Программа Анализ литературного произведения

Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов. Целью курса является развитие личности посредством литературы. В пятом классе цель занятий- овладение терминологической базой на материале двух рассказов. В шестом классе изучается 7 произведений, основная цель - учить писать сочинение по литературе. В седьмом классе учащихся следует познакомить с русской классикой, показать ее значение, вклад в русскую культуру и литературу, продолжить работу в творческом направлении (написание сочинений).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Великодворской

СОШ ___________Тюменева М.А.

Приказ № _____ от «_____» _______20__ г.






ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

по художественно-эстетическому направлению

«Анализ произведений малого жанра»












Учитель русского языка и литературы

Савинова Н.В.








п.Великодворский

1.Пояснительная записка

Срок реализации программы дополнительного образования - 3 года.

Возраст детей - 11-13 лет.

Программа для 1 года обучения составлена на основе программы,

размещенной в методическом пособии Коровиной В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 5 класс. - М.: Просвещение, 2010.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

Программа для 2 года обучения составлена на основе программы,

размещенной в методическом пособии. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 6 класс. - М.:Просвещение, 2011.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Программа для 3 года обучения составлена на основе программы,

размещенной в методическом пособии Коровиной В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 7 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю)


Общая цель программы: научить понимать и анализировать литературное произведение.

1 год обучения

Цель: научить читать художественное произведение и понимать его.

Задачи:

- тренировать технику чтения, читая произведение вслух;

- учиться использовать знания из других наук (привлекать знания по русскому языку, биологии, истории);

- познакомить с основными теоретическими понятиями;

- учить выявлять авторскую позицию, определяя свое отношение к ней;

- учиться создавать собственный текст.

2Описание места предмета в учебном плане

Для учащихся надо подобрать произведения, которые доступны и интересны им, а также содержат темы, актуальные для детей возраста 11-12 лет (тема дружбы, разгадывание тайны, загадки героя, фантастика). Учитывая это, трудно взять за основу одно методическое пособие. Поэтому произведения, изучаемые в 1 год обучения, взяты из методического пособия Коровиной В.Я., а произведения, изучаемые во 2 год обучения, взяты из пособия Ереминой О.А. На 3 году обучения следует познакомить детей с внепрограммными произведениями русских классиков такими, как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов, А.П.Чехов.

Занятия программы дополнительного образования рассчитаны на целый учебный год, что дает возможность досконально проанализировать два произведения малой формы (рассказ): В.Г.Короленко «Последний луч», Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный…». В 5 классе на уроках литературы изучается рассказ как особая форма повествования, которую читатель может быстро охватить. Рассказ - сжатая форма повествования, включающая в себя очень большое количество информации, которую автор хочет передать. Поэтому на занятиях учащиеся будут заниматься «комментированным» чтением с остановками и объяснением прочитанного: каждый абзац рассказа несет определенную смысловую нагрузку.

На занятиях будут применяться литературный (смысловой) и языковой (формальный) типы анализа. В ходе занятий будут применяться основные литературные термины (сюжет, тема, идея, персонаж, деталь, образ автора, жанр, образ), дающие возможность анализировать произведение на теоретической базе (литературный анализ). Языковой анализ необходим для того, чтобы обратить внимание учащихся на форму повествования, выражающую основную мысль, которую автор хочет передать.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

На занятиях преобладают следующие формы работы:

- эвристическая беседа;

- исследовательская деятельность;

- выразительное чтение;

- самостоятельная творческая работа;

- обсуждение проблемных вопросов.

Формы контроля: тест на знание текста, письменный ответ на вопрос.

4.Планируемые результаты

На конец 1 года обучения по программе дополнительного образования обучающиеся должны научиться:

  • составлять план;

  • строить монологические высказывания, уметь строить диалог;

  • знать основные теоретические понятия;

  • осознанно и адекватно воспринимать художественное произведение;

  • интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций;

  • уметь находить в тексте языковые единицы, а также средства художественной выразительности.

