Конспект урока литературы в 11 классе на тему Негасимая звезда

Можно полагать, что о любом событии из прошлого можно говорить только с вероятностных позиций. Историческая линия как бы размывается со временем и, чем дальше от настоящего событие,- тем выше « размытость» в его оценке!  Существует вероятность, что человека по имени Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури никогда не существовало на нашей планете. Не спешите, однако, расстраиваться. Эта вероятность настолько ничтожна, что можно просто пренебречь такой возможностью. Гораздо более ве...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. «Негасимая звезда. Омар Хайям».

Цели:

1. Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе.

2. В форме историко-литературной композиции с исполнением учащимися различных функциональных ролей, дать представление о литературе народов мира.

4. Воспитывать уважение к культуре разных народов.

познакомить с творчеством персидского поэта Омара Хайяма.

3. Способствовать развитию творческих возможностей школьников в процессе восприятия и осмысления жанровой особенности рубаи.

Средства обучения: портрет Омара Хайяма, слайды на темы истории и культуры Таджикистана и Персии; иллюстрации к рубаи.

Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся: подготовка и исполнение ролей биографа, литературоведа, историков, чтецов.

Основной метод ведения урока: вступление, сопровождаемое выступлениями учащихся, основанными на самостоятельной исследовательской работе; подбор и чтение рубаи, анализ отдельных рубаи Омара Хайяма.

Структура урока:

1. Вступление.

2. Разминка.

3. Контрольно - подготовительный этап.

4. «Цель и цели»

5.Ролевая игра

6. Осмысление результатов урока.

Ход и материалы сценария урока.


1.Вступление.

« Тесна мне бытия печальная темница,-

О, если б дверь найти, что к вечности ведет…»

Почти тысячу лет назад родились эти слова в устах великого перса.

Хайям верил: дверь в вечность существует. Надо только ее искать - в своей душе, открытой поэзии и любви.

2. Разминка.

Чтение учителем легенды: «Когда же современники его очернили веру его и вывели наружу те тайны, которые он скрывал, он боялся за свою кровь и, легонько схватив поводья своего языка и пера, совершил хадж по причине болезни, не по причине богобоязненности, и обнаружил тайны из тайн нечистых. Когда он прибыл в Багдад, поспешили к нему его единомышленники по части древней науки, но он преградил перед ними и двери преграждения раскаявшегося, а не товарищи по пиршеству. И вернулся он из Хаджа своего в город, посещая утром и вечером места преклонения и скрывая тайны, которые неизбежно откроются. (Кифти. Книга мудрецов)

Придворный ученый Омар Хайям спорил с самим Богом и с целым миром. Радость, которую он доставлял людям, для него была страданием и наказанием. Его ранили насмешки одних и злость других. И после смерти прошли века, прежде чем четверостишья его стали издаваться отдельными книгами.

Кто он Омар Хайям? Поэт для виноделов или поэт, в поэзии которого раздумье о жизни и смерти, о вечности любви, о хлебе насущном, о бытие и сознании.

3. Контрольно - подготовительный этап.

- Какие бы вы задали вопросы, чтобы расширить наши знания о персидском поэте и его рубаи.

Возможные вопросы.

- Когда жил Хайям, и как он выглядел?

- Что стало с Омаром Хайямом?

- Что вы знаете о жанре рубаи? Сначала коротко, пожалуйста, ориентир для полного ответа ваше самостоятельное исследование.

4. «Цель и цели»

- Сейчас поставьте перед собой цель, которой вы будете следовать, и запишите в тетрадь. Например: можно ли вообще написать биографию человека, живущего почти тысячу лет назад? То есть написать, конечно, можно всё, что угодно, но какова степень достоверности?

Или доказать: Омар Хайям стал «Негасимой звездой» веков.

5. Ролевая игра

Глубже постичь особенности жизни и творчества удивительного поэта, нам помогут Биограф, Литературовед, Историки, Чтецы.

Биограф.

Можно полагать, что о любом событии из прошлого можно говорить только с вероятностных позиций. Историческая линия как бы размывается со временем и, чем дальше от настоящего событие,- тем выше « размытость» в его оценке!

Существует вероятность, что человека по имени Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури никогда не существовало на нашей планете. Не спешите, однако, расстраиваться. Эта вероятность настолько ничтожна, что можно просто пренебречь такой возможностью.

Гораздо более вероятно то, что под этим именем скрывается не один человек, а несколько. Например , в русском энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона имеется статья « Омар Аль - Каями» об ученом , а в другой статье этого же словаря «Хейяям или Омар Хейям о поэте. Конечно, не хочется верить в эту версию. Более всего в образе Хайяма всегда поражало то, что поэт может мыслить как ученый, а ученый видеть мир как поэт. К счастью, раздвоение образа также очень маловероятно, поскольку были найдены относящееся к средним векам документы, в которых о Хайяме говорится, об ученом и поэте в одном лице. Просто в персидских сочинениях автор именуется Омар Хайям, а Арабских Омар ал - Хайями.

