План-конспект урока по литературе «Русская природа в пейзажной лирике А. А. Фета» (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

Программа Г. С. Меркина

Тема: «Русская природа в пейзажной лирике А. А. Фета»

Цели:

  1. Образовательные:

Актуализировать понятие о лирике, тропах и фигурах (эпитет, сравнение, метафора) и их роли в поэтическом тексте, выявление своеобразия лирики А.А.Фета, главной мысли стихотворений.

  1. Развивающие:

Развитие навыков выразительного чтения, творческого воображения, аналитической деятельности.

  1. Воспитательные:

Формирование чувства прекрасного, глубинного понимания единства человека и окружающей его природы, что является главным мотивом пейзажной лирики А.А.Фета.

Словарь: синтаксический параллелизм

Оборудование: карточки со стихотворениями, учебные пособия

Методы и приёмы: метод - эвристический, приёмы - беседа и слово учителя, метод - исследовательский, приёмы - анализ, микроисследование текста.

Ход работы.

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Беседа.

- Прежде чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить материал предыдущего урока.

Вопросы: 1.Что такое лирика? (Род литературы, предмет изображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, его впечатления, чувства, эмоции)

2.Кто такой лирический герой? (Лирический герой, в таком понимании, - это образ человека, созданный в лирическом произведении, независимо от того, совпадает этот человек с автором стихотворения или, напротив, отличается от него).

3. Как бы вы охарактеризовали лирического героя Фета? (Вдумчивый, впечатлительный, чувствительный, эмоциональный, грустный)

4. Какие виды средств художественной выразительности вы знаете? (Тропы: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, перифраза; стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, эпифора; фонетические средства: аллитерация, ассонанс, рифма) Какова их роль? (Придают речи поэта особую эмоциональность, выразительность, красочность.)

  1. Мотивационный этап:

Слово учителя: «Ребята, на прошлом занятии мы говорили о биографии и творчестве одного из талантливейших поэтов 19 века - А. А. Фета. Как вы уже знаете, судьба поэта складывалась непросто, этот человек прошёл через тяжёлые невзгоды, потери, разочарования. Была в его жизни и большая любовь, закончившаяся трагически. Рассмотрев основные моменты биографии Фета, а затем, окунувшись в мир его стихов, начинаешь испытывать странное чувство. Потому что трудно связать в воображении образ практичного, делового человека, готового на многое ради достижения жизненного успеха и тонкого лирика, чьи стихи нежны, красивы, возвышенны, и, кажется, лишены всякой приземлённости. Возможно, эта двойственность характера являлась порождением испытаний, которые выпали на долю Фета. В искусстве поэт видел убежище от земных горестей. Как он сам писал, "поэзия тем еще прекрасна, что способна увести человека из мира страданий в мир высокого, единственно возможного счастья…" Поэзия, по мнению Фета, должна была не касаться ничтожных житейских вопросов, а воспевать красоту, природу и любовь.

Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о теме природы в творчестве Афанасия Фета. Мы попытаемся ответить на следующие проблемные вопросы: 1. В чём заключаются особенности фетовского поэтического видения природы? 2. Какими художественными средствами пользуется поэт, создавая свой неповторимый мир?

Мы обратимся к стихотворениям Фета, будем их читать с выражением, анализировать, делиться впечатлениями. Это очень интересно, а в дальнейшем, когда вы продолжите изучение русской поэзии, вам пригодятся ваши знания и умение работать с поэтическим материалом.»

Итак, тема нашего урока: «Русская природа в пейзажной лирике А. А. Фета»

4. Организация деятельности учащихся по созданию нового знания.

Беседа.

  1. Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни, за тяготение к темам «чистого искусства». Ребята, а что такое, по-вашему - «чистое искусство»? В чём заключается его суть?

(Чистое искусство» (или «искусство для искусства», направление в русской литературе и критике 50-60-х ХIХ в., которое характеризуется стремлением к независимости искусства от политики и общественных требований, обращением к темам природы , красоты, любви)



  1. Русский пейзаж занимает особое место в поэзии Фета. Вашим домашним заданием было найти определения пейзажа и пейзажной лирики. Что же такое пейзаж?( Пейзаж - изображение природы в литературе и живописи, иначе - образ природы в художественном произведении) Дайте определение пейзажной лирике.( Пейзажная лирика - это словесное искусство, в котором поэт изображает виды природы, делает их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за характерности.)

Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. В поэтическом восприятии каждый пейзаж по-своему прекрасен.

Некоторые исследователи творчества Фета говорят о медитативной направленности его лирики. Что такое медитация? ( Медитация (от лат. meditatio - углубленное и целенаправленное размышление) - понятие, часто встречающееся в психологической литературе. Оно означает умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности) А что мы имеем в виду, когда говорим о медитативной лирике? ( Медитативная лирика - жанрово-тематическая разновидность, родственная философской лирике. Стихотворения, относящиеся к медитативной лирике, строятся на неповторимом созерцании автора. Поэт стремится постичь сокровенные тайны бытия)

Дома вы читали стихотворения Фета. Подумайте, можно ли говорить о стихотворениях-медитациях Фета? Почему? (Можно, так как в основе стихотворений - созерцание автора, состояние сосредоточенности на впечатлениях от окружающей природы)

Комментарий учителя:

- Мы пришли к выводу, что фетовские стихотворения рождались в результате созерцания природы, авторского раздумья над загадками жизни, стремлением к постижению красоты мира, а значит, можно говорить о медитативном в поэзии Фета.



  1. Организация работы учащихся по применению нового знания.

Анализ стихотворений.

- А теперь мы обратимся к стихотворениям Фета. Откройте учебники.

- В 1850е годы Фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. В это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные удивлением прекрасной, словно живой природой. Одним из таких стало лирическое произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…»

- Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» нам прочитает……..(выразительное чтение ученика)

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Беседа с классом.

-Какой вам представляется картина в ходе чтения стихотворения?

(Картина наступающего летнего вечера, оранжевого заката солнца, колышущегося под дуновением легкого ветерка золотого ржаного поля, над которым уже взошла пока робкая луна)

-Какие образы являются в стихотворении наиболее яркими?

(Поля, созревающей ржи и голубого бездонного неба)

-И как же эти образы соотносятся друг с другом? Как их связывает между собой поэт в стихотворении?

(Ржаное поле перед наступающей ночью, как и небо, освещенное полыхающими лучами заходящего за горизонт солнца, становятся удивительно похожими по цветовой гамме: мы видим оттенки от ярко-желтого до какого-то багрового и коричневатого)

- А сейчас мы обратимся к тексту стихотворения. Нас ждёт работа по вариантам.

Задание:

Сидящие под вариантом 1 выписывают из текста слова, которые соотносятся со словом рожь, а сидящие под вариантом 2 - со словом небо. Обменяйтесь результатами работы, дополните друг друга. Сделайте общий вывод о художественном пространстве стихотворения.

(Рожь - зреет над жаркой нивой, переливы, жатва хлеба, безбрежной, ; небо - месяц, день не минул, ночи, меж заката и востока, смежает, огнедышащее око. Взор лирического героя охватывает огромное пространство от зреющей нивы до бесконечного неба, от заката до востока)

-Давайте исследуем, с помощью каких выразительных средств воссоздана поэтом картина безбрежного моря ржи.

Задание: Ученики сидящие под 1 вариантом находят эпитеты и определяют их художественно-изобразительную роль, сидящие под 2 ищут олицетворения и определяет их функцию в тексте. По окончании оба ученика делают вывод о выразительности языка стихотворения.

(Эпитеты - жаркой, прихотливый, золотые, робко, широко, безбрежной, огнедышащее; олицетворения - гонит ветер, месяц смотрит, месяц изумлен, день объятья раскинул, небо смежает…око. Художественные эпитеты передают цвет, движение и даже запахи безбрежного моря ржи, а олицетворения помогают увидеть картину вечернего заката в движении)

Заслушиваются ответы 2-3 пар.

- Прочитайте выразительно первую строфу (1 ученик).

-А теперь прочтем вторую строфу.

-Какие звуки вы услышали? (Повторяющееся -у- -л-). Что они вам напоминают? (Какое-то движение: ветра, шагов ночи, затихающего гула дня)

-Прочтите третью строфу. Заметили ли в этой строфе повтор звуков? (Звучат ж, з, ш). О чем говорит это созвучие? (Звуковые повторы позволяют почувствовать какое-то затишье, умиротворенность в природе и душе лирического героя. Возникает образ гармонии между человеком (рожь - плод его деятельности) и Вселенной, природой ( небо, месяц, солнце, ветер - это Вселенная).

