Конспект Кейс-урока окружающего мира Природные зоны. Леса России». (4 класс)

Планируемые результаты: Предметные:   Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о географическом положении и  климате зоны тайги, растениях и животных этой зоны,  познакомить с экологическими проблемами. Личностные УУД:   формировать внутреннюю позицию школьника, развивать мотивы учебной деятельности и  личностный смысл учения;  развивать этические качества,  навыки сотрудничества,  формировать уровень рефлексии и адекватной самооценки. Регулятивные: форму...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»





Индивидуальный проект кейс-урока

по дополнительной профессиональной программе

«Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»







Выполнила: Овчинникова Людмила Васильевна

МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск,

учитель начальных классов

Проверила: Сейдниязова Н.В.









Саранск 2015


Урок окружающего мира.

Класс: 4

Программа: Начальная школа 21 века

Авторы: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова

Тема: "Природные зоны. Леса России».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить учащихся с зоной тайги.

Планируемые результаты:

Предметные:

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о географическом положении и климате зоны тайги, растениях и животных этой зоны, познакомить с экологическими проблемами.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника, развивать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; развивать этические качества, навыки сотрудничества, формировать уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные: формулировать самостоятельно цель урока, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы (задачи), в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы.

Познавательные: познакомить с разными источниками для самостоятельного поиска информации, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем, перерабатывать полученную информацию, работать над формированием логических умений: анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные действия: планировать учебное сотрудничество, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник «Окружающий мир»

Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова 4 класс часть 1. , дидактический материал. Л.И. Коваленко «Изучение разнообразия природы России».

Ход урока:

  1. Настрой класса на урок.

«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». ( Виталий Бианки)

-А сейчас давайте настроимся на урок, произнеся все вместе, дружно слова, которые вы видите на экране:

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы всему научимся, все у нас получится!

2.Актуализация знаний.

- Что мы делаем, чтобы узнать новое? (Повторяем)

-Какую природную зону мы изучили на прошлом уроке? (тундра)

-Сегодня мы продолжим путешествие по карте нашей страны, а куда именно отправимся - вам предстоит догадаться самим и ответить на мой вопрос, прослушав загадку:

Пойдём со мной в наш тихий лес,

Там есть черника и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч - и ещё немножко!

Присев под кедром отдохнуть,

Вдохнем смолистый запах шишек,

И пусть ровней задышит грудь,

Стряхнув усталости излишек

- О каком виде леса идет речь? Как вы догадались?

-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Прослушиваю варианты. Объявляется тема.

- Что же означает слово ТАЙГА?

Словарь С.И.Ожегова - дикий хвойный лес.

В.И.Даля - обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.

В.В.Репкина - дикий, труднопроходимый лес.

Итак, мы будем говорить про лес, а именно про тайгу.

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан тайги. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России.

С древних времён лес верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт тех продуктов, что получали от леса: это фрукты, ягоды, орехи.

Но вскоре они научились охотиться на лесных зверей. Около 4500 лет до н.э. люди открыли для себя, что лес очень ценен для изготовления оружия и крова. И вот около 2400 лет до н.э. началось интенсивное заселение лесных районов.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте его.

-Какие же тайны мы будем сегодня раскрывать?

ПЛАН

  • -месторасположение и климат

  • - растительный мир

  • - животные

  • - лес и человек; экологические проблемы и охрана лесов

План записывается на доске.

  1. Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа называется: «Географы», они раскроют нам природные и климатические особенности зоны тайги.

2 группа: «Ботаники» откроют нам тайны царства растений тайги.

3 группа: «Зоологи» расскажут о многообразии животного мира тайги.

4 группа: «Экологи» познакомят с экологическими проблемами тайги.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа


3-я группа


4-я группа


  1. Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Учебник Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство « Вентана-Граф», Москва, 2013. Стр. 77-79

Источник №2: Тайга - наиболее обширная природная зона России - протянулась от западных границ России до Тихого океана. На карте она выделена тёмно-зелёным цветом. Расположена тайга в умеренном поясе, значит здесь ярко выражены все четыре времени года. Расположена тайга на Восточно-Европейской и Западносибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.

Тайга - это хвойный лес. Зима в тайге холодная, но лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут хвойные деревья, они не очень требовательны к теплу. Хвоя заменяет им листья, они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

с континентальным климатом, и западную, с более мягким климатом; в целом климат зоны влажный, с умеренно тёплым (на севере прохладным) летом и суровой зимой; зимой - устойчивый снежный покров.

ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%EE%E3%F0%E0%F4%E8%FF_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

geographyofrussia.com/prirodnye-zony-rossii-4-klass/

Источник №3: В зависимости от особенностей важнейших растений, их возраста и определённых условий в лесу развивается несколько ярусов растений. Ярусы - достаточно чётко отграниченные горизонты концентрации деятельных органов растений. Ярусы могут быть образованы одним или двумя и более видами. В лесах различают ярусы

ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%F1

Источник №4:

Загадки.

№1

Позади аэродром. Мы летим часа четыре. Видим тундру под крылом, А потом - леса Сибири. Там зимой метёт пурга. Этот хвойный лес - ... (Тайга.) prozagadki.ru/1273-zagadki-po-geografii.-pro-tajjgu.html

№2

Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. (лес)

hvatalkin.ru/zagadka/918

Кейс №2.

Источник №1: Учебник Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство « Вентана-Граф», Москва, 2013. Стр. 77-79

Источник №2.

Дидактический материал. Л.И. Коваленко «Изучение разнообразия природы России»,ОАО «Издательство «Лицей», Саратов, 2009.

Источник №3.