5. Содержание

Тема занятия

Количество часов

В.Г.Короленко «Последний луч»

16

Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный»

19

Всего

35

2 год обучения


1.Пояснительная записка

Цели: научить анализировать художественное произведение.

Задачи:

- расширить круг чтения детей (то есть на занятиях следует рассматривать произведения, не входящие в школьную программу);

- активизировать творческие способности детей;

- стимулировать исследовательскую деятельность;

-развить важные теоретические знания, освещенные в учебнике.

2.Общая характеристика учебного предмета

В программу включены произведения, связанные с традиционными учебными программами по литературе для 6 класса, и произведения, которые входят в круг чтения подростков. На занятиях я планирую опираться на знания, полученные детьми на уроках литературы, и углублять понимание изучаемого материала.

Основные темы для обсуждения, представленные в произведениях для прочтения на занятиях: тема чуда, дети и эпоха, смысл человеческой жизни, подвига. На протяжении года я предлагаю регулярно заниматься развитием памяти у детей с помощью заучивания стихотворений. Цель такой работы - развитие памяти и расширение поэтического кругозора детей. В течение года будут проводиться специальные занятия, на которых происходит чтение творческих работ и их обсуждение (работа оценивается другими учениками, учитель дает советы по написанию сочинения).

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

На занятиях преобладают следующие формы работы:

- эвристическая беседа;

- исследовательская деятельность;

- выразительное чтение;

- обсуждение проблемных вопросов.

Формы контроля: тест на знание текста, самостоятельная творческая работа (4 мини-сочинения).

4.Планируемые результаты. На конец 2 года обучения по программе дополнительного образования обучающиеся должны овладеть следующими умениями, навыками и способами деятельности:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью;

  • составление плана;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

5.Содержание

Тема

Кол-во часов

Небылицы

1

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

2

П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»

4

Б.В.Шергин «Миша Ласкин»

2

В.П.Крапивин «Я иду встречать брата»

4

Поэзия: рифма, размеры

2

Л.В.Соловьев «Зверь, именуемый кот»

3

Н.А.Некрасов «Стихотворения, посвященные детям»

2

К.М.Станюкович «Максимка»

3

А.П.Чехов «Ванька»

2

И.А.Ефремов «Белый рог»

2

Ю.В.Друнина «Зинка»

1



3 год обучения

1.Пояснительная записка

Цель: расширять литературный кругозор, познакомить с произведениями писателей XIX века, которые не включены в обязательную программу.

Задачи:

- изучать индивидуальный стиль автора, его писательскую манеру;

- научиться интерпретировать, анализировать произведение;

- развивать способность формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию;

- раскрыть нравственную проблематику произведений XIX века;

- рассмотреть особенности малого жанра в произведениях XIX века.

2.Общая характеристика учебного предмета

Литература тесно связана с различными науками, в том числе с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание программы предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. Для этого я выбрала изучение произведений русских писателей XIX века. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

На занятиях преобладают следующие формы работы:

- эвристическая беседа;

- исследовательская деятельность;

- выразительное чтение;

- обсуждение проблемных вопросов.

Формы контроля: тест на знание текста, самостоятельная творческая работа.

4.Планируемые результаты. На конец 3 года обучения по программе дополнительного образования обучающиеся должны овладеть следующими умениями, навыками и способами деятельности:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы XIX века;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических и драматических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода и одной исторической эпохи;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.

5.Содержание

Тема

Количество часов

Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»

5

Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

3

А.С.Пушкин «Гробовщик»

4

Лесков «Левша»

4

И.С.Тургенев сборник рассказов «Записки охотника»

5

Некрасов «Мороз - красный нос»

5

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина

4

Комические сцены А.П.Чехова

4


6.Тематическое планирование


1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

1. В.Г.Короленко «Последний луч». Сведения о жизни писателя. Влияние биографии на творчество писателя

1

2. «Последний луч». История создания рассказа. Исторические события, повлиявшие на создание рассказа

1

3. Чтение первой части рассказа. Анализ сцены приезда рассказчика на Нюйский станок. Мир Нюйского станка

1

4. Чтение первой части рассказа. Анализ описания восхода солнца. Мотивы жизни и смерти. Образ природы.