Историк 1.

Установить дату рождения Хайяма помог гороскоп, приведенный лично знавшим его историком Абу-л-Хасаном в книге « Дополнение к Охранителям мудрости»: его гороскопом были Близнецы. Первым анализ гороскопа выполнил индийский исследователь Свами Говинда Тиртха, получив точную дату рождения-18 мая 1048 года. В своем подсчете Говинда пользовался средневековыми индийскими таблицами движений планет. Позднее его расчеты неоднократно проверялись. До анализа гороскопа в большинстве источников указывался 1040 год рождения.

Историк 2

Полное имя Омара Хайяма - Гияс ад-Дин Абу- л - Фатх ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово « Хайям» буквально означает «палаточный мастер». От слова «хаяма» - палатка, от этого же слова происходит старорусское «хамовник», т.е. текстильщик. Ибн Ибрахим - значит сын Ибрахима. Таким образом, отца Хайяма звали Ибрахим и происходил он из рода ремесленников. Можно предположить, что этот человек имел достаточные средства и не жалел их, чтобы дать сыну образование, соответствующее его блестящим способностям.

О молодых годах Хайяма почти нет сведений. В одних источниках указывается, что молодой Хайям учился также в Нишапуре, в других говорится, что в ранней молодости он жил в Балхе. В качестве учителя упоминается имя некоего « главы ученых и исследователей по имени Насир ал - мила ва-д-Дин Мухаммед-и Мансур». О котором нет никаких сведений. Так или иначе, все источники согласны, что в семнадцать лет он достиг глубоких знаний во всех областях философии, указывают на его замечательные природные способности и память.

Историк 3

О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и его юности. Источники указывают, что некоторые время Омар Хайям пребывает в Мерве. К славе Хайяма как выдающегося математика, астронома и поэта прибавилась в эти годы крамольная слава вольнодумца и вероотступника. Философские взгляды Хайяма вызывали злобное раздражение ревнителей ислама, его отношения с высшим духовенством резко ухудшились.

В какой-то момент Хайям возвращается в Нишапур, где он прожил до последних дней жизни, лишь по временам покидая его для посещения Бухары или Балха. Ему к тому времени было, по- видимому, более 70 лет. Возможно, Хайям вел преподавание в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах. Историками сообщается, что у Хайяма никогда не было склонности к семейной жизни, и он не оставил потомства. Все, что осталось от него, - известные сочинения по философии и четверостишия (рубаи).

Первым дошедшим до нас сочинением Хайяма является небольшой алгебраический тракт, рукопись которого хранится в библиотеке Тегеранского университета. Рукопись не имеет заглавия, однако указан автор. Не вполне ясно, где и когда был написан этот труд. Он, посути дела, предваряет более полный «правильный» трактат по алгебре - следующую по времени работу Хайяма.

Историк 4.

Следует отметить, что во времена Хайяма ученый, не будучи человеком самостоятельным, мог регулярно заниматься наукой только при дворе того или иного правителя, занимая одну из четырех должностей: секретаря, поэта, астролога или врача. Судьба ученого, в этом случае, в значительной степени зависела от милости или немилости правителя, его нравов и капризов, от придворных интриг и дворцовых переворотов. Низами Арузи Самарканди в «Собрании редкостей» пишет: « Дабир, астролог, врач и поэт,- суть ближние люди царя, и обойтись без них ему невозможно. На дабире - крепость правления, на астрологе - благое устроение дел, на враче- здоровье телесное, а на поэте вечная слава». И как поэт Омар Хайям прославился своими рубаи.

Литературовед

О жанре рубаи можно сказать, что это персидское четверостишие ( множественное число - рубаят). Особый жанр поэзии- четверостишие со схемой рифмования ААБА. В каждой из них должна содержаться хотя бы крупица юмора и мудрости.

Например.

А. « Ад и рай - в небесах»- утверждают ханжи.

А. Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Б. Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,

А. Ад и рай- это две половинки души».

Допускается также схема рифмования АААА, хотя встречается гораздо реже. Возможны редифные рифмы (в конце рифмованных строчек- одно и то же слово или словосочетание).

Рубаи - исключительно персидский поэтический жанр, исконно народный, не заимствованный из арабской литературы.

По- видимому, первым в письменную поэзию такие четверостишия ввел Рудаки. Омар Хайям утвердил внутренние законы рубаи, выгранил и трансформировал эту форму в новый философско-афористический поэтический жанр. Каждое его четверостишие- это маленькая поэма.

Чтец.

1. Я откроюсь тебе: цель творения - мы,

Ненасытного разума зрения - мы,

Это круг мироздания перстню подобно,

Лучший камень в его инкрустации - мы!

2. Мы цель создания, смысл его отменный

Взор Божества и сущность зрящих глаз.

