Рабочая программа Литература. 6 класс (Коровина)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании ПС

МКОУ «Дежевская СОШ»

Солнцевского района

Курской области

Протокол №____от _________

Председатель ПС

___________Н.Е.Наумова



«УТВЕРЖДЕНО»

Директор

МКОУ «Дежевская СОШ»

Солнцевского района

Курской области

______________Н. А. Астахова

Приказ №____________

от «____»_________20___г.




Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

6 класс

на 2015-2016 учебный год




Составитель: учитель

Земзюлина Светлана Анатольевна












Структура рабочей программы

1

Структура рабочей программы

2 стр.

2

Пояснительная записка

3-5 стр.

3

Содержание тем учебного курса

6-9 стр.

4

Тематическое планирование

10-18 стр.

5

Требования к уровню подготовки обучающихся

19-20 стр.

6

Критерии отметок

21-24 стр.




















1.Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 рабочих недель, итого 102 часа.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы ХVIII века

3

Из русской литературы XIX века.

44

Из русской литературы XX века.

29

Зарубежная литература.

14

Повторение пройденного.

4+1

Всего часов

102

2.Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»;Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).









3.Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.



№п/п

Дата

Раздел,тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Примечание

План

Факт.

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Выражение авторской позиции

1

Мини-сочинение

2с.ч.

УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

Подобрать пословицы о труде

3

УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость

1

Стр.15 упр.5

4

УНТ. Загадка как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. Тест «УНТ»

1

Стр.10 упр.1

5Р.Р.

Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

1

Завершить работу

6

Русские летописи «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

1

Пересказ

7

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль в басне

1

Выучить наизусть

8

И. А. Крылов. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

1

Составить кроссворд

9

И. А. Крылов «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

1

Иллюстрация к басне

10

И. А. Крылов «Осёл и Соловей». Комическое изображение знатока, не понимающего истинного искусства

1

Тезисный план

11 Р.Р.

Развитие понятия об аллегории. Подготовка к сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

1

Завершить работу

12

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Жанр стихотворного послания

1

Выучить стихотворение

13

А. С. Пушкин «Узник»

1

Выучить стихотворение

14

А. С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения

1

Выразительное чтение

15

А. С. Пушкин «Зимняя дорога». Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средство создания художественных образов. Тестирование по лирике Пушкина

1

Пересказ

16

А. С. Пушкин «Повести покойного И. П. Белкина». История создания. Повесть «Станционный смотритель»

1

Характеристика героя

17

«Станционный смотритель». Идейное содержание повести.

1

Пересказ

18

Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.

1

Мини-сочинение

19

Смысл названия повести.

1

Пересказ

20-21

Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. «Лицо и маска» героев повести.

2

Пересказ

Подготовиться к тестированию

22с/ч

Повесть «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. Тестирование по «Повестям Белкина»

1

Прочитать повесть

23

А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова

1

Главы 1-5

24

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма

1

Главы 6-11

25Р.Р.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести

1

Главы 12-15

26

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям

1

Главы 16-19

27Р.Р.

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»

1

Завершить работу

28

М. Ю. Лермонтов «Тучи». Основное настроение и композиция произведения

1

Выучить стихотворение

29

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…»

1

Выучить стихотворение

30

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты гармонии человека с миром

1

Выразительное чтение

31-33

Р.Р.

Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация

3

Определить размер стиха

34Р.Р.

Сочинение «Моё любимое стихотворение Лермонтова»

1

Завершить работу

35с/ч

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1

Пересказ

36

И. С. Тургенев. Цикл «Записки охотника». История создания и их гуманистический пафос. «Бежин луг».

1

Выборочный пересказ

37

Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора

1

Иллюстрация к тексту

38-39

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».Р.Р. Портреты героев как средство изображения их характеров

2

Характеристика героев

40

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…» Особенности изображения природы в лирике Тютчева

1

Выучить стихотворение

41

«С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении

1

Выразительное чтение

42Р

Ф. И. Тютчев «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

1

Анализ стихотворения

43

А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1

Выучить стихотворение

44

А. А. Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви

1

Подготовиться к тестированию

45

А. А. Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы…» Природа как мир истины и красоты. Тестирование по лирике Тютчева и Фета

1

46

Н. А. Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда

1

Выучить отрывок

47

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова

1

Составить план

48с/ч

Н. А. Некрасов «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова

1

Выразительное чтение

49-50

Н. С. Лесков «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа

2

Главы 1-13

51

Изображение представителей царской власти в сказе Лескова.Характеристика Левши.

