- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему: Междометие, как особая часть речи
Урок русского языка на тему: Междометие, как особая часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алтынбекова Г.К. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Междометие как особая часть речи
7-й класс
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания. Словарный диктант по домашнему заданию.
Так же хорошо, как позавчера; иметь в виду; быть в виду города; в течение получаса; насчет работы; на счет в банке; тоже хочу посмотреть; осмотрел то же место; рассердившись поначалу; догадался по началу фильма; вовремя заметил; во время царей и императоров.
2. Распределительный диктант. Распределите слова соответственно частям речи. В распределении каких слов у вас возникли трудности?
Ключом, втроем, ух, горяч, не режь, утешься, съел бы, пренеприятный, невтерпеж, ой, сплошь, палач, ветошь, слева, насухо.
Существительные: ключом, палач, ветошь.
Прилагательные: горяч, пренеприятный.
Глаголы: режь, утешься, съел.
Наречие: втроем, невтерпеж, сплошь, слева, насухо.
Частицы - не, бы.
Ух - ? Ой - ?
3. Объяснение нового материала.
Слова, которые остались нераспределенными, - междометия. Это особая часть речи. Как вы думаете, почему ее называют особенной? (Не изменяется, не является ни служебной, ни самостоятельной, не обладает никакими грамматическими категориями.) Можете ли вы определить: для чего же нужны эти слова? (Выражают, но не называют чувства.)
4. Игра «Угадай». Каждый по цепочке выражает какое-либо чувство междометием, а его сосед по парте должен угадать это чувство.
5. Поищем междометия (запишем междометия).
1. Угадайте: откуда взяты эти строки? Какие в них есть междометия?
Убийцу с палачами
Избрали мы в цари.
О ужас! О позор!
(«Борис Годунов» А.С. Пушкина.)
2. Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола? (Айболит.)
3. Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришел конец, тоже говорят это. В первом случае - это существительное, во втором - междометие. (Крышка!)
4. Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего - в театре). (Браво!)
5. Это междометие есть на дорожном знаке. (Стоп!)
6. Крик победителя. (Ура!)
7. Название конфеты образовалось от этого междометия. (Кис-кис.) Как напишете? (Через дефис, как и все слова с повторяющимися основами.)
8. Добавьте междометие во 2-ю строку.
Вы умы,
А мы - (увы!)
(Или наоборот:
Мы - умы,
А вы - ?)
9. Найдите междометие и глагол, образованный от междометия:
С утра сидит на озере любитель-рыболов
Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов.
Как песня начинается - вся рыба расплывается...
Тра-ля-ля-ля-ля-ля! Такая вот беда!
10. Если не работает звонок, а вам очень надо войти в дверь, то это междометие не произносите, но используете. (Тук-тук.)
6. О синтаксической роли междометий. (См. учебник.)
7. Выполняем упражнение из учебника. Найдите и определите синтаксическую роль междометий в предложениях.
8. Закрепление. Запись под диктовку. (Повторите правила оформления прямой речи, знаков препинания при обращении и вводных словах.) Междометия, если они выступают в роли другой (самостоятельной) части речи, подчеркните как член предложения.
Как-то Ох и Ах заблудились в трех соснах.
И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное, дело плохо».
И сказало слово Ах: «Ах, как страшно в трех соснах».
Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья, повеселей!
С плачем дело не пойдет! Надо все наоборот!».
И сказало Ох: «Хо-хо! В самом деле, как легко!».
И сказало Ах: «Ха-ха! И не страшно!
Ха-ха-ха!».
9. Викторина «Страшный разговор». Послушайте текст. Сможете ли вы угадать, о каких междометиях идет речь?
Однажды ночью в стране Морфологии, когда все самостоятельные и служебные части речи отдыхали после трудового дня, в одной темной-претемной комнате собрались странные слова. Так как было очень темно, части речи нельзя было различить, но разговор их мы услышали. Сможете ли вы назвать говорящих?
Вот их диалог.
- Представляете, сегодня я узнала, что среди самостоятельных у меня есть близнец! Обозначает напиток! Это существительное люди употребляют ежедневно и не единожды, а обо мне вспоминают редко-редко, да и то лишь в устаревших словах! Чай обидно!
- Ба! Какая несправедливость, но это еще что! Вот я! Представляете? Оказывается, если меня написать два раза подряд и без дефиса, я стану женщиной! Какое несчастье! И не надо там хихикать!
- Почему же не надо? Я имею на это законное право!
- Откуда у вас это право?
- От Всевышнего! Кстати, он когда-то со мной не расставался, а вот теперь приходится скучать в вашей компании.
- Правильно, не надо было хорохориться!
- Кто это сказал?
- Цыц! Я, между прочим, среди вас самый важный!
- Это почему же?
- Это потому, что я есть даже в орфографическом правиле!
- Мы все есть! Только в другом. А в это правило ты попал благодаря курице, да и то в виде исключения.
- Ну что вы так разгорячились? Самое нужное и важное слово - это я. Во-первых, я - иностранец, во-вторых, во мне две л, а в-третьих, люди произносят меня чаще, чем всех вас, вместе взятых, потому что все теперь продвинутые, у всех есть дома телефон...
- Минуточку! Телефон и сломаться может... А вот нас люди всегда произносят, когда встречаются и прощаются, потому что люди нынче воспитанные.
- Где это вы видели воспитанных людей? Да они меня - рогатого, с копытами - по сто раз на день вспоминают, а вы про них - вос-пи-тан-ные!
- А кто это у нас в углу там сидит и все время молчит?
- Тебе лучше меня не трогать!
- Это почему же? Кто ты такой? Особенный, что ли?
- Нет, я такой же, как вы. Но стоит мне произнести свое имя, как вы все кинетесь в разные стороны.
- Да ну! Не может быть!
- Как не может. Смотри! - и он произнес...
(В комнате находились междометия: Чай! Ба! Ха-ха! Боже! Цып-цып! Алло! Здравствуйте! До свидания! Черт! Караул!)
10. Орфоэпическая минутка. Упражняемся в произношении скороговорки.
Не по тропе, а около
Катилось О и охало,
О охало, О окало
Не по тропе, а около.
Подсчитайте, сколько слов, заканчивающихся на о, в этой скороговорке и сколько слов с окончанием -о?
11. Самостоятельная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Междометия подчеркните.
Старший брат с_стру баюкал:
- Баюшки(баю)!
Подарю тебе я мяч_к
Будеш_ за судью.
Ну (не)хочеш_ мяч_, так кукол
Много пр_несу.
Ой, чего же ты все плач_шь?
Баюшки(баю)!
Ах, (не)плач_, не будь упрямой,
Спать пора давно...
Ты пойми: я папу с мамой
Отпустил в кино.
12. Домашнее задание:
- на «3» - выполнение упражнения из учебника (спишите, расставьте пропущенные запятые и дефисы);
- на «4» - напишите о происхождении 5 междометий сказку, эссе или сочините загадки;
- на «5» - составьте текст по теме «Междометие как особая часть речи» (не менее 20 пунктов).
Домашние задания можно будет использовать на следующих занятиях или для внеклассной работы (викторин, олимпиад, занятий филологического кружка).