Буквы о-а корне –гар-- гор-(§ 37) (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буквы о- а корне -гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)

Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании букв О и А в корнях -гор- / - гар-, и отработки способа применения этих знаний на письме.

Предполагаемые результаты урока (подцели):

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования, осуществления выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения, извлечения информации из различных источников и её преобразования, умения делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.

Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)Предметные: овладение знаниями о способах выбора гласной в корне с чередованием и их применение в различных практических ситуациях; различение корней с безударными, проверяемыми ударением, и чередующимися

гласными.

Ход урока

Этап урка

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Организа-ционный момент.

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись :Дата. Классная работа)

Личностные:

ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация своего рабочего места.

2. Актуализа-ция имеющих-ся знаний и способов их примене-ния

Проверить уровень усвоения материала по ранее изученным темам, связанным с правописанием гласных в корнях с чередованием (сначала правило предыдущего урока -кос-/-кас- , затем вспомнить -раст- (-ращ-)/-рос- и -лаг-/-лож-), проверить навыки практического применения имеющихся знаний, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Организует деятельность уч-ся, предлагая распределить слова на 2 группы (проверка д.з.) На слайде даны слова с проверяемой безударной гласной и чередованием. Задание:

- распределите слова на группы

-расскажите правило, которое вы применяли при написании слов в 1 колонке, во второй колонке.

Пока ученики рассказывают, учитель записывает на доске известные чередующиеся корни, графически выделяет орфограмму.

Что общего во всех известных вам правила выбора гласной в корнях с чередованием?

Распределяют слова, взаимопроверка. Рассказывают о правописании проверяемой безударной гласной, о корнях с чередованием.


Анализируют запись на доске:

РАСТ (РАЩ) - РОС

ЛАГ - ЛОЖ

Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)

КАС- А - КОС-НУ

Делают вывод: выбор гласной зависит от последующей буквы или суффикса, который стоит после корня.

Личностные:

развитие учебных мотивов.

Метапредметные:

строить речевое высказывание на определённую тему, работать со словарным материалом, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

обобщать, формулировать выводы.

Предметные: использовать знания о правописании проверяемой безударной гласной, чередующейся гласной

3. Столкно-вение знания и незнания

Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний о правописании гласной в корне с чередованием

-гор-/-гар-

- Прочитайте записанные слова.(на корточках)

Горелка, обгорелый, загар, угар, гора, пригореть, гористый, гарь.

- Что вы можете о них сказать?

- Выделите во всех словах часть слова, в которой находится орфограмма.

Чем интересны корни?

Подчеркните орфограмму.

- Прокомментируйте написание каждой гласной.

- Объяснение правописания каких гласных вызвало затруднение?

В ходе выполнения работы учащиеся разделяют предложенные слова на 2 группы, опираясь на значение корня. Выделяют слова с проверяемой безударной гласной и с гласной в корне с чередованием. Объясняют, как проверить безударную гласную. Пытаются понять, как объяснить написание гласной в корне

-гор-/-гар-.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

знание правила правописания о-а в корнях гор-гар, умение находить опознавательные признаки орфограммы

4. Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование этапов деятельности

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности

  1. 1. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»), уточнение границ неизвестного («Чего мы ещё не знаем?»)

2. Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

3. Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:

Как бы вы определили тему урока?

4. Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Отмечают, что гласные в словах не могут быть проверены известными способами (последующая буква или суффикс).

Ставят цель: выявить закономерность выбора буквы в корне с чередованием

-гор-/-гар-

Формулируют тему урока: Буквы о -а в корне с чередованием гор-гар.

(Запись:Тема урока)

Учащиеся говорят, что необходимо внимательно проанализировать эти слова и найти особенность, которая помогает установить, когда мы пишем О, а когда А.

Личностные:

бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: определять проблему, тему, ставить цели, планировать свою деятельность, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.

Предметные: представление об опознаватедльных признаках орфограммы

5. Откры-тие и осмыс-ление новых знаний.

Научить самостоятельно проводить микроисследова-ние,работать с информацией, находить опознавательные признаки орфограммы «Буквы о -а в корне с чередованием гор-гар»,

развивать логическое мышление.

Учитель предлагает провести в парах небольшое исследование особенностей выбора гласной в корне с чередованием на тех словах, которые они объединили в столбик корней с чередованием. Договаривается с учащимися, какие действия они должны совершить для исследования.