Окружность мира - перстень драгоценный,

А мы в том перстне - вправленный алмаз.

Стилизованный диалог. (С помощью учителя анализируются четверостишия)

- Что такое окружность?

- Очертание, контур, внешний вид и т.д.

- Каким чувством воспринимает человек все вами названное?

- Зрением.

- Как мы называем мир, воспринимаемый зрением?

- Видимый, внешний и т. д.

Чтец.

1. Все, что видим мы - видимость только одна.

Далеко от поверхности мира до дна

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей - не видна.

2.Откуда ты пришел, куда уйдешь,

Не спрашивай, ответом будет ложь,

В том круге, без конца и без начала,

Ни щели, не просвета не найдешь.

- Можно ли увидеть « тайную сущность вещей»?

- Нет.

-Она невидима, это - невидимый мир.

-Почему тайная?

- Тайная. Может сокровенная.

-Окружность мира и тайную сущность человека, смысл его создания нельзя разорвать.

Смысл

Конспект урока литературы в 11 классе на тему Негасимая звезда

Окружность мира Сущность человека.

Тайна его создания

Видимый мир Невидимый мир

Связь миров

Он не видим, это - невидимый мир, но существуют все же, тонкие связи.

Тонкие - едва уловимые, незаметные.

Чтец.

Мы цель создания, смысл его отменный.

Взор Божества и сущность зрящих глаз.

Окружность мира - перстень драгоценный,

А мы в том перстне вправленный алмаз.

Смысл

Окружность мира Конспект урока литературы в 11 классе на тему Негасимая звезда Человек


Алмаз

-Что такое окружность?

- Очертание, контур, внешний вид.

- Каким чувством воспринимает человек все вами названное?

-Зрением.

-Как мы называем мир, воспринимаемый зрением?

- Видимый мир, внешний и так далее.

- Что такое алмаз?

-Необработанный драгоценный камень, в будущем бриллиант.

-Как называют человека, видящего в алмазе бриллиант?

-Ювелир мастер своего дела.

-Значит, ювелир видит, а мы не видим.

Алмаз (до обработки)__________ Бриллиант (после обработки).

Учитель.

Мысли, чувства человека зыбки, текучи, они бегут.

-Как их можно остановить.

- Нарисовать, записать.

Получается, что отточенная фраза гармоничная, изящная, напоминающая бриллиант.

-Кто ее оттачивает?

-Поэт.

-Чем отличается бриллиант от алмаза?

-Формой.

-Кто умеет придать форму алмазу?

-Ювелир.

Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

Осмысление результатов.

Многие рубаи, безымянных авторов - народных певцов - приписывают Омару Хайяму. А другие, наоборот - рубаи Омара Хайяма приписывают народу. Третьи утверждают - Хайяма нельзя спутать ни с кем: в его четверостишиях неповторимый узор. Все три мнения, конечно, не снижают, а утверждают истинное назначение Омара Хайяма в мире поэзии и любви. Со своими рубаи, сверкающими бриллиантами, придворный ученый забытых шахов, он спорил с самим Богом и целым миром.

Творческая работа.

Учитель. Я предлагаю вам попробовать себя в качестве поэтов и сочинить пятистишие - синквейн.

Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и имеющее определённое строение.

1 - я строка - ключевое слово - существительное. 2-я строка - определения - прилагательные, заключающие в себе существенные признаки.

3-я строка - три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом.

4-я строка - предложение из 3 - 5 слов, в котором объяснена суть ключевого слова.

5-я строка - метафора (одиночное существительное) к ключевому слову.

Возвращаясь к словам Омара Хайяма «О, если б дверь найти, что к вечности ведет…», вспоминаются стихи замечательного русского поэта Афанасия Фета:

И так прозрачна огней бесконечность,

И так доступна вся бездна эфира,

Что прямо смотрю я из времени в вечность

И пламя твоё узнаю, солнце мира.

Да, жизнь так стремительна! Так быстро течет река времени. С одной стороны, это так. А с другой?

Время,

вечное, бесконечное,

течёт, летит, мчится.

Оно не прощает безделья.

Жизнь.

Рубаи,

неповторимые, сверкающие

читаются, изучаются, чувствуются.

Это раздумья о мире, и о себе самом.

Счастье.

(Оценивание работ учащихся.)

Уберите лишние слова, оценивая наш урок.

Урок,

интересный, полезный, долгий, скучный,

Думала, сидела, страдала, сочиняла, мучилась, творила.

Век живи - век учись. Я жду звонка.

Знания. Испытание.

Используемая литература.

  1. Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» № 26/июль 2002 год.

  2. Энциклопедия Мудрости. Издательство РОССА 2010 год.

  3. Сборник. Рубаи Омара Хайяма. Издательство РОССА 2010 год

  4. Сборник стихов А.Фета. Москва «Художественная литература» 1986 год.

© 2010-2022