- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Буквы о-а корне –гар-- гор-(§ 37) (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)
Буквы о-а корне –гар-- гор-(§ 37) (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чикурова Л.В. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Буквы о- а корне -гар- - гор- (§ 37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)
Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании букв О и А в корнях -гор- / - гар-, и отработки способа применения этих знаний на письме.
Предполагаемые результаты урока (подцели):
Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования, осуществления выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения, извлечения информации из различных источников и её преобразования, умения делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.
Предметные: овладение знаниями о способах выбора гласной в корне с чередованием и их применение в различных практических ситуациях; различение корней с безударными, проверяемыми ударением, и чередующимися
гласными.
Ход урока
Этап урка
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты деятельности
1. Организа-ционный момент.
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.
Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.
(Запись :Дата. Классная работа)
Личностные:
ответственность за предстоящую деятельность.
Метапредметные: организация своего рабочего места.
2. Актуализа-ция имеющих-ся знаний и способов их примене-ния
Проверить уровень усвоения материала по ранее изученным темам, связанным с правописанием гласных в корнях с чередованием (сначала правило предыдущего урока -кос-/-кас- , затем вспомнить -раст- (-ращ-)/-рос- и -лаг-/-лож-), проверить навыки практического применения имеющихся знаний, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
Организует деятельность уч-ся, предлагая распределить слова на 2 группы (проверка д.з.) На слайде даны слова с проверяемой безударной гласной и чередованием. Задание:
- распределите слова на группы
-расскажите правило, которое вы применяли при написании слов в 1 колонке, во второй колонке.
Пока ученики рассказывают, учитель записывает на доске известные чередующиеся корни, графически выделяет орфограмму.
Что общего во всех известных вам правила выбора гласной в корнях с чередованием?
Распределяют слова, взаимопроверка. Рассказывают о правописании проверяемой безударной гласной, о корнях с чередованием.
Анализируют запись на доске:
РАСТ (РАЩ) - РОС
ЛАГ - ЛОЖ
КАС- А - КОС-НУ
Делают вывод: выбор гласной зависит от последующей буквы или суффикса, который стоит после корня.
Личностные:
развитие учебных мотивов.
Метапредметные:
строить речевое высказывание на определённую тему, работать со словарным материалом, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
обобщать, формулировать выводы.
Предметные: использовать знания о правописании проверяемой безударной гласной, чередующейся гласной
3. Столкно-вение знания и незнания
Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний о правописании гласной в корне с чередованием
-гор-/-гар-
- Прочитайте записанные слова.(на корточках)
Горелка, обгорелый, загар, угар, гора, пригореть, гористый, гарь.
- Что вы можете о них сказать?
- Выделите во всех словах часть слова, в которой находится орфограмма.
Чем интересны корни?
Подчеркните орфограмму.
- Прокомментируйте написание каждой гласной.
- Объяснение правописания каких гласных вызвало затруднение?
В ходе выполнения работы учащиеся разделяют предложенные слова на 2 группы, опираясь на значение корня. Выделяют слова с проверяемой безударной гласной и с гласной в корне с чередованием. Объясняют, как проверить безударную гласную. Пытаются понять, как объяснить написание гласной в корне
-гор-/-гар-.
Личностные:
внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов.
Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, рассуждать, делать выводы.
Предметные:
знание правила правописания о-а в корнях гор-гар, умение находить опознавательные признаки орфограммы
4. Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование этапов деятельности
Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности
-
1. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»), уточнение границ неизвестного («Чего мы ещё не знаем?»)
2. Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?
3. Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:
Как бы вы определили тему урока?
4. Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:
Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?
Отмечают, что гласные в словах не могут быть проверены известными способами (последующая буква или суффикс).
Ставят цель: выявить закономерность выбора буквы в корне с чередованием
-гор-/-гар-
Формулируют тему урока: Буквы о -а в корне с чередованием гор-гар.
(Запись:Тема урока)
Учащиеся говорят, что необходимо внимательно проанализировать эти слова и найти особенность, которая помогает установить, когда мы пишем О, а когда А.
Личностные:
бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов.
Метапредметные: определять проблему, тему, ставить цели, планировать свою деятельность, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
Предметные: представление об опознаватедльных признаках орфограммы
5. Откры-тие и осмыс-ление новых знаний.
Научить самостоятельно проводить микроисследова-ние,работать с информацией, находить опознавательные признаки орфограммы «Буквы о -а в корне с чередованием гор-гар»,
развивать логическое мышление.
