Сценарий урока литературы по повести Б. Васильева Завтра была война

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: урок-память «За себя и за того парня»

Такими были наши дали...

Цели урока: Знать содержание повести Б. Васильева «Завтра была война», проблемы, поставленные автором в произведении, знать историческую эпоху, изображенную на страницах повести.

Уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах работы, обобщать, анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, уметь раскрыть истоки их мужества, героизма.

Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия. Приобщение к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной творческой деятельностию.

Воспитывать личность духовно-нравственную, социально-значимую, воспитывать чувство любви к Родине.

Оформление: текст произведения, презентация, кадры из фильма «Завтра была война», музыкальное оформление.


Эпиграф:

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить,

Верным быть народу.

Любить родную землю - мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду,

А если -

То и жизнь отдать.

Такими были наши дали…

А. Твардовский

Ход урока:


Он: Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться…

Над нашим счастьем поднят меч.

Она: Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был...

Я верю, встреча повторится

Как тысячи счастливых встреч!


Учитель: Ребята, о какой встрече идёт речь в прочитанных строчках.


Да, у нас сегодня удивительная встреча с прекрасным произведением, повестью Б.Л.Васильева «Завтра была война», встреча с героями этого произведениями.

Пишем тему урока. Просмотр эпизода фильма - эпилог.


Учитель: Ребята, что бы вам хотелось узнать о ваших ровесниках предвоенного времени

Перед нами стоит вопрос, в чём истоки мужества этих ребят, героев повести Б.Васильева «Завтра была война».

1). Истоки мужества. Как вы понимаете это выражение? (версии детей).

Обратимся к толковому словарю

2-й слайд «Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Источник - начало, первоисточник»

2). Подберите однокоренные слова к данному слову, ассоциативные слова (героизм, отвага, подвиг)

Наша задача, цель урока:

Проанализировать содержание повести,

на основе анализа множества тем данного произведения попробовать определить проблемы, которые поднимаются автором и разрешаются в повести. Для этого нам придётся дать оценку эпохе, изображенной в произведении, нарисовать портрет довоенного времени; пройтись по страницам повести и вспомнить наиболее яркие эпизоды, важные для раскрытия идеи текста. Ребята, расскажите о своих первых впечатленях по повести. Что вас заинтересовало, на что вы обратили внимание.


Название необычное.

Слово учителя: а что вы знаете об авторе произведения?


Поколение, к которому принадлежал Б.Л. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем - то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав под минометным огнем противника, теряя родных и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под пера такие произведения, как «А зори здесь тихие..», «В списках не значился», «Встречный бой».

Сообщение о Б. Васильеве.

«Тема войны всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны. Борис Львович Васильев так сказал о повести «Завтра была война»: Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три её лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жестоком испытании…

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живет и действует по совести, то в тяжелый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» - протест против бессмысленных потерь на войне…

Когда эти три вещи были написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были - те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война». Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность» В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще молодые, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

Поэт Андрей Дементьев писал: «Я видел спектакль по повести в Театре имени Вл. Маяковского. В тот вечер в зале были почти одни школьники. Многие плакали. Я подумал: мир спасут слёзы - чистые, искренние слёзы юности».

Слово учителя: Повесть «Завтра была война» - яркое, уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но и во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название «Завтра была война».

1). Какое время предполагает слово завтра? (будущее)

2). А глагол какого времени стоит рядом? (прошедшего)

В названии парадокс. А что такое парадокс?

5-й слайд «Парадокс - 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2.Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

3). Чем вызвано парадоксальное название? (Особенностями композиции)

4). Что такое композиция? (построение произведения)

Давайте посмотрим, как построено это произведение

6-й слайд.


Пролог 9 глав Эпилог

от 1-го лица от 3-го ли от 1-го

после войны воспоминания о былом судьбы

главных

1938г. - Сентябрь-октябрь 1940г. героев


Место действия - г. Воронеж


Какие части произведения называются эпилогом, прологом? (пролог - вводная часть, эпилог - заключительная).

Давайте вспомним, как называется такой вид композиции? (композиция с обрамлением)

5). С какой целью автор использует такой вид композиции? ( Герой, убеленный сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие).

6). О чем узнаем в прологе? (Знакомимся с действующими лицами)

Чтение учеником отрывка из эпилога со слов: «Наша компания …»


Учитель:

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

Что же за испытание , в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 «Б»в далеком 40-м.? Что же это за эпоха?

Назовите, пожалуйста, приметы времени...


  1. В ассоциативных словах передайте атмосферу времени, изображенного на страницах повести.

Вывод, к которому приходят дети: время, изображенное на страницах произведения, противоречивое, сложное, поэтому на героях лежит нравственный груз преодоления всего, что мешает проявлению истинно человеческих чувств. Любимая страна, самая лучшая в мире, любимые одноклассники, друзья, рядом несправедливость,сталинские репрессии, аресты верных делу революции людей, преданных партии и народу (отец Вики), подлость (классный руководитель Валентина Андроновна-Валендра, полное непонимание ребят, их интересов, клевета, предательство).

40-е годы - это годы великих строек. Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее. В это время происходило утверждение коммунистической идеологии. Об этом говорят цитаты из текста:

- Готовьтесь к борьбе»..

-« И надо учиться любить и учиться ненавидеть. И это самые главные предметы в жизни…»

-«..враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодежь, чтобы оторвать ее от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми»

-«Честь- дворянское понятие. Мы ее не признаем.»

-«Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин,обязанный верить. Верить!»

Вопросы классу:

1. Каково материальное положение населения в стране?

-Пирожные «они привыкли есть только по великим праздникам..»

