Учебно – методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП. 09. Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Петровск- Забайкальский профессионально- педагогический техникум»







Учебно - методические рекомендации

по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

по учебной дисциплине

ОП.09. Русский язык

44.02.02. Преподавание в начальных классах

















г.Петровск-Забайкальский, 2015






Разработчик:

Трифонова Е.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин


Рецензент:

Синицына Т.В., преподаватель русского языка и литературы " ПЗППТ"





Рассмотрено

на заседании ПЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин

протокол № 1 от 17.09.2015г.

Председатель ПЦК

Трифонова Е.В.


























Учебно - методические рекомендации предназначены для студентов специальности

44.02.02. Преподавание в начальных классах






СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение

4

2

Рекомендации по работе с учебно- методическим пособием

5

3

Тематический план

8

4

Инструкции по выполнению заданий

12

5

Список основной и дополнительной литературы

25
















ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа по дисциплине Русский язык нацелена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, углубление понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширение общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

В ходе выполнения заданий для самостоятельной работы студенты должны не только укрепить знания и умения в перечисленных областях, но и применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.

Основная цель - одновременное формирование нескольких видов компетенций:

языковой, коммуникативной и общекультурной - с акцентом на коммуникативной

компетенции.






РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ

С УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

Формы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности обучающихся.

Эта работа включает в себя:

1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

2) подготовку к практическим занятиям;

3) подготовку к промежуточному контролю;

4) подготовку к экзамену.

Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу составляет 39 часов.

Формирование навыков:

  • отбора и систематизации информации по заданной теме;

  • поиска, отбора, систематизации и обобщения информации в Интернете по заданной теме;

  • интерпретации, анализа, обобщения и структурирования информации по заданной теме в виде таблицы (схемы);

  • использования теоретических знаний при выполнении практических задач (заданий, работ);

  • закрепления, углубления, расширения и систематизации знаний, полученных во время аудиторных занятий.

В результате выполнения самостоятельных работ обучающийся должен знать:

- как составить таблицу

- как выполнять упражнения

- как составить опорный конспект

- как написать реферат

Обучающийся должен выполнить работу за определенное время, после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде конспекта, либо в виде составленной таблицы, выполненных упражнений, составленного кроссворда. Отчет о проделанной работе следует делать в тетради для самостоятельных работ или оформлять в соответствии с требованиями указанными преподавателем. Результаты внеаудиторной самостоятельной работы оформляются в виде отчетов по прилагаемым формам.

Оценку за выполненное задание по внеаудиторной самостоятельной работе обучающийся получает с учетом срока выполнения работы, согласно разработанным критериям.

Критерии оценки работы по проработке конспектов

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

5 б.

Средний уровень

4-3 б.

Низкий уровень

2-1 б.

1

Соответствие материала конспекта заданной теме

Наблюдение преподавателя

Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме

Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов и формул.

  • Работа обучающимся не сдана.

  • Отсутствует конспект по заданной теме.

  • Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта.

  • В ответах не используются термины и определения по изучаемой теме.

  • Объяснение терминов, используемых в законспектированном материале, вызывает затруднения.

  • Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

2

Четко организованный конспект.

Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы

Наблюдение преподавателя

Представлен правильно организованный конспект. Ответы правильные, и в отчете излагаются четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.

Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты.

3

Правильность оформления

Проверка работы

Оформление отчета полностью соответствует требованиям.

В оформлении отчета имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность.



Общие рекомендации обучающемуся

по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

  • Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.

  • Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы - нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.

  • Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.

  • Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по дисциплине, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.

  • Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

  • Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.

  • Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.

  • Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.

  • Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.

  • Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.

  • При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.

  • В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.

  • По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.

  • Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в указанный преподавателем срок.

Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела/темы программы

Кол-во часов на выполнение задания

Вид самостоятельной работы

Задание

Форма контроля

1

Введение

2

С.р. №1. Подготовка сообщения на тему: « Место русского языка в семье индоевропейских языков»

Используя литературу, справочники и интернет - источники по теме подготовить сообщение

Публичное представление

2

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

9



2

С.р .№ 2.

Написание реферата по теме:«Функциональные стили речи»

С.р.№ 3.

Подготовка сообщений по теме: « Информационная переработка текстов»

Используя методические рекомендации и требования к написанию реферата, выполнить работу.

