- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Аннотация к рабочей адаптированной общеобразовательной программе по русскому языку 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Аннотация к рабочей адаптированной общеобразовательной программе по русскому языку 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анкудинова О.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аннотация
к рабочей адаптированной общеобразовательной программе
по русскому языку 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа 8 класса рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Контингент обучающихся на который рассчитана данная программа это обучающиеся с ОВЗ, имеющие сложную структуру дефекта- интеллектуальная недостаточность и нарушения опорно- двигательного аппарата (НОДА).
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний обучающихся. Программный материал в старших классах по русскому языку расположен концентрически: с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 102 часа в год (3 часа в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью и НОДА представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа разработана учителем-дефектологом Анкудиновой О.А.., рассмотрена на заседании МО учителей-дефектологов (Протокол №1 от 27.08.2015. Председатель МО учителей-дефектологов Анкудинова О.А.), согласована с Заместителем директора по УВР Феоктистовой Л.Н. 30.08.2015, Утверждена директором ГКОУ СКОШИ №31 Бегуном В.В. 01.09.2015.
Примерное планирование для обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью согласовано в соответствии с программой по предмету «Русский язык» для специальной общеобразовательной коррекционной школы VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, отвечает нормативным требованиям государственного образовательного стандарта.
Цели программы:
- Развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:
- Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.
- Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Задачи программы:
- Учить обучающихся владеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, умение слушать, грамотно говорить)
- Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарём;
В 8 классе осуществляется расширение активности пассивного словаря, дальнейшее овладение обучающимися грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями разных видов устной и письменной речи.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Уроки русского языка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность, делают более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:
-познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и мышления обучающихся;
- познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;
- воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
Рабочая программа по русскому языку в специальной (коррекционной) школе имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и ИКТ технологии, что очень важно для обучающихся с НОДА, а также самостоятельная работа по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий, компьютерное тестирование, контрольные работы.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой)
- наглядные (наблюдение, демонстрация, просмотр)
- практические (упражнения, карточки, тесты)
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются
разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- урок проверки знаний;
- урок работы над ошибками;
- комбинированный урок;
- нестандартные уроки (урок-сказка), урок-викторина, урок-игра и др.).
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных и письменных опросов, проведения тестов, проверочных и контрольных работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Русский язык».
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 8 классе является формирование следующих умений:
1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4)умение выражать свои мысли в письменной речи;
5) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в устной и письменной речи
6) усвоение правил правописания русского языка;
7) способность к самооценке своей деятельности.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
Регулятивные УУД:
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
-Умение использовать учебник с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;
-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
-Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, пособия по русскому языку и словари.
-С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
-Формировать способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
-
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
-
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
-
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Вступать в диалог на уроке и в жизни.
-
Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации).
-
Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
Прогнозируемые результаты освоения учебного курса.
При оценке знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. Обучающимся с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К обучающимся с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления обучающегося преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь - владение конкретными умениями и навыками.
К концу учебного года
обучающиеся должны знать:
-изученные основные сведения о языке;
-определения основных изучаемых явлений, речедвигательных понятий, пунктационных правил;
-обосновывать свои ответы, приводя, приводя нужные примеры.
учащиеся должны уметь:
-производить все виды разборов, изученных ранее и в 8 классе;
- составлять простые и сложные предложения разных типов;
-пользоваться синтексическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
-соблюдать основные приемы литературного языка;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания текстов разных стилей и типов речи; подготовки сообщений, рефератов, статей, небольших докладов по гуманитарным предметам, изучаемых в 8 классе (географии, естествознанию, истории, чтению и др.); для оформления деловой документации ( заявления, автобиографии)
Литература:
- Нацпроект «Образование»- Режим доступа:http//mon.gov.ru./proekt/ideology.
- Интернет - источники
school-collection.edu.ru/
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» Режим доступа: standart..edu.ru/
-Сайт журнала «Вестник образования»- Режим доступа vestnik.edu.ru
-Сайт Министерства образования и науки Российской федерации -Режим доступа mon.gou..ru