- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока на тему: Мцыри
Разработка урока на тему: Мцыри
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахаева С.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. 9 класс
Цели: А) Познакомить учащихся с понятием романтизм, историей создания поэмы, понятием «свобода» и «несвобода».
Б) Развитие мыслительной деятельности через установление логических связей между реальными событиями и событиями, описанными в поэме. Развитие речи через словарную работу, ответы на вопросы.
В) Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Ход урока
-
Орг. Момент
-
II. Постановка проблемного вопроса.
К поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов в качестве эпиграфа взял библейское изречение «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Под мёдом поэт подразумевает сладость свободы.
Как вы понимаете, что такое «свобода» и «несвобода»? (ответы учащихся).
-
Вступительное слово учителя.
Эту проблему свободы личности мы рассмотрим с вами при изучении произведения Лермонтова «Мцыри». Дайте определение поэмы.
Тема - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Идея - лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)
-
Сегодня мы будем работать в группах. Задания группам:
Первая группа- Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма. Первая группа обозначит основные черты романтизма (работа в Интернете, со словарями и справочниками)
Вторая группа подготовит краткий рассказ о поэте (работа с источниками)
Третья группа - История создания (работа с источниками)
Четвёртая группа попробует определить понятия, работа со сносками учебника (Мцыри, кадильница, обет, алтарь, чадра, терновник) (в это время играет Симфоническая поэма Мцыри Тактакишвили Омара Васильевича)
Пятая группа Работа с текстом. Найти цитаты о свободе
IV. Выступление групп
V. Слово учителя. Беседа по вопросам.
Где происходит действие поэмы? (На Кавказе)
Как Мцыри попал в монастырь?
Какова цель побега?
Что значит для Мцыри быть свободным?(ответы детей)
Вывод: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным - для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:
Про милых близких и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал…
В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».
Домашнее задание: дать характеристику Мцыри. Прочитать «Капитанская дочка»
Тест.
1. К какому литературному направлению можно отнести поэму?
А) сентиментализм В) романтизм Б) реализм Г) классицизм
2. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
А) былин В) древнерусских летописей Б) Библии Г) стихотворения Горация
3. В чём заключается смысл эпиграфа?
А) восстание против судьбы, против Бога Б) раскаяние, бесконечное смирение
В) защита прав человека на свободу
-
Определите жанр произведения.
А) баллада В) поэма-исповедь Б) элегия Г) притча
5. В чём заключается основная идея произведения?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
б) тоска по воле; в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
6. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
А) проявляется любовь автора к Кавказу Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя В) связь с историей России
А теперь вы можете сами себя проверить и оценить свою работу на уроке. Лист, на котором находится тест нужно вставить в файл, и вы увидите правильные ответы. Если вы набрали 6 баллов, то получаете оценку «5», если баллов 4-5 - ваша оценка «4», но если - ниже 4 баллов, вам следует повторить материал.