Вопросы для обсуждения:

  1. Вербальный канал передачи информации.

  2. Что такое «коммуникативные барьеры»?

  3. Виды коммуникативных барьеров и способы их преодоления.

  1. Упражнение «Дискуссия»

Цель: совершенствование взаимопонимания на невербальном уровне.

Время: 15 минут

Техника проведения: Группа разбивается на «тройки». В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухонемого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепо-немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается договориться о месте, времени, цели встречи.

Инструкция: «Сейчас вам предлагается поработать в группах по 3 человека. Каждому из членов микрогруппы необходимо взять на себя определенную роль: «глухонемого», «слепо-немой», «глухого и паралитика». Вам необходимо с позиции своей роли в данном упражнении договориться о встрече, определив место, время и цель встречи. После того, как вы поработаете в группах, мы с вами обсудим, кому же из участников было тяжелее всего. Готовы? Начали!».

  1. Упражнение «Королевство»

Цель: формирование понятия собственной «социальной роли» в группе

Время: 20 минут

Техника проведения: Одному добровольцу из группы предлагается взять на себя роль короля или королевы. Следующим шагом Король и Королева выбирают трех или четырех человек первого ранга из группы и назначают их Министрами, Генералами, Слугами, Принцессами, Принцами и так далее. Каждый из этих выбранных людей в свою очередь выбирает одного или двух персонажей и дает им соответствующие роли. Количество выборов зависит от размера группы - если группа менее 20 человек, то оптимальным количеством выборов для Короля будет три (то есть Король может назначать трех человек). Соответственно, первые избранные могут назначить по два человека, которые в свою очередь могут выбрать по одному человеку. Важно, чтобы все участники получили роли. После этого следует расположить «королевство» в пространстве и попросить людей самих по очереди назвать принятые ими роли, для того, чтобы все участники игры увидели первоначальную структуру своего государства. Действие 1. Каждому участнику дается шанс изменить что-либо в «Королевстве». Участник игры может произвести любые изменения по своему усмотрению: изменить чью-то позицию в государстве, повысив или понизив кого-то в государственной иерархии. Это выглядит примерно следующим образом: «Я назначаю Первого Министра Слугой!» и человек включается в эту роль. Очень важно прояснить изменения, которые происходят после каждого такого шага. После того, как все игроки сделали свои «ходы», каждый участник снова называет свою новую роль, чтобы стало очевидно, как изменилась структура государства.

Действие 2. Каждому игроку дается еще один шанс изменить свою роль в «Королевстве», действуя по тем же правилам. После этого структура государства установлена окончательно.

Инструкция: Ребята, сейчас я вам предлагаю окунуться в сказку и немножко пофантазировать. Нам для конкурса потребуется доброволец, который возьмет на себя роль «короля» или «королевы» и выберет для себя самого близкого, определив для него роль. Каждый, которого выберут, назначает роль для следующего участника группы. При этом каждый участник группы может поменять свою роль при желании. В конце упражнения мы с вами поговорим о выбранных вами «ролях».

  1. Закрепление пройденного материала - составление участниками группы интеллектуальных карт в микрогруппах по 6-7 человек.

Сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в микрогруппах и составить интеллектуальную карту, раскрывающую одну из видов коммуникативного барьера (КБ). Всего у нас будет 3 микрогруппы и соответственно три КБ:

1 группа - фонетический КБ;

2 группа - стилистический КБ;

3 группа - семантический КБ.

В интеллектуальной карте вам необходимо в центре изобразить вашу проблему, выделить 4 основные направления, позволяющие решить эту проблему и сделать какие-то зарисовки, дополнения по желанию. На выполнение задания дается 10 минут. По истечении времени каждая группа представить свою проблему и варианты ее решения.

  1. Рефлексия. Упражнение «Зона комфорта»

Цель: определить зону комфортного взаимодействия студентов после очередного занятия.

Время: 5-10 минут

Техника проведения: Каждый из участников по очереди выходит перед своей группой и становится к ней спиной. Остальные участники группы по очереди начинают движение в его сторону, участник, стоящий спиной, останавливает движение каждого по собственному желанию, когда посчитает необходимым.

Инструкция: Сейчас каждый из вас имеет шанс испытать себя, определить «зону комфортного взаимодействия» с остальными членами группы. Одному добровольцу необходимо выйти перед группой и встать к ней спиной. После чего, каждый из оставшихся членов группы по очереди начнет движение в сторону стоящего спиной, который может остановить движение по своему желанию.

