Интегрированный урок (литература-музыка) 8 класс

                       Интегрированный урок (литература – музыка), 8 класс «Лев Николаевич Толстой и музыка». Составила Карпова Светлана Геннадьевна, учитель  русского языка и литературы МОУ «СОШ № 3»   г. Ржева Тверской области   Цели и задачи: ·        расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя ·        показать роль музыки в жизни Л.Н.Толстого; ·        развивать интерес к изучению биографии и творчества писателя; ·        воспитывать чувство гордости за свою национальную кул...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (литература - музыка), 8 класс

«Лев Николаевич Толстой и музыка».

Составила Карпова Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 3»

г. Ржева Тверской области


Цели и задачи:

  • расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя

  • показать роль музыки в жизни Л.Н.Толстого;

  • развивать интерес к изучению биографии и творчества писателя;

  • воспитывать чувство гордости за свою национальную культуру;

Интеграция: литература, музыка.

Оборудование: портрет писателя, фотомонтаж «Толстой слушает музыку», «Любимые композиторы Л.Н.Толстого»; иллюстрации к «музыкальным страницам» произведений «Война и мир», «После бала», «Детство»,

Межпредметные связи: литература, музыка, живопись

Ресурсы сети Интернет:

1. Л.Н.Толстой. Собр. соч. в 12 т. М.: Правда, 1984 г.

2. Л. Мадорский, А.Зак. Лев Толстой и музыка (muz-urok.ru).

3. А.Б.Гольденвейзер, Н.Н.Гусев. Толстой и музыка. - 1939 (feb-web.ru).

4. И. Емельянова. МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО (muzruk.info).


Ход урока.


Учитель литературы. Добрый день, дорогие друзья! Я рада вновь видеть вас, чувствую, что вы готовы слушать и слышать меня. Представляю девиз нашего урока:

« Наблюдать, слушать, думать, находить, обобщать, запоминать» (слайд № 1).

Ребята, в 8 классе мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. И на последующих уроках будем читать и подробно разбирать рассказ «После бала».

А кто знает, что такое бал? (Бал - это светский приём, вечер с музыкой и танцами). И сегодня нам предстоит выяснить, а какую же роль играла музыка в жизни и творчестве

Л. Н. Толстого. Сформулируйте тему нашего урока. Знакомство с планом работы (слайд № 2).

Учитель литературы. Слад № 3. В жизни и творчестве Л.Толстого музыка играла большую роль. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. Его мать была хорошей музыкантшей. Вспомним повесть Толстого «Детство», главные герои которой автобиографичны. Вот Николенька Иртеньев слушает игру матери на фортепьяно.

(Чтение отрывка из повести «Детство» глава XI, со слов: «Маман играла второй концерт Фильда - своего учителя» и до слов: «Чувство это было похоже на воспоминание, но воспоминание чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было…» в сопровождении «Патетической сонаты» Бетховена.)

Учитель литературы. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Покинув Казанский университет, Лев Николаевич составил для себя программу самостоятельных занятий, среди которых значительное место отводилось изучению музыки. Он пытался сочинять её. Слайд № 4. Перед вами ноты с тем самым вальсом (прослушивание вальса).

Учитель музыки исполняет вальс Л.Н.Толстого.

Учитель литературы. Лев Николаевич особенно любил народную музыку. Слайд № 5. «Народная музыка»

«Удивительным сокровищем» называл он музыкальные народные произведения в письме к Чайковскому. Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». И потому в произведениях писателя многие герои поют, и поют нередко народные песни.

Чтение отрывка из романа «Война и мир» («Смотр в Браунау», т. 1, ч. 2, гл.II, со слов: « - Песенники, вперёд!..» до слов: «…как будто он жалел всех, кто не шёл в это время с ротой») в сопровождении народной песни: «Ах вы, сени, мои сени).

Учитель литературы. Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец.

…Слушая же нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против воли, даже мучила его…»

В произведениях Л. Н. Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором.

Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передать смену мыслей и настроений героя.

Самый знаменитый роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (слайд № 6). В нём огромное количество «музыкальных страниц». Видное место занимает описание танцев и танцевальной музыки, например, вдохновенно пляшет русскую главная героиня романа Наташа Ростова в гостях у дядюшки (слайд № 7 «Пляска Наташи»).

Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка со слов: «Ну, племянница! - крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд…» до слов: «…умела понять то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Учитель литературы. Нельзя не вспомнить первый бал Наташи Ростовой.

Слайд № 8 «Бал». Бал - это совершенно особенное событие в жизни человека XIX века.

Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений - там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она лёгкая, грациозная…

Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими дочерями - «на ярмарку невест».

Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сияние…

Бал открывался полонезом (слайд № 9 «Полонез»).

Учитель музыки исполняет «Полонез»

Учитель литературы. После полонеза - вальс (слайд № 10 «Вальс»).

Учитель музыки исполняет «Вальс»

Учитель литературы. Именно вальс танцевала на своём первом балу Наташа Ростова с Андреем Болконским.

Просмотр фрагмента фильма «Война и мир».

Учитель литературы. Но главным танцем бала была мазурка (слайд № 11 «Мазурка»).

Её танцевал и полковник с дочерью в рассказе «После бала»

Чтение отрывка на фоне музыки («Мазурка» Ф. Шопена).

«Он взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…Вся зала следила за каждым движением пары…».

Но в этом рассказе есть и другая музыка, которую услышал главный герой после бала, и она контрастна той, что звучала на вечере. Он шёл влюблённый, одухотворённый по улице и вдруг услышал «доносившиеся звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка» (слайд № 12). Эта музыка сопровождала наказание беглого солдата. Толстой вскрывает противоречия жизни в России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича. «Музыкальные моменты» помогают этому.

В конце XIX и начале XX в. Дом Толстого в Москве и в Ясной Поляне становится своеобразным центром музыкальной культуры (слайд № 13). Знаменитые композиторы, музыканты и певцы исполняют для Толстого лучшие произведения русской и зарубежной музыки. Здесь часто звучат произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка.
Самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке - то же, что Пушкин в поэзии», - говорил он (слайд № 14). «Мазурку» Ф. Шопена вы уже слышали сегодня на уроке.

Обсуждение проблемного вопроса в группах, составление кластера «Толстой и музыка», выступление перед классом.

Диагностический тест с самопроверкой и самооценкой.

  1. На каком музыкальном инструменте играл Толстой? (Рояль).

  2. Какие песни любил слушать Толстой, называя их «удивительным сокровищем»? (Народные).

  3. Из какого произведения эти герои - Наташа Ростова, Андрей Болконский? («Война и мир»).

  4. Каким танцем открывались балы при дворе в России XIX века? (Полонезом).

  5. На какой танец пригласил Андрей Болконский Наташу на её первом в жизни балу? (На вальс).

  6. А какой танец исполняли полковник с дочерью в рассказе «После бала»? (Мазурку).

  7. Какие музыкальные инструменты звучат во время наказания беглого солдата в рассказе «После бала»? (Флейта и барабан).

  8. Кто был самым любимым композитором Толстого? (Шопен).

  9. Где чаще всего собирал Л. Н. Толстой видных деятелей культуры и искусства? (В Ясной Поляне).

Домашнее задание: прочитать рассказ «После бала».


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Пополнили вы свои знания о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я прочитаю ваши ответы.

Имя, фамилия_____________________________

Утверждения

Нарисуй Интегрированный урок (литература-музыка) 8 класс или Интегрированный урок (литература-музыка) 8 класс

1) Тема урока мне интересна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею:

- слушать;

- выделять необходимую информацию;

- обобщать и систематизировать добытую

информацию;

- правильно строить высказывание;

- работать в группе мне нравится.

4) Мне необходимо поработать над…

Перечисли темы для доработки



© 2010-2022