Конспект открытого урока «Причастие» по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение темы «Причастие»

Цели: 1) повторение и закрепление темы «Причастие» (виды и признаки причастий, использование причастий , использование причастий во всех стилях речи);

2) развитие внимания, воображения, мышления, памяти, речи; обогащения словарного запаса учащихся;

3) привитие культуры речи, интереса к предмету, воспитания патриотизма, интереса к русской и казахской литературе.

Тип урока: обобщение и повторение изученного.

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы и приёмы: монолог, диалог, демонстрация, контроль

Ход урока

I.Организационный момент.

Ребята, на свете много музеев, и у нас с вами будет свой музей - музей русского языка. В нём много залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое, а в каждом зале мы с вами будем сегодня работать, подскажет вам загадка:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

О чём эта загадка? Правильно о причастии. Да, мы с вами будем сотрудниками музея, работающими в зале «Причастие».

II. Повторение материала.

1) Ребята, нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий. Сейчас нам нужен один «экскурсовод» у доски, который выберет из карточек морфологические признаки причастий и запишет их на доске (вид, время, возвратность, переходность, род, число, падёж, полная и краткая форма). А мы с вами в это время напишем небольшой выборочный диктант.

2) Выборочный диктант. Записать словосочетания, построенные по схеме «причастие +существительное».

Шумный поток, вспаханное поле, четвёртый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, другой человек, летящая птиц а, белый цветок, белеющий цветок, купающиеся дети, седой старик, видимый след.

- Как можно доказать, что записанные вами словосочетания включают причастия?

3) Проверка работы «экскурсовода» у доски.

4) Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей, поэтому повторим основные признаки причастия.

- Почему причастие называется особой формой глагола?

- Назовите признаки глагола.

- Назовите признаки прилагательного у причастия.

- Перечислите постоянные признаки причастия.

- Перечислите непостоянные признаки причастия.

- Какова синтаксическая роль причастия?

III. Закрепление изученного.

В нашем первом зале представлены действительные и страдательные причастия.

1)Работа в группах. Заполнение таблиц.

1группа - действительные причастия.

2 группа - страдательные причастия

2) Образование причастий. Образуйте все возможные причастия от данных глаголов.

Видеть, смеяться, наступать.

3) У посетителей музея возникли вопросы об употреблении причастий в речи. Что называется причастным оборотом?

Причастный оборот чаще всего используется в письменной речи.

- Экскурсоводом у нас будет … (Один ученик работает у доски. По таблице рассказывает о причастном обороте).

4) Графический диктант.

1.Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычным и ещё не виданным зрелищем.

/ / зрелищем.

2. Многочисленная стая лебедей, возвращавшаяся с дальнего юга на север, стала кружить над разливом.

… лебедей, / /, …

5).Найди ошибки.

Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросшие кувшинками.

На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

Появившиеся почки говорили на деревьях о наступившей весне.

6).Проверочный диктант.

Невспаханная земля, ещё не вспаханная земля, земля не вспахана, неотправленное письмо, не отправленное мною письмо, письмо не отправлено, несобранные грибы, никем не собранные ягоды, тетради несобранны.

7).Графический диктант (н и нн в прилагательных и причастиях)

1.Исправленная ошибка

2.Разбросанные вещи

3.Расчищенные дорожки

4.Лента привязана

5.Некрашенный пол

6.Прочитанная книга

7.Сушёные фрукты

8.Обещание выполнено

9.Скошенный луг

10.Крашеная рама

11.Вязанная бабушкой кофта

(1-нн, 2-нн, 3-нн, 4-н, 5-н, 6-нн, 7-н, 8-н, 9-нн, 10-н,11-нн)

8). Тестирование

IV. Задание на дом

Упражнение 169.

V.Подведение итогов.

Наша работа в музее русского языка на сегодня завершена, нона будет продолжаться при изучении других разделов, других тем.

Рефлексия

© 2010-2022