Учитель предлагает проверить сделанное учащимися открытие с помощью учебника (работа с правилом стр.106).

Сравните выводы с теоретическими сведениями из учебника

Проговорите правило друг другу в паре

Учащиеся предлагают распределить слова на два столбика в зависимости от гласной, поставить ударение. Результаты исследования предлагают записать, обозначив условия выбора буквы графически. Далее в группах работают со словами горелка, обгорелый, загар, угар, пригореть, гарь.

Вывод: выбор буквы зависит от ударения:

ГОРЕЛЫЙ - УГАР

Группы сообщают о результатах микроисследования, кто-то из учащихся делает графическую запись на доске (или учитель).

Читают правило в учебнике, сравнивают его содержание со своими выводами.

Проговаривают орфограмму друг другу в парах.

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса

Метапредметные: поиск путей решения проблемы, осуществление самоконтроля,

работа в группе, анализ, сравнение, установление закономерности, умение делать выводы, фиксировать информацию с помощью схемы, строить рассуждения, слушать и понимать речь других.

Предметные: орфограмма «Буквы о-а корнях гар-гор»

6. Выведе-ние способа примене-ния новых знаний

Выявление последовательности действий при применении орфограммы «Буквы о -а в корне с чередованием гор-гар»

Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последовательность действий при выборе -о или -а в корнях слов?

Задание:

Создайте алгоритм применения орфограммы (работа в группах)

В группах создают алгоритм

  1. Выдели корнень гор-гар

  2. Поставь ударение

  3. Гласная находится под ударением?

Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)Буквы о- а корне –гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)

Да Нет

Пиши А пиши о

Личностные: развитие учебных мотивов.

Метапредметные:

систематизация информации, развитие логического мышления, алгоритмизация действий.

Предметные: способ применения орфограммы

7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния

Закрепить знания о правописании букв о-а в корне с чередованием гор-гар.

Научиться отличать вновь изученную орфограмму от смешиваемых.

Сформировать умение применять знания в различных ситуациях

  1. Упр. 190 (выполняется письменно, задание изменено)

Задание: выписать слова с пропущенными буквами, используя алгоритм. Работа со словарем (слово огарок).

Ученик работает у доски, остальные в тетради

2. Упр. 191 (задание не меняется) Дополнительные вопросы:

Какие слова являются лишними?

Каким правилом следует пользоваться при написании этих слов?

3.Творческое задание Составьте небольшой тескт из 5-6 предложение на тему «Спорт» используя слова:

Пол..жение, р..стет, к..саются, расп..лагаются, зам..рать. к..сание, разг..рается

Учитель обсуждает с детьми критерии оценивания

1. Выполняют упражнение 190 коллективно, последовательно, письменно с устным комментарием при помощи алгоритма;














3. Выполняют упр. 191 самостоятельно по заданию

Предлагают критерии оценивания

1.Употреблены все слова

2.Текст соответствует теме

3. Нет речевых ошибок

4. Связность текста

5.Оригинальность

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, действие по алгоритму; овладение приёмами анализа, сравнения, группировки, исключения лишнего, отбора и систематизации материала, умение строить связное монологическое высказывание, слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения.

оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Предметные: умение верно определять гласный в корне с

8. Рефлексия Подведе-ние итогов урока.

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки



1.Рефлексия с помощью вопросов учителя:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему вы научились?

- Какие знания и умения, освоенные ранее, вам пригодились?

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Попробуйте оценить свою работу на уроке. По каким критериям вы будете оценивать себя?

Можете оценить сигнальными карточками( смайлики) :

Улыбка- мне все понятно

Грустный- есть трудности

2. Подведение итогов Слово учителя о хорошей работе учащихся на уроке.

Анализируют свою работу на уроке, оценивают свои знания по предложенным ими критериям, в игровой форме планируют последующие учебные действия.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки, определять степень усвоения материала, оценивать успешности своей работы на уроке.


9. Домашнее задание.

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1. Выучить правило (§ 37, с.106) по учебнику или по алгоритму. Привести 3 -4 собственных примера.

2. Выполнить упр. 189 или придумать лингвистическую сказку о чередовании гор-гар

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:

бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса. Метапредметные

Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Предметные:

Знание орфограммы


© 2010-2022