1

5. Чтение второй части рассказа. Тема тайны. Историческая тема в рассказе

1

6. Чтение третьей части рассказа. «Генеалогическое расследование» рассказчика

1

7. Композиция и сюжет рассказа

1

8. Роль детали в рассказе

1

9. Мифология и история в рассказе

1

10. Авторская позиция в рассказе. Образ рассказчика

1

11. Тема вымирающего рода

1

12. Тема тайны. Образ декабриста Чернышева.

1

13. Время и пространство в рассказе

1

14. Языковой анализ. Тропы в текстовом пространстве рассказа

1

15. Идея рассказа. Диалог в рассказе как особая форма повествования

1

16. Смысл названия рассказа.

1

1. Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Сведения о жизни писателя

1

2. История создания рассказа. События, повлиявшие на написание рассказа

1

3. Чтение рассказа. Знакомство с героями. Как автор рисует Павлика

1

4. Чтение рассказа. Дружба с Митей Гребенниковым. «Святая дружба»

1

5. Чтение рассказа. Тема предательства

1

6. Чтение рассказа. Тема воспитания и образования.

1

7. Чтение рассказа. Тема поиска своего места в жизни.

1

8. Чтение рассказа. Тема войны и памяти

1

9. Образ Павлика. Индивидуальность, цельность формирующейся личности

1

10. Время и пространство в рассказе

1

11. Образ рассказчика, его личность

1

12. Интертекстовые связи. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

1

13. Тема дружбы. Обобщение материала

1

14. Роль рассуждения в рассказе.

1

15. Композиция и сюжет в рассказе

1

16. Роль детали в рассказе

1

17. Языковой анализ. Художественные средства выразительности

1

18.Идея рассказа. Монолог рассказчика как форма повествования

1

19. Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка

1



2 год обучения

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата

1.Небылицы

Чтение и слушание текстов, заучивание небылиц, беседа по текстам

1

2.М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

А) композиция. Вопрос о жанре, связь с русской народной сказкой

Б) Образ главного героя. Смысл названия. Идея произведения

Чтение вслух, обсуждение, беседа по тексту, объяснение непонятных слов

1

1

3.П.П.Бажов. Сказ «Малахитовая шкатулка»

А) жанр и композиция произведения

Б) образ главной героини

В) художественные особенности произведения

Г) подготовка к сочинению

Эвристическая беседа, комментированное чтение, анализ текста

Мини-сочинение

1

1

1

1

4.Б.В.Шергин. «Миша Ласкин»

А) образ главного героя

Б) Тема дружбы и единства

Комментированное чтение, составление цитатного плана

1

1

5.В.П.Крапивин «Я иду встречать брата»

А) Ноаль и его мечты

Б) Образ брата, Александр Снег и его тайна

В) художественное своеобразие повести

Г) подготовка к сочинению

Составление плана, анализ текста, эвристическая беседа, выборочное чтение

Мини-сочинение по повести

1

1

1

1

6. рифма, размеры стиха

А) М.Ю.Лермонтов «Баллада»

Б) И.И.Дмитриев «Старинная любовь»

Чтение и разбор стихотворных текстов

1

1

7.Л.В.Соловьев. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»)

А) Тема доброты и находчивости,

Б) художественное своеобразие отрывка

Пересказ, выразительное чтение, анализ текста

Мини-сочинение


1

1

8.Конкурс чтецов

Выразительное чтение стихотворений наизусть

3 (в течение учебного года)

9.Н.А.Некрасов.Стихотворения, посвященные русским детям

А) Стихотворения, посвященные русским детям

Б) Чтение стихотворений наизусть

Анализ стихотворений, чтение наизусть

1

1

10.К.М.Станюкович «Максимка»

А) образ главного героя

Б) художественные особенности текста

В) подготовка к сочинению

Комментированное чтение, эвристическая беседа

Мини-сочинение

1

1

1

11.А.П.Чехов. «Ванька»

А) мир с точки зрения маленького героя

Б) художественное своеобразие рассказа

Чтение текста, анализ произведения

1

1

12.И.А.Ефремов. «Белый рог»

А) Образ горы Белый рог.

