Урок русского языка в 3 классе Дательный падеж

Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника В.П.Канакина, В.Г. Горецкий – программа «Школа России» Тема урока: «Дательный падеж» Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу. Тип урока: урок формирования новых знаний. Задачи урока: Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут науч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника В.П.Канакина, В.Г. Горецкий - программа «Школа России»

Тема урока: «Дательный падеж»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1. Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе.

Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку; карточки с заданием; сигнальная карточка «Дательный падеж»; цветик-семицветик «Имя существительное»; девиз письма; карточки для рефлексии.

Технологическая карта урока русского языка

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I. Мотивация

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.







II. Актуализация знаний.







III. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы







IV. Открытие нового знания

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.













Физкультминутка





V. Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания, способов действия.







VI. Включение знаний в систему

Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.





VII. Итог урока

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

VIII. Рефлексия деятельности.

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание



Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.





Здоровьесберегающие технологии



Наблюдение, работа по алгоритму

Метод проблемного обучения - творческая переработка учебной информации.

Наглядный метод.

Фронтальная работа.




Наблюдение, метод проблемного обучения.








Наглядный метод.

Фронтальная работа, работа в парах.

Работа по алгоритму.

Работа у доски.

Тетрадь на печатной основе.



Здоровьесберегающие технологии



Метод самостоятельной познавательной деятельности







Здоровьесберегающие технологии

Самостоятельная работа

Дифференцированные карточки

Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке

Проверяет готовность класса к работе.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

-Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

-Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

- Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

(Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)

берёзка солнышко друг

-Что общего у этих слов? Докажите.

-Что мы уже знаем об имени существительном?

(В результате чего появляется цветок)

Вот какой цветик - семицветик у нас получился.

- Скажите, а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- С какими падежами вы знакомились на прошлых уроках?

- Что вы знаете об именительном падеже?

- Что вы знаете о родительном падеже?

- Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и выступим в роли исследователей

- Прочитайте девиз исследователя (читают дети):

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.

Ты березке улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни -

Вот и замечательно!

- Во втором четверостишие найдите имена существительные и сравните их с существительными, которые вы записали. Что заметили?

березка солнышко друг

березке солнышку другу

- В каком падеже употреблены эти существительные?

- Какова же будет тема нашего урока?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Запишите под диктовку словосочетания.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных (1 ученик у доски).

- Работать будем по алгоритму

  1. Нахожу главное слово

  2. Задаю от главного слова вопрос

  3. Определяю падеж

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

- Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

- Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?

- На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже?

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже?

- Прочитайте стихотворение о дательном падеже.

Дательный падеж

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту,

Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь!...

- Какое еще название дательному падежу предлагает автор стихотворения?

- Как называют человека, который дарит другим что-то, при этом ничего не просит взамен?

- Поработайте в парах: найдите имена существительные в дательном падеже в стихотворение: подберите и запишите другие имена существительные в дательном падеже.

Проверка работы.

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали?

- Почему так решили

- Выполним упражнение 83 на странице 46.

- Прочитайте задание.

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

3. По улицам слона водили, как видно напоказ.

4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она.

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована?

- Чему учит нас эта басня?

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь.

- Выполните эту работу самостоятельно простым карандашом.

- Объясните, какие буквы вставили и почему?

- Что еще нужно выполнить в упражнении? Прочитайте задание.

- Что нам поможет определить дательный падеж?

- Выполним это задание самостоятельно.

(2 человека у доски - по 2 предложения)

Гимнастика для глаз

- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание (Приложение 2).

(Подготовленные дети получают карточку №1, остальные учащиеся получают карточку №2)



Карточка №1

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

Карточка № 2

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

(От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.

- Существительные в каких падежах вам встретились?

- Назовите существительные в Д.п.

- Что вам помогло определить Д.п.?

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже?

- Чему научились?

- Удалось ли нам решить учебную задачу?

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему - поставьте на полях вопросительный знак (?).

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 47, упражнение 85.

- Спасибо за урок. Было приятно с вами работать!

Подготовка класса к работе.















Имена существительные

Называют морфологические признаки имени существительного с опорой на слова из орфографической минутки.

Падеж







изменилось окончание, падеж, форма слова

Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.





Д.п.

(дать)

Кому?

Чему?

Предлоги к, по

Предлоги: к, по







Дарительный

Щедрый

В дательном падеже.

Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.







Спишите, вставьте пропущенные буквы.





















Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.

Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.





























Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов, Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.











Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

















Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.





© 2010-2022