Открытый урок для 6 класса по теме Образование причастий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Образование причастий.

Цель: закрепление навыка образования и написания действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Задачи: повторение изученного материала по теме; закрепление умения написания суффиксов причастий;

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под ред. М.М. Разумовской, карточки, наглядный материал для учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Ответить на вопросы:

- Что такое причастие? (ЭТО ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА - ВРЕМЯ, ВИД, ВОЗВРАТНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО - ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО РОДАМ, ЧИСЛАМ И ПАДЕЖАМ.)

-Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (глагола и прилагательного).

-Какие признаки глагола есть у причастия?(время, вид, возвратность).

-Какие признаки прилагательного есть у причастия?(род, число, падеж).

-Что такое действительные причастия?9называют признак по действию, которое выполняется самим предметом, т.е. действующим лицом).

-Что такое страдательные причастия?(называют признак по действию, которое испытывает на себе предмет, лицо со стороны другого предмета, лица).

После опроса, определить цели и задачи сегодняшнего урока. Узнать: какие суффиксы есть у действительных и страдательных причастий и что их написание зависит от спряжения глаголов. Понимать: что такое причастие, признаки отличия причастия от прилагательного.

Уметь: находить причастия в словосочетаниях и предложениях, давать определения причастию.

3.Даны словосочетания:

Обнаженный сад, сохранившаяся листва, зеленеющие поля, подгоняемая лодка, закурившийся туман.

- В чем особенность данных словосочетаний? 9в каждом словосочетании есть причастие).

-Докажите свое мнение. (учащиеся называют и выделяют суффиксы причастий).

4. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

  1. что такое причастный оборот?(причастие с зависимыми словами).

  2. Что такое имя прилагательное? (самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? И обозначает признак предмета).

  3. Какие две формы есть у прилагательных?(полная и краткая).

  4. Что такое глагол? ((самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать?, что сделать? И обозначает действие предмета).

5. Ребята, давайте теперь попробуем определить тему урока, исходя из того, на какие вопросы мы уже ответили, и какие суффиксы уже выделили. (Образование причастий).

6. Новый материал.

Переходные глаголы настоящего времени Несовершенного вида

Первое спряжение второе спряжение

Ед.ч. ед.ч.

Ем, ом им

Мн.ч. мн.ч.

Ущ, ющ ат, ят.

ЗАПОМНИТЕ: Страдательные причастия НЕ ОБРАЗУЮТСЯ от глаголов есть, быть, петь, жевать, кричать, жать, бить, держать, косить, мести, писать, резать, шить.

7. Составьте предложения с причастным оборотом.

Человек, свою, преодолевающий, успешно, многого, лень, может, добиться.

8. Физ.минутка.

Ваша задача: из названных сказок нужно выбрать:

А. Сказки, в названии которых есть причастия (один раз хлопнуть в ладоши).

Б. Сказки, в названии которых есть прилагательные (поднять руку вверх).

Снежная королева, Василиса Прекрасная, Спящая царевна, Заколдованная королева, Волшебная дудочка, Говорящий сверток.

9. Карточки (на 5 минут по рядам по два предложения).

Спешите предложения, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Расставьте запятые, обозначьте границы причастных оборотов.

  1. В з…л…том поле ржи т…ряет(?)ся дорога едва улов…мая в…глядом.

  2. Т…желые к…лосья спелой ржи прогиба…мые ветром л…жат(?)ся на землю.

  3. Ш…л…стит ржаное море колебл…мое ветром.

  4. Вд…ли виднеет(?)ся поч(?)ти невид…мый лес.

  5. М…гучие сосны согр…ва….мые со..нцем тут(?)ся к небу.

  6. Тучи г…нимые сильным ветр…м были ч…рными.

10. Игра «Корректор».

Исправить предложения.

Попугай, редактриуемый корректором, окозался говорящим.

Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее.

Повесть, поливаемая садовником, известна всем.

Цветы, обучаемые на уроке, красивы.

11. работа с учебником.

Упр. 417, 419, 420.

12.Итак, ребята, давайте с вами обозначим тему урока, обобщив все полученные знания на сегодняшнем уроке. (образование действительных и страдательных причастий настоящего времени).

13. Итог урока.

Учащимся задаются вопрос: оцените, пожалуйста, карточкой соответствующего цвета, понравился ли вам сегодняшний урок и все ли вам было понятно. Если все понравилось и все понятно, то поднимите зеленую карточку,

Если что-то не понравилось и не все было понятно, то желтую карточку, и если ничего не понравилось и и все было не понятно, то красную карточку.

14. Вывод.

При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глаголов.

Учащиеся отвечают, что они узнали нового на уроке, что поняли на уроке, и чему научились на уроке.

15. Домашнее задание.

Упр. 422, 424.









© 2010-2022