1

Главы 14-20

52Р.Р.

Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств народа в стихотворении Некрасова «Железная дорога» и в сказе Лескова «Левша»

1

Завершить работу

53с/ч

Н. С. Лесков «Человек на часах».

1

Пересказ

54

А. П. Чехов «Толстый и тонкий».Разоблачение лицемерия.Речь героев.

1

Пересказ

55с/ч

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и другие рассказы Антоши Чехонте.

1

Выучить стихотворение

56Р.Р.

Урок-концерт «Родная природа в лирике русских поэтов 19 века»

1

57

А. А. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Природа вокруг нас

1

Пересказ

58с/ч

А. Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни

1

Пересказ

59с/ч

Душевная чистота главных героев книги Грина

1

Характеристика героя

60

М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

1

Стр.23-34

61

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца»

1

Стр.35-42

62

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне»

1

Стр.43-53

63

Особенности композиции и смысл названия сказки-были Пришвина.

1

Стр.54-60

64Р.Р.

Сочинение «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»»

1

Завершить работу

65

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках

1

Выучить стихотворение

66

К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д. Самойлов «Сороковые»

1

Выразительное чтение

67-68

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой».Нравственные проблемы рассказа.Образ главного героя.

2

Пересказ

69

Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении

1

Характеристика героя

70Р.Р.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа»

1

Завершить работу

71-72

В. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.

2

Пересказ

73

Нравственные проблемы рассказа Распутина

1

Анализ эпизода

74

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Проверочная работа по произведениям Астафьева и Распутина

1

75

В. М. Шукшин. Слово о писателе. «Срезал», «Критики» Особенности героев Шукшина

1

Пересказ

76-77

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла».Влияние учителя на формирование детского характера.

2

Мини-сочинение

78

А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном»

1

Выучить стихотворение

79

С. Есенин. «Мелколесье, степь и дали…», «Пороша»

1

Выучить стихотворение

80

А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Тестирование по лирике

1

81

Н. Рубцов «Звезда полей». Тема Родины в поэзии Рубцова

1

Выразительное чтение

82

Контрольная работа по теории литературы

1

83с/ч

Из литературы народов России. Творчество К. Кулиева и Г. Тукая.

1

Выразительное чтение

84с/ч

Сервантес. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

1

Пересказ

85с/ч

Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы

1

Составить план

86

Ф. Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

Пересказ

87с/ч

П. Мериме «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении

1

Пересказ

88

М. Твен «Приключения Гекельберри Финна». Дружба Тома и Гека

1

Мини-сочинение

89

Том и Гек: общность и различие

1

90

А. Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча

1

Дочитать до конца

91

Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче

1

Принести мифы

92-93

Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла»

2

Выразительное чтение

94

Геродот. «Легенда об Арионе»

1

Пересказ

95с/ч

Гомер.»Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

96с/ч

Хитроумный Одиссей:характер,поступки.

1

Составить кроссворд

97Р.Р.

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

1

98Р.Р.

Урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 6 класса».Задания для летнего чтения.

1

99-102

Резервные уроки

4


4.Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы в 6 классе обучающиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.



5.Критерии отметок

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про­изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе - 1 -1,5 тетрадные страницы, в 6 классе-1,5-2, в 7 классе - 2-2,5, в 8 классе - 2,5-3, в 9 классе - 3-4, в 10 классе - 4-5, в 11 классе - 5-7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо­жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); сво­бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть по­ложены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе­ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведе­ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выво­ды и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со­чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази­тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетель­ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена­правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложе­нии мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи­вающее хорошее знание литературного материала и других источни­ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не­дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу­щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдель­ные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсут­ствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых оши­бок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».




© 2010-2022