Урок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алматы облысы

Іле ауданы

Ақши ауылы

"Т.Бокин атындағы №41 орта мектебі"

Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Бапанова Айнаш Нурдаулетовна

5 класс

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Цели урока: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения; воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его познанию.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

Наглядные пособия: интерактивная доска, карточки

Ход урока:

1. Организационный момент.

Организация учащихся.

Если хмуришься с утра

Нам поможет доброта

Встанет дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Подготовка учащихся к уроку.

2. Опрос домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения "Простите!" (упр.204, стр.88). Выписать из этого упражнения в один столбик одушевленные существительные, в другой-неодушевленные существительные.

3. Проверка знаний.

1. Альтернативные вопросы:

Имя существительное -часть слова. (нет)

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?(да)

Имя существительное обозначает признак предмета.(нет)

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?(да)

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос где? куда? откуда?(нет)

2. Подчеркни одной чертой имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, двумя-имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

Дом, стол, школьник, море, лошадь, воробей, береза, директор, степь, журнал.

4. Постановка цели.

5. Объяснение нового материала.

На доске картинки озера, собаки, горы, книги, города.

Учитель объясняет тему, приводя пример только по первому рисунку.

Нарицательные имена существительные- это общее название для всех однородных предметов и явлений.

Собственные имена существительные-это названия отдельных лиц, единичных предметов.

Например: озеро Балхаш

Озеро-нарицательное имя существительное.

Балхаш-собственное имя существительное, которое пишется с большой буквы.

Учащие самостоятельно подбирают нарицательные и собственные имена существительные к каждому рисунку.

Примерные ответы учащихся:

собака Шарик, гора Алатау, книга "Путь Абая", город Астана.

6. Закрепление изученного материала.

1) Перепутанные логические цепочки.

Соедините линиями нарицательные и собственные существительные.

космонавт Васька

город Айболит

доктор Москва

мальчик Юрий Алексеевич Гагарин

кот Сережа

город Балхаш

сказка Александр Сергеевич Пушкин

река Алматы

озеро Рекс

гора Динара

девочка Сырдарья

собака "Красная Шапочка"

писатель Алатау

2)Тренировочное упражнение.

Закончите предложение, подобрав имена собственные.

Меня зовут....

Я живу в селе… на улице…

Я читаю журналы…

Мои родители…

3)Игра «Третий лишний».

РЕСПУБЛИКА, СЕЛО, АЛМАТЫ

ЖУРНАЛ, ГАЗЕТА, АБАЙ ЖОЛЫ

ОЗЕРО, МОРЕ, СЫРДАРЬЯ

Физминутка

Предлагаю отдохнуть и поиграть.

Разделимся на две команды. Первый вариант - будут именами существительными собственными, а второй вариант - нарицательными. Я буду показывать карточку с надписью. Если выделенное словно на ней является именем собственным, то ученики первого варианта должны помахать обеими руками и крикнуть: «Это мы!», а нарицательные существительные, наоборот, должны спрятаться. И наоборот.

1) СОБАКА ПОЛКАН (собств.);

2) РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН (собств.);

3) МАЛЬЧИК АРМАН (нариц.);

4) УЛИЦА КЕНЕСАРЫ (собств.);

5) ГОРА АЛАТАУ (нариц.);

6) ГАЗЕТА"БАЛДЫРГАН"(собств.);

7) ГОРОД АСТАНА(нариц.);

8) РЕКА ИРТ ЫШ(нариц.);

4) Тренировочное упражнение.

Замените в нужных случаях маленькие буквы большими.

аскар, река, зайчик, кызылорда, девочка, мурка, тянь-шань, город, мурат, улица, книга, москва, остров.

5) Творческое задание.

Работа в группах. Каждая группа должна составить рассказ по картинке, придумать название. После записи рассказа в тетрадях, подчеркнуть собственные имена существительные.

Примерный рассказ.

Это село Акши. Возле села течет река Курты. Летом мальчики и девочки идут купаться. Они весело проводят время. Серик и Алишер с собачкой Жучкой играют в волейбол. Марат купается. Алина и Аружан делают из цветов венки. Летом очень весело.

Урок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные (5 класс)

7. Проверка понимания.

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) собака, комар, Шолпан

4.В какой строке допущена ошибка:

а) балхаш, москва, астана
б) Мурат, Ертис, Казахстан

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что для вас было легко, что трудно?

- Что показалось на уроке самым интересным?

8. Домашнее задание.

Упр. 210(устно), 214(письменно), стр.92-93.

Комментирование оценок.


© 2010-2022