- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Организация текущего контроля на уроке как форма самоопределения учащихся к учебной задаче
Организация текущего контроля на уроке как форма самоопределения учащихся к учебной задаче
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлякова Н.П. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация текущего контроля на уроке как форма самоопределения учащихся к учебной задаче.
Мотивирование и реализация на уроках русского языка и литературы творческих возможностей учащихся, требует формирования специальных условий для активности ребят в самоопределении относительно учебной задачи, новых знаний по предмету и собственных пробелов в усвоении учебного материала. В результате можно рассчитывать на более прочное усвоение учебного материала, самостоятельную активность учащихся в исправлении ошибок и восполнении системности знаний. Для этого на уроках организуется знакомство школьников со справочной, познавательной литературой по предмету, которое наиболее продуктивно в ситуациях решения проблемных заданий, а также в игровых формах.
Ситуации активного поиска, догадок, размышления, столкновения различных позиций учащихся на уроках и в их внеурочной деятельности являются важнейшими факторами активизации мыслительной деятельности и интереса учеников к предмету.
Независимо от конкретного содержания урока важно развивать у школьников способности и формировать умения анализировать, обобщать, систематизировать, выделять существенное, логически строить ответ, приводить доказательства; за счет прежних знаний приобретать новые. Возникла необходимость в специальных универсальных методах, удобных для педагогической и учебной практики, легко переводимых на язык практических учебных действий при работе с любым учебным материалом. В нашей практике мы используем разработанную, апробированную, методическую модель (см. Приложение 1). Методическая модель «Организации текущего контроля учителя как форма самоопределения учащихся к учебной задаче», разработанная автором, стала основой педагогического процесса на уроках.
Необходимым условием обучения, согласно этой модели, является подход к приобретению новых знаний с учетом субъективного опыта ребенка, его мировосприятия. Таким образом, процесс обучения основывается на личностном опыте школьника, системе его отношений к ценностям
образования и культуры.
Это создает благоприятную психологическую атмосферу в обучении. Учебные тестовые задания строятся так, что необходимая скорость их выполнения, самостоятельная проверка и оценка результата по ключу, а также то, что учитель не оценивает работы ученика, снимает тревогу школьников и вовлекает их в учебный процесс, создает положительный эмоциональный тонус.
Тесты строятся как совокупность 4 заданий, из которых три - на повторение и проверку усвоенности знаний. Эти компоненты теста не всегда легко решаются школьником, что показывает ему аспекты недостаточно освоенного ранее знания. Ученик самостоятельно вырабатывает для себя траекторию повторения пройденного учебного материала. Одно задание из теста требует нового знания и является проблемным. Для его решения ученику нужно новое знание, которое может быть выведено из предыдущего, либо из справочной литературы, консультации учителя. То есть, ученик сам определяет ближайшую перспективу нового необходимого знания. На уроке данного типа роль учителя ограничивается организацией и вовлечением учащихся в процесс познания, что предполагает высокую активность самостоятельного поиска учащихся.
На уроках русского языка и литературы могут решаться социальные задачи формирования у учеников необходимых качеств. Для решения таких задач важно, чтобы
- содержание учебной деятельности было субъективно значимым школьнику и строиться с учетом этой «значимости»;
- особым объектом педагогического управления стало самоопределение учащихся относительно траектории учения;
- управленческое педагогическое воздействие было понято и принято школьником, а учебная деятельность осознавалась им как своя.
Успешное решение этих - социальных задач способствуют самоизменению ученика: ученик сам вместе с учителем управляет своей деятельностью.
Разработанная модель «Организация контроля как форма самоопределения учащихся к учебной задаче» успешно апробирована автором в учебном процессе (Приложения 1, 2, 3).
Разработка данной модели была продиктована временем. После введения ЕГЭ учителя средней школы испытывают определенные трудности при подготовке учащихся к экзамену. У педагога, ориентированного на развитие мотивации школьника к обучению как механизму повышения результативности (качества) учебного процесса, существует ряд объективных трудностей. Это связано с необходимостью интеграции целей реализации государственного образовательного стандарта с ценностями удовлетворения потенциальных потребностей каждого ученика.