Б) Художественное своеобразие рассказа

Чтение текста, анализ произведения

1

1

12.Ю.В.Друнина. «Зинка»

Анализ стихотворения (определение темы, идеи, рифмы, размера), чтение наизусть

1

13.читательская конференция

Отзывы о прочитанных книгах, обсуждение прочитанного, обмен мнениями, инсценировки, отгадывание конкурсного кроссворда

1

14.Что читать летом?

Инсценировки, конкурс (реклама той книги, которую ребенок советует прочитать другим детям)

1




3 год обучения

Тема

Виды деятельности

Количество часов

Дата

Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»

- тема распада «идиллического» мира;

- тема любви в повести;

- юмор в повести;

- художественное своеобразие повести;

- подготовка к мини-сочинению

Анализ текста, беседа по тексту, составление плана, написание сочинения

1

1

1

1

1


Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

- комическое в повести, никчемность конфликта героев;

- народно-поэтическая традиция в повести;

- художественное своеобразие повести.

Анализ текста, беседа по тексту, написание эссе

1

1

1


А.С.Пушкин «Гробовщик»

- жанр пародийной повести;

- тема сна в повести;

- художественное своеобразие повести;

- подготовка к мини-сочинению


Анализ текста, беседа по тексту, составление плана, написание сочинения


1

1

1

1


Лесков «Левша»

- история создания сказа;

- жанровые особенности сказа;

- изображение русского национального характера

- подготовка к сочинению

Анализ текста, беседа по тексту, составление плана, написание сочинения

1

1

1

1


И.С.Тургенев сборник рассказов «Записки охотника»

- И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч»;

- И.С.Тургенев «Лебедянь»;

- И.С.Тургенев «Касьян с красной мечи»;

- И.С.Тургенев «Живые мощи»

- подготовка к сочинению

Анализ текста, беседа по тексту, комментированное чтение, составление плана, написание сочинения

1

1

1

1

1


Некрасов «Мороз - красный нос»

- мастерство Некрасова в изображении крестьянского быта;

- изображение женского характера в произведении;

- стиль автора;

- жанровые особенности поэмы;

- подготовка к сочинению

Анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение, написание сочинения

1

1

1

1

1


Сказка М.Е.Сатыкова-Щедрина

- Сказки о животных «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк»;

- Сказки о животных «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат»;

- Нравственная проблематика сказок «Пропала совесть», «Добродетели и пороки»

- подготовка к сочинению

Анализ текста, беседа по тексту, составление плана, написание сочинения

1

1

1

1


Комические сцены А.П.Чехова

- А.П.Чехов «Медведь»;

- А.П.Чехов «Предложение»;

- А.П.Чехов «Юбилей»

- подготовка к сочинению

Анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение, написание сочинения

1

1

1

1
















7.Учебно-методический комплекс

Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 6 класс. - М.:Просвещение, 2011.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 5 класс. - М.: Просвещение, 2010.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 7 класс. - М.: Просвещение, 2012


8.Литература для учащихся

Басина М.А. В садах лицея. На берегах Невы. Л.: Детская литература, 1988.

Гроссман Л.Н. Лесков. Жизнь, творчество, поэтика. М., 1987.

Курдюмова Т.Ф. Пейзаж - средство эстетического воспитания (на уроке литературы). М.: Просвещение, 1965.

Семенов А.Н. Контрольные работы и задания по литературе (XIX век). - М.: ВЛАДОС, 2000.

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе: 5-8 кл. - М.: Дрофа, 1996.

Успенский Л.В. Слово о словах. - Л., 1971.

Энциклопедия для детей. /М.: Аванта+, 1996 /.

Энциклопедия литературных героев. /М., АГРАФ, 1999 /.

Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 веков. /М., АСТ Олимп, 1997 /.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новикова В. И. /. М, Педагогика, 1988 /.


© 2010-2022