Занятие № 3. «Последняя встреча»

Цель занятия: совершенствование коммуникативной культуры участников курса и сплочение коллектива группы

Задачи:

  1. способствовать развитию коммуникативных способностей;

  2. формирование умения работать в команде.

Время занятия: 1 - 1,5 часа

Дидактическое оснащение и оборудование:

1. Листы бумаги и разноцветные карандаши или фломастеры.

Ожидаемые результаты:

  1. развитые коммуникативные способности у участников группы (овладение студентами навыками эффективного общения);

  2. сформированные умения работы в команде: распределять обязанности среди членов группы, принимать на себя ответственность при выполнении порученной работы и т.д.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (подготовка студентов к взаимодействию). Упражнение «Молекулы».

Цель: создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы.

Время: 5-7 минут

Техника проведения: Участники хаотично движутся по аудитории и по команде тренера объединяются по 2 (3,4 и все).

Инструкция: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые хаотично движутся, иногда объединяются в молекулы. Я называю любое число, а ваша задача объединяться по числу, которое услышали».

  1. Упражнение «Построиться по росту».

Цель: развитие умения взаимодействовать друг с другом, повышение настроения и активизация участников группы.

Время: 10 минут

Техника проведения: Все участники тренинга приглашаются в круг. Задача группы построится: по росту, по размеру обуви, по дате рождения, по цвету волос, по алфавиту имен, по теплоте рук. А потом все это проделать с закрытыми глазами.

Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, в круг. Ваша задача построиться по росту, по размеру обуви, по дате рождения, по цвету волос, по алфавиту имен, по теплоте рук. А теперь все это проделать с закрытыми глазами».

  1. Упражнение «Единение»

Цель: определить роль студента в процессе взаимодействия с другими людьми («ведомый» или «ведущий», «слушатель» или «говорящий»).

Время:10-15 минут

Техника проведения: Все участники делятся по парам, одни из пары встают спереди, другие сзади. Те, кто стоят сзади, кладут руки на талию впередистоящим и пытаются дышать в их темпе. После нескольких минут, пары меняются местами. Упражнение повторяется.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам необходимо разделиться по парам и встать друг за другом. Те, кто стоят сзади, кладите руки на талию впередистоящим и попытайтесь дышать в их ритме. Прочувствуйте, на сколько удобна для вас эта позиция. Спустя определенное время, поменяйтесь местами и повторите упражнение».

4. Упражнение «Маятник»

Цель: повысить у участников уровень доверительного отношения друг к другу.

Время: 10 минут

Техника проведения: Группа выстраивается в плотный круг, посреди круга помещается первый доброволец с закрытыми глазами. Участник в центре круга становится перед остальными членами группы спиной и падает в расслабленном состоянии на руки товарищам. Задача окружающих удержать своего одногруппника и провести его, передавая по кругу. Для такого падения необходимо доверять коллективу.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит самостоятельно принять личное решение довериться команде в критической ситуации или нет. Каждый из вас кто решится на это, выходит в центр и закрывает глаза, остальные замыкаются в тесный круг. Участнику, стоящему в центре, необходимо максимально расслабится, довериться группе и упасть назад. Задача окружающих подхватить своего одногруппника и провести его по кругу, передавая и помогая друг другу.

5. Упражнение «Рисунок по кругу»

Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

Время: 10 минут

Техника проведения: Все участники садятся в круг. Каждый берет в руки лист бумаги и рисует на нем что-либо. По команде тренера (хлопок в ладоши) каждый передает свой лист и карандаш участнику слева, тот дорисовывает. Лист передается по кругу до тех пор, пока он не вернется к хозяину.

Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину. Готовы? Поехали!»

6. Упражнение «Последняя встреча»

Цель: совершенствование коммуникативной культуры, подведение итогов.

Время: 10 минут

Техника проведения: Каждому участнику предлагается высказаться по кругу о своих переживаниях, эмоциях и настроении в процессе работы в тренинге.

Инструкция: «Представьте себе, что занятия уже закончились, и мы с вами расстаемся. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2012.

  2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - 2-е изд. - М.: Смысл, Академический проект, 2010.

  3. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 2009.

  4. А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи. Режим доступа: azps.ru

  5. Упражнения на доверие. Режим доступа: spo.mrsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=77:exercises-of-trust&catid=57:trainings&Itemid=93

  6. Упражнения на доверие. Режим доступа: teamextreme.com.ua/uprazhnenie-padenie-na-doverie

  7. Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: festival.1september.ru/articles/595894/


© 2010-2022