Используя литературу, справочники и интернет - источники по теме подготовить сообщение

Проверка, выборочная публичная защита наиболее удачных работ.


Выступление на занятии

3

Раздел 2.

Лексика и фразеология

2



2


2

С.р.№ 4.

Подготовка конспекта «Лексика русского языка с точки зрения стилистической, сферы употребления и активного и пассивного словарного запаса».

С.р.№5.

подбор материалов на тему «Почему мы так говорим».


Самостоятельная работа обучающихся №6: Выполнение домашнего задания по учебному пособию «Русский язык» Т.М. Воителевой Упр. № 74, 78.

Используя рекомендации по работе с конспектами, выполнить задание


Используя литературу, справочники и интернет - источники по теме, подготовит материалы

Проверка выполнения



Проверка выполнения


Оформить стенд

Проверка выполнения

4

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

2

Самостоятельная работа обучающихся №7: выполнение домашнего задания по учебному пособию «Русский язык» Т.М. Воителевой Упр. № 51,59, 63.

Правильность выполнения

5

Раздел 4. Морфемика и словообразование.

2

С.р.№ 8. выполнение заданий компьютерной программы «Репетитор по русскому языку» по морфемному и словообразовательному разбору слов.

Проверка выполнения

6





Раздел 5. Морфология и орфография.








2



2


2


2


Самостоятельная работа обучающихся №9: выполнение домашнего задания по учебному пособию Т.М.Воителевой Упр.№ 189, 190.

Самостоятельная работа обучающихся № 10: изучение вопросов правописания местоимений по учебному пособию Т.М. Воителевой Упр. № 205, 214.

С.р.№11.

Выполнение упражнений по вопросам правописания суффиксов глаголов, частицы НЕ с глаголами по учебному пособию Т.М. Воителевой Упр.№ 231,236.





Проверка выполнения



Проверка выполнения


Проверка выполнения

7

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

4



4

С.Р.№ 12.

составление тестов по теме «Словосочетание» в электронном варианте.

С.р.№ 13.

Подготовка сообщений по теме «Второстепенные члены предложения»


Проверка в электронном варианте



Выступление в группе



ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

Самостоятельная работа № 1(2ч.)

Подготовка сообщения на тему: « Место русского языка в семье индоевропейских языков»

Цель: отобрать теоретический материал по теме; представить сообщение.

Алгоритм выполнения задания:

- изучить литературные источники;

- систематизировать материал;

- оформить сообщение в соответствие с требованиями.

Самостоятельная работа № 2 (9ч.)

Написание реферата по теме:«Функциональные стили речи»

Цель: систематизировать знания по теме « Функциональные стили речи», развивать умение работать с дополнительной и справочной литературой, с интернет- источниками; умения оформлять реферативную работу; развивать навык публичного выступления.

Алгоритм выполнения задания:

- изучить литературные источники;

- систематизировать материал;

- оформить реферат в соответствие с требованиями;

- публично защитить реферат.

Самостоятельная работа № 3 (2ч.)

Подготовка сообщений по теме: « Информационная переработка текстов»

Цель: систематизировать знания по теме: « Текст, виды текста» и умения по работе с текстовым материалом.

Алгоритм выполнения задания:

- изучить литературные источники;

- систематизировать материал;

- оформить сообщение в соответствие с требованиями;

- выступить в группе

Самостоятельная работа № 4 (2ч)

Подготовка конспекта «Лексика русского языка с точки зрения стилистической, сферы употребления и активного и пассивного словарного запаса».

Цель: углубить и систематизировать знания, полученные на занятии, продолжать совершенствовать умения работы по составлению разного вида конспекта.

Алгоритм выполнения задания:

- изучить литературные источники;

- систематизировать материал;

- оформить конспект в соответствие с требованиями;

- представить конспект на проверку.

Самостоятельная работа № 5 (2ч)

Подбор материалов на тему «Почему мы так говорим».

Цель: систематизировать материал, учиться отбору и переработке информации, оформлению.

Алгоритм выполнения задания:

- изучить литературные источники;

- систематизировать материал;

- оформить стенд в группе.

Самостоятельная работа № 6 (2ч)

Выполнение домашнего задания по учебному пособию «Русский язык» Т.М. Воителевой Упр. № 74, 78.