В течение ряда лет транслирую опыт реализации разработанной модели «Организация контроля как форма самоопределения учащихся к учебной задаче», переосмысливаю педагогическую деятельность с позиции новых критериев качества учебного процесса. К ним автор относит следующие инструктивные рекомендации:
- содержание урока должно быть «упаковано» компактно;
- новый материал должен быть обеспечен контекстными связями с предыдущим знанием;
- уверенность учителя в успешности каждого школьника поддержана рациональностью организации на уроке самостоятельной деятельности ученика;
- учебный опыт школьника безоговорочно принимается учителем и становится аналитическим материалом для улучшения результативности учения, так ошибка или незнание становится ориентиром для самообучения или поиска внешней помощи.
Устойчивая мотивация школьников к получению новых знаний по предмету является основной целью моей педагогической деятельности. Уроки, объединенные учебной темой, содержанием учебного материала составляют методическую систему, реализующую педагогический процесс в соответствии с моделью «Контроль как форма самоопределения учащихся к учебной задаче».
Приложение 1.
Описание уроков по модели
«Организация контроля как форма
самоопределения учащихся к учебной задаче»
1. Установочный этап (3 мин.)
1.1 Педагогическая организация, формирование общего представления о теме, цели, плане урока и способах и средствах реализации этого плана.
На данном этапе урока особо значимо сформировать точное представление о процедуре выполнения работы, желательно иметь оформленный план работы на планшете. На доске оформляется коммуникация на уроке между учеником и учителем, это необходимо для оперативного самоопределения учеников на каждом этапе урока.
1.2 Организация тестирования (10 мин.).
Педагог объясняет, что содержание теста (или другого вида работы) специально усложнено для диагностики способностей учеников, чтобы выявить ошибки на правило, которое еще не изучено. Учитель может сказать, что в тесте заложена «ловушка», что задание усложнено.
1.3 Организация самопроверки результатов с помощью ключа, если это тест (5 мин.).
Этот этап завершается фиксацией всего количества ошибок (хотя бы одной), так как этап служит для организации перевода ученика в пространство рефлексивного анализа.
1.4 Организация рефлексии результатов тестирования (5 мин.).
Рефлексия имеет три стадии. На данном этапе педагог организует самодиагностику допущенных учащимися ошибок, устраняет их. Учитель предлагает таблицу с вариантом ответов причин ошибок. Например:
• невнимательность;
• незнание правила;
• трудности в применении известных правил;
• ошибка, связанная с незнакомым материалом.
Эта таблица заранее оформляется педагогом на планшете и вывешивается на данном этапе.
1.5 Подведение итогов этапа актуализации потребностей в получении знаний.
На данном этапе педагог с помощью таблицы обобщает результаты:
• невнимательность - 5 чел.;
• незнание правил - 7 чел. и т.д.
Примечание 1.1-1.5.
Задание к модели должны быть составлены таким образом, чтобы наибольшее количество ошибок было допущено на неизученный материал.
2. Формирование представления о содержании текущего урока, о способах применения новых правил.
На данном этапе для педагога принципиально важно введение небольшого количества нового материала. Например, при подготовке теста внимание следует обратить на процедуру «отбор значимого». Педагог может новое правило оформить на планшете и отводит особое внимание процедуре точного запоминания правила и в особенности применения (в логике эта процедура называется «подведение под понятие»). При этом развиваются способности сопоставления прежних знаний с новыми.
3. Контрольно-корректирующий этап.
Организуется повторное тестирование, которое является неожиданностью для учащихся. Это принципиально важно для самоопределения в выполнении домашней работы. Здесь создаются условия для успешности или не успешности самостоятельной работы во время тестирования. Для ученика важно быстро увидеть конкретный результат его деятельности. Этот этап завершается заполнением сводной таблицы причин ошибок.
4. Постановка индивидуальной задачи для самоорганизации в работе над ошибками.
На данном этапе ученик фиксирует ответ на вопрос, почему допущена ошибка и что надо сделать, чтобы впредь этого не допускать.