Обобщение:

В стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой» изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. В этом проявляется свойственная Фету способность уловить, запечатлеть мгновение. Краски в стихотворении представлены светлые, яркие, живописные, но множества оттенков и цветов Фет не использует, вполне достаточно эпитета «золотые переливы»- золотой цвет это как и цвет нивы, так и цвет заходящего солнца, которое поэт называет «огнедышащим оком». В природе фетовского стихотворения чувствуются душа, волнение, на это нам указывает обилие олицетворений.

А теперь прочитаем другое стихотворение А. Фета - «Вечер» (ученик читает)

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

-Какое из двух стихотворений вам больше понравилось? Почему? Что объединяет два стихотворения Фета? (Те же цвета, звуки, соотношения образов)

- А сейчас мы проведем микроисследование текста стихотворения «Вечер» в группах.

Исследование текста учащимися.

Задание первой группе.

- Отметьте все существительные, обозначающие предметы и явления, изображенные в стихотворении. Каковы очертания этих предметов?

Задание второй группе.

Отметьте все краски и звуки природы, которые вы обнаружили при чтении стихотворения. Какими эпитетами, олицетворениями, сравнениями передана звуковая и цветовая гамма образов?

Задание третьей группе :

- Проведите синтаксический разбор предложений первой строфы ст. «Вечер». Какое построение предложений вы заметили? Усиливается ли выразительность стихотворения за счет применения таких предложений?

Отчеты групп о проделанной работе.

(Зрительные образы: река, луг, роща, берег, облака, пригорок, зарница - ничто не уходит от внимательного взгляда поэта и его лирического героя, хотя очертания некоторых предметов только угадываются. Стихотворение полно звуковых и слуховых ассоциаций: звучания чего-то, звона, вздохов, раскатистых звуков (прокатилось).

Цветовую гамму передает обилие олицетворений (прокатилось на том берегу, засветилось, река убегает, теплится зарница); сравнений (зарница теплится голубым и зеленым огнем, облака разлетелись, погорев золотыми каймами, как дым); эпитетов (над ясной рекою, над рощей немою, в померкшем лугу, теплится ярко).

Первая строфа представляет собой четыре безличных предложения одинаковой конструкции. Это усиливает выразительность стихотворения. Такой прием поэтической речи называется синтаксическим параллелизмом.

Ученики записывают определение синтаксического параллелизма в тетради)

Синтаксический параллелизм - это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные.

Слово учителя:

Вечер в стихотворении Фета - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, видения предмета таким, каким он предстал в настоящий момент, передать своё впечатление.

7. Выразительное чтение стихотворений учащимися.

Подведение итогов.

Учитель:

- А теперь подведём итоги нашего занятия. Мы постараемся ответить на вопросы, сформулированные в начале урока. (Обращает внимание учащихся на доску, где записаны вопросы)

1. В чём заключаются особенности фетовского поэтического видения природы?

2. Какими художественными средствами пользуется поэт, создавая свой неповторимый мир? (учащиеся отвечают на вопросы)

Учитель подводит итоги урока:

Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями пейзажной лирики Афанасия Фета. Мы раскрыли понятие «пейзажная лирика» и пришли к выводу, что фетовское видение природы основано на созерцательности, сосредоточенности на единении с живой природой, внимания к каждому её движению. В красоте природы Фет искал убежище от земных страданий, он радовался общению с ней, наделял природу человеческими чертами, стремился слиться с ней. Таким образом, можно говорить медитативной направленности фетовской пейзажной лирики. Анализируя стихотворения Фета, выявляя средства художественной выразительности, мы обратили внимание на частое обращение поэта к тропам, звуковым средствам. Также сегодня вы познакомились с понятием синтаксического параллелизма, который усиливает выразительность фетовского стихотворения. Вы увидели, как тонко поэт может улавливать, словесно запечатлять краски, звуки, изменения природы. Это и делает пейзажную лирику Фета такой нежной, красивой и живой.

Выставление и комментирование оценок.

© 2010-2022