Цель: практическое применение теоретических знаний, умение самостоятельно работать с заданиями и упражнениями в учебном пособии.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно прочитайте задание к упражнению;

- выполните упражнение в рабочей тетради;

- предоставьте тетрадь для проверки преподавателем.


Самостоятельная работа № 7 (2ч)

Выполнение домашнего задания по учебному пособию «Русский язык» Т.М. Воителевой Упр. № 51,59, 63.

Цель: практическое применение теоретических знаний, умение самостоятельно работать с заданиями и упражнениями в учебном пособии.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно прочитайте задание к упражнению;

- выполните упражнение в рабочей тетради;

- предоставьте тетрадь для проверки преподавателем.

Самостоятельная работа № 8 (2ч)

Выполнение заданий компьютерной программы «Репетитор по русскому языку» по морфемному и словообразовательному разбору слов.

Цель: отработка умений работы с ИКТ технологиями; применение на практике теоретических знаний.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно прочитывайте задания в программе;

- выполните задания;

- представьте выполненные задания для проверки и оценивания.

Самостоятельная работа № 9 (2ч)

Выполнение домашнего задания по учебному пособию Т.М.Воителевой Упр.№ 189, 190.

Цель: практическое применение теоретических знаний, умение самостоятельно работать с заданиями и упражнениями в учебном пособии.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно прочитайте задание к упражнению;

- выполните упражнение в рабочей тетради;

- предоставьте тетрадь для проверки преподавателем.

Самостоятельная работа № 10 (2ч)

Изучение вопросов правописания местоимений по учебному пособию Т.М. Воителевой Упр. № 205, 214.

Цель: практическое применение теоретических знаний, умение самостоятельно работать с заданиями и упражнениями в учебном пособии.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно прочитайте задание к упражнению;

- выполните упражнение в рабочей тетради;

- предоставьте тетрадь для проверки преподавателем.

Самостоятельная работа № 11 (2ч)

Выполнение упражнений по вопросам правописания суффиксов глаголов, частицы НЕ с глаголами по учебному пособию Т.М. Воителевой Упр.№ 231,236.

Цель: практическое применение теоретических знаний, умение самостоятельно работать с заданиями и упражнениями в учебном пособии.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно прочитайте задание к упражнению;

- выполните упражнение в рабочей тетради;

- предоставьте тетрадь для проверки преподавателем.

Самостоятельная работа № 12 (4ч)

Составление тестов по теме «Словосочетание» в электронном варианте.

Цель: систематизировать знания по теме « Словосочетание»; отрабатывать умения работы с персональным компьютером; умения отбора и переработки материала по теме.

Алгоритм выполнения задания:

- внимательно отберите материал по теме « Словосочетание»;

-оформите тесты;

- предоставьте работу в электронном виде для проверки преподавателем.

Самостоятельная работа № 13 (4ч)

Подготовка сообщений по теме «Второстепенные члены предложения»

Цель: систематизировать материал по теме: «Второстепенные члены предложения»; отрабатывать умения отбора и оформления материала в соответствие с требованиями;

Алгоритм выполнения задания:

- изучить литературные источники;

- систематизировать материал;

- оформить сообщение в соответствие с требованиями;

- выступить в группе

Правила оформления текстовых материалов

Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.

Поля документа:

  • верхнее, нижнее, левое - 2 см;

  • правое - 1 см.

Гарнитура шрифта: Times New Roman

Высота шрифта (кегль): 14 пт.

Цвет шрифта: черный.

Абзацный отступ: 1,25 см.

Междустрочный интервал: 1,5 строки.

Отступ между абзацами: 0 пт.

Нумерация страниц: внизу страницы по центру; титульный лист не нумеруется (особый колонтитул для первой страницы).

Допускается выделение главного по тексту полужирным начертанием или курсивом.

Таблицы допустимо заполнять текстом с высотой шрифта 10-14 пт. Названия столбцов таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по центру ячейки. Названия строк таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по левому краю ячейки. Остальные ячейки таблицы заполняются шрифтом с нормальным начертанием. Текстовое содержание ячеек может располагаться как по центру ячейки, так и по левому краю, и по ширине. Цифровое содержание ячеек таблицы располагается только по центру ячейки. Не допускается заливка ячеек таблицы цветом, а также цветной текст.