Таким образом, в данной модели можно выделить 4 этапа: актуализация потребностей учащихся в выполнении предложенной работы;
формирование представлений о содержании текущего урока Соотнесение нормы с потребностью в знаниях;
постановка индивидуальной задачи для самоопределения учащихся к учебной задаче.
Приложение 2
Модель урока по теме: Повторение. Использование теста при подготовке к ЕГЭ
Цели: создание условий для осознания учащимися СО (совместного обучения); формирование положительного опыта к контролю на примере теста; организация мотивации ученика к постановке цели в самоанализе.
1. Этап.
Мотивация (3 мин.). Задания взяты из материалов для ЕГЭ. Эта часть большого теста. Почему тест на уроке? Во время подготовки к экзамену важно определить для себя (самоопределиться) пробелы в знаниях, над которыми надо работать. Это одинаково важно и для учителя и для ученика. Следовательно, ошибки, сделанные в работе, помогут определиться в дальнейшей работе при подготовке к экзамену.
2. Этап.
Условия выполнения теста (8 мин.). Тест выполняется на время.
Тест 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А4
1. Спортивный репортаж...
2. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!
3. Рассказать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.
4. Но нужно уметь отобрать все самое главное из того, что происходит на твоих глазах, нужно помочь любителю спорта увидеть футбольное поле.
1. Какое слово или словосочетание слов является подлежащим в предложении 4?
1) что
2) помочь увидеть
3) самое главное
4) все
2. Какая характеристика соответствует предложению 4? A3. Назвать средство связи третьего предложения со вторым? А4. В каком предложении используется синекдоха?
3. Этап.
Проверка по ключу. Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу по ключу, помещенному на доске.
4. Этап.
Классификация ошибок по темам (4мин.). Причины ошибок. 1 -односоставные предложения 2-простое осложненное предложение З- средство связи предложений в тексте 4-средства художественной выразительности
5. Этап.
Проанализировать задания с наибольшим количеством ошибок (10 мин.).
• Что такое троп?
• Какие тропы известны?
• Проговорить и записать примеры?
Записать в тетради примеры употребления синекдохи.
Ед. ч. = Мн.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз... (М.Ю. Лермонтов)
Мн. = Ед. ч.
Мы все глядим в Наполеоны... (А.С. Пушкин)
Вид = Роду
Пуще всего береги копейку...(Н.В. Гоголь)
Задачи пятого этапа постараться узнать средство выразительности, но не термин. На данном этапе можно сделать вывод, что синекдоха - вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.
Синекдоха - выразительное средство типизации.
6. Этап.
Выполнение теста № 2. (8 мин.)
Тест 2.
Прочитайте текст и выполните задания А1-А4.
1. С древнейших времен, говоря о Ростове, добавляли - Великий.
2. Ростовский боярин всегда был сильным и честолюбивым.
3.Чтобы избежать давления бояр, Юрий Долгорукий основал княжеский стол в Суздале.
4. И позже, несмотря на богатство и силу знати, Ростов никогда не был столицей княжества, а потому пребывал в постоянной оппозиции.
А1. Какое слово или сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений?
1) основал княжеский стол
2) боярство было
3) Ростов не был
4) Добавляли
А2. Укажите верную характеристику предложения 4.
A3. Назвать средство связи второго предложения с первым.
А4. Какое средство выразительности использовано во втором предложении.
7. Этап.
Проверка по ключу (2 мин.).
8. Этап.
На данном этапе каждый учащийся должен самоопределиться в выборе домашнего задания, в которое будут включены задания на допущенные ошибки. Сильным учащимся можно предложить составление тестовых заданий для класса.
Приложение 3.
Тестирование можно использовать по данной модели при изучении нового материала в любом классе. Например, при изучении темы «Сложноподчиненное предложение» учащимся может быть предложена форма теста для того, чтобы самоопределиться к учебной задаче.
Тест 1.
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
1.Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
2. Голицыне где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором.
3. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
4. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
5. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
Задания.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
3.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Тест 2.
Найти предложения, в состав которых входит придаточные места.
1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
3. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
4. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
5. Я смотрел туда, где толпились люди.