- сахара нет, будут давать по 2 кг»

2. Что нового вы узнали о школе того времени?

- «..спортзал- редчайшая вещь по тем временам».

-Система оценок: «очень плохо», «посредственно», «отлично»

-Запрет на Есенина

Чтение учителем отрывка из поэмы А.А. Ахматовой «Это было, когда улыбался только мертвый ..на фоне тихо звучащей записи танго «Утомленное солнце.

«Черные маруси» - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений. Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

Ребята составим кластер по тематике, идейному содержанию и проблематике повести.


Повесть является доказательством общности, духовного родства бойцов революции, гражданской войны, т. е. отцов и будущих солдат Великой Отечественной. Если отец Зины Коваленко вышел из гражданской весь в шрамах, то мать Искры без них, но со шрамами на душе. (Зачитать отрывок из повести.) Послевоенное существование таких пламенных революционеров - это горькая разочарованность от крушения идеалов, за которые было пролито столько крови. Но для Искры они были идеалом. Да, у них, у отцов, учились подростки любви к родине, патриотизму. Об этом свидетельствует эпиграф:

Мне стал понятен смысл отцовских вех.

Отцы мои! Я следовал за вами,

С раскрытым сердцем, с лучшими словами, Глаза мои не обожгло словами,

Глаза мои обращены на всех.


***Родители - второстепенные персонажи повести. Они, воспитывая детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже мать Искры, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор Искры, смиряется, поняв, что это должно произойти. Взросление идет своим особым путем.

Учитель: Давайте вспомним, какова система воспитания директора школы Николая Григорьевича Ромахина. (Версии детей). Видеоролик №1

(Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а , наоборот, провоцирует взросление.)


Для ровесника той поры характерны мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение.

Вика (Люберецкая )

Красивая, уверенная

Читала, любила , не предала

Предана идеологии

Смерть.

1). Какой же выбор был у Вики? (отречься от отца и жить дальше)

2). Что выбрала Вика? (смерть)

Учитель: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась,не успев начаться. Но не менее трудным был выбор у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от неё.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор. Зачитать разговор с матерью.; сцена на кладбище

1). Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

Синквейн ( Искра Полякова) Максималистка

2 Целеустремленная, справедливая

3. Пророчила.Организовывала. Сражалась

4. Была совестью класса

5.Подпольщица

Искра Полякова- одна из главных героинь произведения.Она объявила себя «Пифией», щедрой пророчицей: каждого ожидала куча детей и вагон счастья. В классе не только любили ее, но и слушали. Слушали все, но зато не прощали ничего. Искра всегда об этом помнила и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко. Характеристику Искре дает директор школы: «Хороший человек!»

Вика Люберецкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка знала все ответы на вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как её мать - товарищ Полякова, убежденная коммунистка- считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт. Искра очень искренняя девочка, и Вика оценила это. Именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объяснила причину своего поступка. Сила характера Искры проявляется в сцене похорон. Искра усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила в кино, регулярно выпускала стенгазету, поскольку была ее главным редактором.


Артем (Шефер)

Ловкий, увертливый

Дрался, влюбился, сражался

Умел постоять за себя, ничего не боялся,

Герой

  1. Чтение прощального письма с фронта

  2. Завет потомкам учащихся 9 «Б» класса

Рефлексия:

Судьба 9 «Б» класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли , как герои.

Итак. Ребята, книга прочитана, наш разговор подошел к концу.

Я хочу еще раз напомнить разговор героев повести. Зиночка Коваленко говорит: «Искусство должно будить чувство.» Отец Вики добавляет: «Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть.А растревоженный человек пытлив и любознателен.»

И очень хочется, чтобы вы, ребята, читали больше, интересовались поэзией, чтобы, читая, вы становились великодушнее, добрее.


Работаем по принципу тройного дневника: что знаем- что узнали, прочитав повесть, - что хотим узнать.

Что знаем (тема)

Что узнали (идея)

Что хотим узнать (проблема)

Тема школы

Школа воспитывает детей, учит быть настоящими людьми, учит дружить, преодолевать трудности...

Проблема нравственного выбора

Тема отцов и детей

Для детей их родители - идеал, они гордятся ими, они не предадут их никогда...

Проблема понимания между отцами и детьми, проблема нравственного выбора

Тема истины

Тема комсомола

Тема дружбы

Тема любви

Тема взросления

Тема репрессий

Тема литературы

Сложны жизненные экзамены на человечность и нравственное мужество, которые пришлось выдержать девятиклассникам. Расскажите о них.

а)История с арестом отца Вики Люберецкой и самоубийством Вики
отношение к этим событиям одноклассников, классного руководителя,
директора школы, матери Вики; похороны Вики (прочитать о них).

б)Почему мать Искры запрещает ей участвовать в митинге на похоронах. (Годы культа личности Сталина. Люди гибли без суда и след­ствия...)

в)История с увольнением директора школы. Почему учащиеся при-
шли к Николаю Григорьевичу, чтобы сказать, что они верят ему?

г)Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить
на помощь людям? (Перед их взором пример родителей, Николая Григорьевича, отца Вики Люберецкой, матери Искры...). Рассказ о матери Искры Поляковой.

д)Могли ли в будущем ребята поступать и жить по-другому?

е)Как вы считаете, почему Б. Васильев не рассказывает читателям том, как воевали его герои?

(В этом не было необходимости. Логика их характера, нрав­ственные принципы показали, что они уже выдержали провер­ку на человека. И на войне проявят себя достойно.)

Итак, ребята, какая проблема основная в повести. Проблема нравственного выбора, проблема воспитания патриотизма, мужества...

Вывод - каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.


© 2010-2022