Учитель предлагает провести в парах небольшое исследование особенностей выбора гласной в корне с чередованием на тех словах, которые они объединили в столбик корней с чередованием. Договаривается с учащимися, какие действия они должны совершить для исследования.
Учитель предлагает проверить сделанное учащимися открытие с помощью учебника (работа с правилом стр.106).
Сравните выводы с теоретическими сведениями из учебника
Проговорите правило друг другу в паре
Учащиеся предлагают распределить слова на два столбика в зависимости от гласной, поставить ударение. Результаты исследования предлагают записать, обозначив условия выбора буквы графически. Далее в группах работают со словами горелка, обгорелый, загар, угар, пригореть, гарь.
Вывод: выбор буквы зависит от ударения:
ГОРЕЛЫЙ - УГАР
Группы сообщают о результатах микроисследования, кто-то из учащихся делает графическую запись на доске (или учитель).
Читают правило в учебнике, сравнивают его содержание со своими выводами.
Проговаривают орфограмму друг другу в парах.
Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса
Метапредметные: поиск путей решения проблемы, осуществление самоконтроля,
работа в группе, анализ, сравнение, установление закономерности, умение делать выводы, фиксировать информацию с помощью схемы, строить рассуждения, слушать и понимать речь других.
Предметные: орфограмма «Буквы о-а корнях гар-гор»
6. Выведе-ние способа примене-ния новых знаний
Выявление последовательности действий при применении орфограммы «Буквы о -а в корне с чередованием гор-гар»
Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последовательность действий при выборе -о или -а в корнях слов?
Задание:
Создайте алгоритм применения орфограммы (работа в группах)
В группах создают алгоритм
-
Выдели корнень гор-гар
-
Поставь ударение
-
Гласная находится под ударением?
Да Нет
Пиши А пиши о
Личностные: развитие учебных мотивов.
Метапредметные:
систематизация информации, развитие логического мышления, алгоритмизация действий.
Предметные: способ применения орфограммы
7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния
Закрепить знания о правописании букв о-а в корне с чередованием гор-гар.
Научиться отличать вновь изученную орфограмму от смешиваемых.
Сформировать умение применять знания в различных ситуациях
-
Упр. 190 (выполняется письменно, задание изменено)
Задание: выписать слова с пропущенными буквами, используя алгоритм. Работа со словарем (слово огарок).
Ученик работает у доски, остальные в тетради
2. Упр. 191 (задание не меняется) Дополнительные вопросы:
Какие слова являются лишними?
Каким правилом следует пользоваться при написании этих слов?
3.Творческое задание Составьте небольшой тескт из 5-6 предложение на тему «Спорт» используя слова:
Пол..жение, р..стет, к..саются, расп..лагаются, зам..рать. к..сание, разг..рается
Учитель обсуждает с детьми критерии оценивания
1. Выполняют упражнение 190 коллективно, последовательно, письменно с устным комментарием при помощи алгоритма;
3. Выполняют упр. 191 самостоятельно по заданию
Предлагают критерии оценивания
1.Употреблены все слова
2.Текст соответствует теме
3. Нет речевых ошибок
4. Связность текста
5.Оригинальность
Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, действие по алгоритму; овладение приёмами анализа, сравнения, группировки, исключения лишнего, отбора и систематизации материала, умение строить связное монологическое высказывание, слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения.
оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Предметные: умение верно определять гласный в корне с
8. Рефлексия Подведе-ние итогов урока.
Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки
1.Рефлексия с помощью вопросов учителя:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему вы научились?
- Какие знания и умения, освоенные ранее, вам пригодились?
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
-Попробуйте оценить свою работу на уроке. По каким критериям вы будете оценивать себя?
Можете оценить сигнальными карточками( смайлики) :
Улыбка- мне все понятно
Грустный- есть трудности
2. Подведение итогов Слово учителя о хорошей работе учащихся на уроке.
Анализируют свою работу на уроке, оценивают свои знания по предложенным ими критериям, в игровой форме планируют последующие учебные действия.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки, определять степень усвоения материала, оценивать успешности своей работы на уроке.
9. Домашнее задание.
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
1. Выучить правило (§ 37, с.106) по учебнику или по алгоритму. Привести 3 -4 собственных примера.
2. Выполнить упр. 189 или придумать лингвистическую сказку о чередовании гор-гар
Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.
Личностные:
бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса. Метапредметные
Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
Предметные:
Знание орфограммы