Растительность хвойных лесов. (иллюстрации)

Ель - всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму . Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат верх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница - это самое выносливое дерево, таёжной зоны. Она растёт в смешанных лесах. Лиственница выдерживает морозы -70°C, и даже больше. Хвоя однолетняя, ни сколько не колючая, мягкая. Лиственница любит светлые участки местности, поэтому в темнохвойных лесах её встретить очень сложно Очень хорошо подходит для строительства, является желанным материалом, для изготовления первых венцов таёжных зимовий. Древесина не боится влаги и очень медленно гниёт. Содержит много смолы.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки .

elhow.ru/stati-dlja-vzroslyh/ucheba-1/biologija/botanika/kakie-rastenija-v-lesuсезоны-года.рф/растения%20тайги.html

Источник №4: Ягодные кустарнички

Таёжная ягода, представляет собой небольшие кустарнички. Ягоды и листья черники применяются в народной медицине. Произрастает в таёжной зоне, на болотах. Ягоды имеют приятный, сладкий вкус. Их применяют при лечении глаз, желудочно-кишечного тракта.

Брусника произрастает на торфяных болотах, а так же в сухих лесах, с преобладанием различной растительности. Ягоды широко используются в пищу, из них варят варенье или же едят в свежем виде.

volnomuvolya.com/rasteniya-lesa-nazvaniya.html

Источник №5: Загадки

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/zagadki-o-derevjah-dlja-detei-s-otvetami.html

Кейс №3.

Источник №1: Учебник Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство « Вентана-Граф», Москва, 2013.

Источник №2:

Разнообразен животный мир тайги.

Кедровка - таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга - родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожаные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют различное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Сообщение по плану:

а) название животного

б) к какому классу относится

в) внешний вид

г) приспособление к жизни в тайге

д) как связан с другими обитателями леса

е) значение

chudesnayastrana.ru/jivotnie-lesa.htm

Источник №3:

Пословицы о животных

  • Каждая лиса свой хвост нахваливает.

  • Волк остаётся волком, даже если он не съел твоей овцы.

kladraz.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-o-zhivotnyh.html

Источник №4:

Загадки

Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит... (медведь)

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это - хитрая... (лисица)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (волк)

razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-pro-lesnyh-zhivotnyh.html

Кейс №4:

Источник №1:

Учебник Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство « Вентана-Граф», Москва, 2013.

Источник №2:

Экологические проблемы леса:

(иллюстрации)

- пожары;

-вырубка леса;

-промышленные предприятия; которые своими отходами загрязняют воздух и водоёмы,

-браконьерство

Лесные пожары являются основной причиной повреждения и гибели лесов на значительных площадях. Ежегодно в России происходит более 18 тыс. лесных пожаров. Около 80% лесных пожаров возникает по вине человека.

Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Особенно опасна вырубка лесов, поскольку там обитают редкие животные растет много видов всех растений. Леса дают 1/4 всего кислорода в мире.

Главные источники загрязнения воздуха - это промышленные предприятия, выбрасывающие в атмосферу большое количество вредных отходов. Постоянно гибнет флора и фауна в лесах .

Браконьерство - грубое нарушение правил и этики охоты, результатом которого является намерение незаконного добывания или фактическое незаконное добывание диких животных».

world-eco.org/publ/ehkologija/samye_sereznye_ehkologicheskie_problemy/3-1-0-2

Источник №3: Значение леса в жизни человека

  1. Лес влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы .

  2. Лес - древесина для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений.

  3. Лес - это источник, под воздействием которого формируется культура и обычаи целых народов.

wood.ru/ru/loa692.html

Источник №4:

Дидактический материал. Л.И. Коваленко «Изучение разнообразия природы России»,ОАО «Издательство «Лицей», Саратов, 2009.

Источник №5:

А вот некоторые советы юным туристам.

1. Используйте для разведения костра только специально оборудованные места.

2. Не разводите большой костер.

4. Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, крутых склонов, гнилых пней, бревен, сухой травы и листвы.

5. Никогда не оставляйте костер без присмотра. Даже небольшой ветерок способен вызвать быстрое распространение огня. Немедленно пресекайте любое расползание огня за пределы кострища.

6. Всегда имейте под рукой емкость с водой и держите наготове лопату, чтобы можно было немедленно забросать землей вырвавшееся пламя.

kladraz.ru/scenari/dlja-letnego-otdyha/pravila-povedenija-v-lesu-dlja-detei-shkolnikov.html

Источник №6:

Заповедники республики Мордовия
Заповедник расположен на лесистом правобережье реки Мокши, левого притока Оки, на территории Темниковского района Республики Мордовия. Основными задачами заповедника на момент создания являлись сохранение и восстановление лесного массива южного отрога таежной зоны, сохранение и обогащение животного мира. Фауна позвоночных животных заповедника имеет смешанный характер в связи с его расположением на рубеже природных зон. В ней есть виды европейской тайги: бурый медведь, лось, глухарь, рябчик. Восточно-европейских смешанных широколиственных лесов: белка, лесная куница, лесной хорек, крот. Европейская норка, лесная и орешниковая сони, соня-полчок, желтогорлая мышь, рыжая полевка, бурозубки, тетерев, сойка, иволга, мухоловка-пеструшка, клинтух, зеленый дятел.

trasa.ru/region/mordoviya_zapov.html


  1. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физминутка.

  2. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

  1. Рефлексия.

Закончить урок я хочу такими словами:

-Природа бесконечна. Это бесценное наследство для человека, созданное Богом, оставленная для нас любовью предками. А мы должны передать любовь своим детям, дети - своим детям. Пусть она будет бесконечна.

Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!

© 2010-2022