Особенности употребления фразеологизмов в публицистическом стиле

Тема урока: Особенности употребления фразеологизмовв публицистическом стилеТип урока: КомбинированныйЦели урока: 1. Познавательные:А) повторить сведения о фразеологизмах и их особенностях;Б) повторить особенности публицистического стиля речи;В) познакомить с видами творческого преобразования фразеологизмов в публицистике2. Практические:А) совершенствовать умение различать фразеологизмы по степени сращенности ( свободные, несвободные);Б) формировать умение видеть творчески преобразованные фразеол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Особенности употребления фразеологизмов в публицистическом стиле

Тип урока: Комбинированный

Цели урока: 1. Познавательные:

А) повторить сведения о фразеологизмах и их особенностях;

Б) повторить особенности публицистического стиля речи;

В) познакомить с видами творческого преобразования фразеологизмов в публицистике

2. Практические:

А) совершенствовать умение различать фразеологизмы по степени сращенности ( свободные, несвободные);

Б) формировать умение видеть творчески преобразованные фразеологизмы в публицистике, определять их значение;

В) развивать творческие способности учащихся;

Г) совершенствовать умение работать с текстом и творчески его преобразовывать;

3. Общепредметные

А) развивать операции логического мышления( классификация, анализ);

Б) развивать зрительную и слуховую память учащихся;

Общедидактический принципы:

А) принцип доступности и посильности;

Б) принцип научности;

В) принцип системности

Общелингвистические принципы:

А) экстролингвистический принцип;

Б) нормативно-стилистический принцип;

В) принцип внутрипредметных связей;

Методы развития речи:

А) метод аналитических наблюдений над готовым текстом

Б) метод частичного анализа текста;

Г) метод творческого преобразования текста

Оборудование: рабочие листы, тексты газеты «Шахтинские известия», «КВУ», презентация в программе «Notebook"( Smart)

Уровень подготовки учащихся: учащиеся 10 класса

Ход урока

1. Организационный момент

. Распределение по группам.

Я рада вас приветствовать. С легкой руки начнем нашу работу. Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?

Тема: «Особенности употребления фразеологизмов в публицистическом стиле» - слайд 1

2. Попробуйте самостоятельно сформулировать цели : что вы должны повторить, знать, уметь?

Должны знать: особенности фразеологизмов, основные способы творческого преобразования фразеологизмов.

Уметь: создавать связный текст с использованием творчески переработанных фразеологизмов.- слайд 2

3. Актуализация знаний

В каком разделе языкознания изучается фразеологизм? Дайте самостоятельно определение фразеологизма, запишите на свои рабочие листы.

На стенде-…слайд3

Фразеологизм- лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц.( словарь лингвистических терминов)

(Индивидуальное задание) С точки зрения семантической слитности различаются: фразеологические . сращения, . фразеологические единства, фразеологические сочетания.

Работа с учебником

Обратимся к учебнику. Как автор нашего учебника трактует понятие фразеологизм?

( устойчивые словосочетания, могут иметь омонимы, антонимы, синонимы, разные по происхождению: исконно русское происхождение(во всю Ивановскую)

Старославянское ( камень преткновения)

Заимствованные ( о вкусах не спорят)

Существуют 2 вида словосочетаний: устойчивые и свободные.

Упражнение

Цель: Наша задача- различать устойчивые и свободные словосочетания

Задание: распределить устойчивые и свободные словосочетания-( все выполняют в рабочих листах, один - у доски. - слайд 4

Проверка: зачитываем ( по цвету)

Вывод: чем отличаются фразеологические обороты от свободных словосочетаний?

Работа в группах

Дать названия своим группам: ( используются фразеологизмы), вы должны объяснить, что обозначает фразеологизм, подобрать к нему синонимы и антонимы.

4. Работа с новым материалом

В каких стилях речи используются фразеологизмы?

Каково их назначение в разговорном стиле речи? ( Придает яркость речи, образность)

Вспомним особенности публицистического стиля? - слайд 5

Пред нами отрывок из газетной статьи. Найдите фразеологизмы - слайд 6

Почему употребление фразеологизмов оправдано в публицистическом стиле речи? ( придают образность, ироничность, комизм, метафоричность, экспрессию, т.к. цель - воздействовать на читателя, доказать свою точку зрения.- это ценят журналисты, поэтому используют фр.

Можно использовать фразеологизм, а можно его изменить, творчески переосмыслить, предав ему ёщё большую эксперссию.

Цель: познакомиться с основными способами творческого изменения фразеологизмов в публицистике.

А. Изменение в них количества компонентов - слайд 7 ( учащиеся смотрят примеры и сами делают выводы о способах творческого преобразования)

Б. Замена словарных компонентов фразеологических оборотов - слайд 8

Критика почтила роман молчанием; Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий; Пришел? Увидел? Помолчи! (Из газ.). Используется: для иронического переосмысления, Подобное преобразование фразеологических выражений приводит к коренному изменению их значения и создает остросатирический эффект.

В. "Скрещение нескольких выражений:

Не потому ли молчание - золото, что оно - знак согласия?; Разделяй чужое мнение и властвуй; Жил своей жизнью за чужой счет (Из газ.).-слайд 8

Такое "скрещение" возвращает фразеологическим компонентам первоначальное лексическое значение, а сами фразеологизмы вовлекает в новую образную систему. Это придает особую семантическую емкость и экспрессивность подобным каламбурам.


Г. Одним из наиболее ярких стилистических приемов обновления фразеологизмов является разрушение их образного значения. При этом внешне фразеологизм не изменяется, но утрачивает свое метафорическое значение и воспринимается буквально - слайд 9

При умелом использовании фразеологизмов текст становится не только образным, метафоричным, экспрессивным, но и выводит на новый уровень- « второе дно» текста.

5. Упражнения на закрепление

Цель: у. видеть творчески преобразованные фразеологизмы, видеть их роль; у самостоятельно составлять текст публицистического характера с использованием фразеологизмов.

Задание: Я вам предлагаю выбрать ту работу, которая вам ближе: аналитическую или творческую. Учащимся предлагается занять место в той группе, в которой они хотят работать).

1- для аналитиков: Найдите в газетах творчески преабразованные фразеологизмы, объясните их роль в статье. - на столах газета со статьей («Шахтинские известия»)

2- творческая работа. У нас в школе издается своя газета « Для тинейджеров и не только..» Следующий номер будет посвящен вопросу о школьной форме. Напишите заметку с творческим преобразованием фразеологизмов на тему «О школьной форме…» это могут быть и стихи…- слайд - 10

Проверка: слайд- 11

Вывод: основные способы изменения фразеологизмов? Какова их роль в публицистике?

Вернемся к целям урока: что реализовано в течение урока, что нет?- слайд 2
6. Рефлексия

Продолжите предложение: ( выразите фразеологизмом ваше состояние)

7. Оценки: руководители групп, соберите рабочие листы. Оценку вы получите на следующем занятии.

8. Домашнее задание: стр.54-55, 111(112), 99(108). Слайд 12

РАБОЧИЙ ЛИСТ

1.ТЕМА УРОКА - _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2.ФРАЗЕОЛОГИЗМ - ЭТО _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3. СВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ-____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ-_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_5.ЗАМЕТКА _______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________-

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

ДЛЯ МЕНЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ В ЗАНЯТИИ БЫЛО_________________________________________

___________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________

________________________________________________________________________________________



© 2010-2022