Название таблицы оформляется вверху перед таблицей в виде: Таблица - Название таблицы. Форматируется название по ширине с абзацным отступом.

Схема оформляется графическим способом с применением плоских геометрических фигур (прямоугольников, квадратов, кругов, овалов) с указанием логических связей между ними при помощи линий и стрелок.

Текст внутри фигур схемы оформляется шрифтом Times New Roman, размер 8-10 пт, форматирование по центру.

Название схемы располагается под ней по центру и начинается словом Рисунок. Затем после тире следует название схемы в виде: Схема «Название схемы».

Что такое конспектирование?


Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:

  • Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

  • Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.

  • Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

  • Определить детализирующую информацию.

  • Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Как конспектировать текст?

Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом.«Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатлеет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».
Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования?
Основную - записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить - значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.
Выбор ключевых слов - это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.
Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.
По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.
1. Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы).
Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во-вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.
2. Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними).
По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта - наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.
Плановый - легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:
а)вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы);
б)схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).
Текстуальный - это конспект, созданный в основном из цитат.
Сводный конспект - сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.
Тематический - дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос - тему: обзорный; хронологический.
Роль конспекта - чисто учебная: он помогает зафиксировать основные понятия и положения первичного текста и в нужный момент их воспроизвести, например, при написании реферата или подготовке к экзамену.
Способы конспектирования. Тезисы - это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно - последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

  • сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

  • выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

  • использование различных цветов;

  • подчеркивание;

  • заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например,« мое мнение» и т.п.
Схема с фрагментами - способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, - при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.
Простая схема - способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.
Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.
Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Принципы составления конспекта прочитанного.

  • Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

  • Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа - способы фиксации прочитанной информации.

Один из видов чтения - углубленное - предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем, если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда

Требования к написанию и оформлению реферата

Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работаобучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому обучающемуся.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Преподаватель должен ознакомить обучающихся с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию преподавателя.


Этапы работы над рефератом

1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Содержание работы должно отражать

  • знание современного состояния проблемы;

  • обоснование выбранной темы;

  • использование известных результатов и фактов;

  • полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

  • актуальность поставленной проблемы;

  • материал, подтверждающий научное, либо практическое зна-чение в настоящее время.

Компоненты содержания

1. Титульный лист.

2. План-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).

4. Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы (в соответствии со стандартами).

Требования к оформлению работы

1. Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.

2. На титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя (учителя).

3. Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.

4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии.

5. Приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются черной пастой. Они не входят в общий объем работы

6. Объем работы: 10-15 листов машинописного текста. В реферате используется шрифт TimesNew Roman, начертание - обычный, размер шрифта - 14 пт (при оформлении таблиц допускается 12 пт); одинарный межстрочный интервал, выравнивание абзаца по ширине, с отступом первой строки 1,25 см. Для оформления заголовков допускается использование шрифта размером 14 - 16 пт в зависимости от размеров основного текста. В документе кавычки оформляются следующим образом: «…».

При оформлении реферата устанавливаются следующие размеры полей:

левое - не менее 20 мм;

правое - 10 мм;

верхнее - 20 мм;

нижнее - 20 мм.

Рецензия на реферат содержит оценку

1. Эрудированности в рассматриваемой области:

- актуальность заявленной проблемы;

- степень знакомства с современным состояниям проблемы;

- использование известных результатов и научных фактов в работе;

- полнота цитируемой литературы.

2. Собственные достижения автора:

- использование знаний вне школьной программы;

- степень новизны;

- научная значимость проблемы;

- владение научным и специальным аппаратом.

3. Характеристика работы:

- грамотность и логичность изложения материала;

- структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

- соответствие оформления реферата стандартам.

Рекомендации по работе обучающихся с рефератом.

1. Тема реферата должна быть определена преподавателем и студентом совместно. Важно, чтобы цель и задачи реферативной работы были осознаны и приняты обучающимся.

2. Также совместно намечается план деятельности студента, определяется порядок работы с научной литературой. Преподаватель знакомит обучающихся с правилами пользования каталогами разных типов для поиска нужной книги в библиотеке; рекомендует печатные работы, с которыми необходимо ознакомиться.

