Программа Элективного курса «Литературная мастерская, или Проба пера» для обучающихся 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ягельная средняя общеобразовательная школа»



Утверждено

решение научно-методического совета

протокол №1

от « » сентября 2013 года

Председатель НМС

Н.Н. Шмыкова

Программа

Элективного курса

«Литературная мастерская, или Проба пера»

для обучающихся 8 класса





учитель русского языка и литературы Сусина И.Г.













2013/2014

учебный год



Пояснительная записка



В последнее время появился целый ряд отечественных и зарубежных исследований, посвящённых одарённым детям. Разрабатываются различные тесты, реализуются программы ( от президентских, региональных до программ частных, ориентированных на конкретное образовательное учреждение или даже группу учащихся ). Но, к сожалению, говоря об одарённости, многие авторы (А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, Е. Гонг, Р. Милгрем и др.) подразумевают, в первую очередь, высокий уровень интеллектуальных способностей ( математических, лингвистических и т. п. ), реже - художественных (речь идёт, как правило, о музыке и живописи ). Литературная же одарённость ( в частности, способность к поэтическому творчеству) практически никем не предполагается, а значит, не диагностируется, не оценивается, системно не развивается.

Содержание программы направлено на развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся средствами анализа и создания художественного текста.

Содержание и планируемые результаты реализации программы «Литературная мастерская, или Проба пера» объединяют общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное направления развития обучающихся.

Количество часов: 15 (1 раз в 2 недели)

Категория участников: обучающиеся среднего звена (5-8 кл.)

Целью создания и работы школьной литературной мастерской (студии) является выявление литературно одарённых учащихся и дальнейшее развитие их творческих способностей.

Задачи же могут быть более конкретными и практически ориентированными:

- выявление детей, желающих заниматься в студии;

- мотивация школьников к развитию аналитических и творческих способностей ( через систему занимательных, творческих заданий, через осознание интересных перспектив - возможности участия в конкурсах, фестивалях, реальности публикаций, общешкольной а даже мировой славы);

- развитие коммуникативных способностей школьников в результате вхождения в круг единомышленников, в процессе анализа и обсуждения результатов выполнения заданий, своих и чужих рукописей;

- развитие коммуникативных способностей и проективных умений школьников в процессе подготовки в выступлению на школьной (муниципальной, региональной ) научно-практической конференции по направлению «Литературное творчество», к участию в конкурсах, презентациях.

- развитие коммуникативных, проективных, редакторских умений школьников в процессе подготовки (редактирования) наиболее интересных произведений участников к публикации;

В связи с этим чрезвычайно важным в работе электива является не только изучение основ стихосложения, но и знакомство с современной ( в том числе региональной ) поэзией.

Формы работы: лекции, практические занятия (мастерская), обсуждение, редактирование и рецензирование рукописей, экскурсии, творческие встречи.

Итогом работы может быть выступление учащихся на школьной сцене, участие в конкурсах, публикации произведений в школьной газете, оформление собственных поэтических или прозаических книжек.

Планируемые результаты реализации программы:

Личностные:

- понимание определяющей роли русского языка и литературы в развитии творческих и интеллектуальных способностей и моральных качеств личности;

- осознание эстетической ценности русского языка и литературы;

- осознание эстетической ценности лучших произведений местных авторов;

- пополнение словарного запаса, усвоение грамматических средств, позволяющих свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения ( в том числе, в собственном творчестве);

- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной и «чужой » художественной речью.

Метапредметные:

- владение всеми видами речевой деятельности;

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по поэтике, литературе, краеведению, применять полученные знания, умения. Навыки при анализе собственных и чужих произведений, создании собственного текста;

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе освоения теоретического материала, обсуждения результатов анализа собственных и чужих текстов, презентации собственных и чужих произведений, в том числе овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения.

Предметные:

- представление об основных функциях языка ( в том числе, эстетической), о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

- освоение базовых понятий лингвистики и литературоведения (язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; стили речи, жанры; текст, типы текста и т. д.)4

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, изобразительно-выразительными средствами языка;

- способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов ( в том числе собственных).













Тематическое планирование

дата

№ урока

Тема

Форма занятия

10.09

1

Вводное занятие (литературное творчество, роды и жанры литературы).

аудиторное

24.09

2

Звукопись, рифма, ритм.

аудиторное

08.10

3

Образ. Экскурсия на природу в осенний лес. Обсуждение увиденного, словесное рисование, создание миниатюр.

внеаудиторное

22.10

4

Изобразительно-выразительные возможности разных уровней языка, - на материале лучших произведений российской литературы.

аудиторное

12.11

5

Обсуждение произведений студийцев («тёмная» - обсуждение сборной рукописи первых опытов, без указания авторства произведений.

аудиторное

26.11

6

Экскурсия на природу в зимний лес. Обсуждение увиденного, словесное рисование, создание миниатюр.

внеаудиторное

10.12

7

«Читательская конференция» - открытое обсуждение индивидуальных или коллективных рукописей.

аудиторное

24.12

8

Экскурсия на природу. Обсуждение увиденного, словесное рисование, создание миниатюр.

внеаудиторное


9

Подготовка к изданию коллективного сборника произведений (в классе, школе).

аудиторное


10

Подготовка и проведение презентации коллективного сборника произведений в классе.

аудиторное


11

Экскурсия на природу в весенний лес. Обсуждение увиденного, словесное рисование, создание миниатюр.

внеаудиторное


12

Проведение презентации коллективного сборника произведений в школе.

аудиторное


13

Экскурсия на природу. Обсуждение увиденного, словесное рисование, создание миниатюр.

внеаудиторное


14

Обсуждение и отбор лучших произведений для участия в различных конкурсах и мероприятиях.

аудиторное


15

Подведение итогов работы электива

аудиторное


Итого

15

Список литературы

1 Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5(6,7,8) кл. - Дрофа, 2000(и др изд.)

2 Николина Н.А. Филологический анализ текста :Учеб. Пособие. - М. -2003.

3 Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Практикум / под ред. Л.Г.Бабенко. - М. Екатеринбург, 2003.





© 2010-2022