3. Желательно показать эффективные приёмы конспектирования литературных источников. В частности, может быть рекомендовано выписывание необходимых фрагментов текста на небольшие карточки, с указанием фамилии и инициалов автора печатной работы, её названия и других необходимых данных.

4. После окончания работы с литературными источниками полученный материал обсуждается. На этой основе составляются оглавление реферата и список литературы.

5. На литературном листе работы указываются: наименование учебного заведения, в котором выполнена реферативная работа; Ф. И. О. исполнителя; тема реферата; Ф. И. О. руководителя работы, его должность и учёная степень; год написания реферата.

6. В оглавлении должны быть: главы; в каждой главе - параграф; заключение; список литературы. Главам и параграфам даются названия. Справа, напротив каждого параграфа или главы, указываются номера страниц.

7. Весь наработанный учащимися теоретический материал перед написанием реферата должен быть логично распределён по главам и параграфам.

8. При изложении материала необходимо правильно делать ссылки на литературные источники.

9. В процессе изложения материала следует избегать "уходов в сторону" от темы реферата, нарушения логической, последовательности в анализе фактов и идей, искажения мыслей автора научного труда.

10. Не рекомендуется наклеивание на страницы реферата вырезанных из различных книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Это считается признаком "дурного тона", и не допускается в научных работах любого уровня.

11. Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должно быть указано, кто именно является его исполнителем.

12. Если фрагмент текста переписывается в реферативную работу без изменений, т. е. цитируется, он заключается в кавычки, а в конце цитаты обязательно указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.

13. В конце каждой главы желательно сформулировать краткие выводы, выделив основные идеи. А в "Заключении" подвести общие итоги, сформулировать основные выводы, проанализировать степень успешности решения поставленных автором реферата целей и задач, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы.

14. При составлении списка литературы печатные работы располагаются либо в алфавитном порядке (по фамилии автора), либо в соответствии со сроком выхода работы в печати.

15. Тема реферата может быть связана непосредственно с изучаемым по программе учебным материалом, а может выходить за его пределы и касаться связи с современностью и т. п.

16. Реферат должен быть заранее представлен на рецензию преподавателю, например за неделю до защиты.

17. В процессе защиты студент делает небольшой доклад. В нём он, по возможности, отражает основные вопросы, затронутые в работе, её результаты и показывает наиболее красивые примеры, задачи, теоремы, удачные иллюстрации.

Затем зачитывается рецензия. Вслед за этим все желающие обмениваются мнениями.


Оценкавыполнения задания:

Оценка/баллы

Критерии оценки

5

90-100% ( отлично)

4

80-89% ( хорошо)

3

70-79% ( удовлетворительно)

2

менее 70% ( неудовлетворительно)

СПИСОК

ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники

1. Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений. Академия, 2012г.

  1. Введенская Л.А. Культура речи. - Рос­тов н/Д: Феникс, 2009. - 383 с.

3. Введенская Л.А., Павлова, Л.Г. Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. -Ростов н/Д: Феникс, 2010.

4. Герасименко Н.А. Русский язык. Учебник для студентов учреждений сред. Проф. обр. Академия, 2014г.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 2008.

6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи (практикум). - М.: Проспект, 2009. - 320 с.

7. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи (курс лекций). - М.: Проспект, 2007. - 336 с.

8. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных доку­ментов. - М.: Высшая школа, ИНФА-М, 2007.

Дополнительные источники

1. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. - М.: Флинта, 2000.

2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

3. Кузьмин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для биз­несменов. - М.: Ось-89, 2006.

4. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11-х классов. - М.: Флинта, Наука, 2007.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Рольф, 2006.

6. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М.: Флинта, Наука, 2007.

7. Формановская И.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Русский язык, 2009.

Словари и справочники

1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М: Русский язык, 2006.

2. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М.: Русский язык, 2008.

3. Орфографический словарь русского языка. - М: Русский язык, 2010.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, граммати­ческие нормы. / Под. ред. Р.И. Аванесова. - М.: Русский язык, 1997.

5. Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 2002.

6. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник. - Л.: Наука, 2003.

7. Учебный словарь синонимов русского языка /Авт. В.И. Зимин, Л.П. Алек­сандрова и др. - М.: Школа-Пресс, 2004.

8. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII-XX вв. - М: Топикал, 1995.


25


© 2010-2022