Урок - суд по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические формы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - суд по теме

«Глагол и его грамматические формы»

Цели:

Образовательные:

1.Систематизировать и обобщить знания по теме «Глагол»;

2.Формировать умение объяснять условие выбора орфограмм, определять вид глагола, наклонения и другие морфологические признаки глагола;

3.Проверить усвоение учащимися изученного материала

Развивающие:

1.Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала;

2.Развивать коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик.

Воспитательные:

1.Формировать дружеские отношения между учащимися;

2.Формировать умение работать индивидуально, в парах;

3.Формировать умение быстро принимать решения;

4.Обучать умению корректно вести спор;

5.Формировать толерантное отношение к людям.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного

Вид урока: ролевая игра (урок-суд)

Формы работы: индивидуальная, парная

Оборудование: бланки протокола заседания суда, костюмы (Совершенного и Несовершенного вида глагола, Повелительного наклонения, судьи); вещественные доказательства (пункты обвинения, таблицы, жалоба истца, страница из его тетради); слайды, судейский молоток.

Ход урока

I.Оргмомент

II.Сообщение темы и цели урока

Глагол - самая огнепыщущая, самая живая часть речи.

В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка.

Да ведь и назначение глагола - выражать само действие!

А.Югов

Учитель: Ребята, эпиграфом к уроку я взяла слова русского писателя А. Югова, который с восхищением сказал о глаголе: «Глагол - самая огнепыщущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражать само действие!».

Действительно, глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т.п.). По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, падать, думать, работать, любить и т.д. Хочу также отметить еще одну особенность редко отличающую глагол от имени существительного он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Как уже говорилось выше, мы с вами изучаем раздел «Глагол» и , чтобы проверить насколько вы овладели данным материалом, я решила провести необычный урок урок-суд. Надеюсь, что у вас будет прекрасная возможность показать на уроке свои знания.

Итак, прежде чем объявить процесс открытым, я хочу представить вам действующих лиц.

Судья - Успанова Сайрангул Куанышбаевна

Прокурор - Утесинова Акмарал Утесиновна

Адвокат - Смагулова Шынар Берикбаевна

Секретарь - Алдамжарова Динара Алтынбаевна

Глагол - Шокулов Даулеткали Ербатырович

Братья двойняжки - Совершенный и Несовершенный виды - Ауганбаева Санимай, Жалгасова Санимай

Племянник глагола - Повелительное наклонение - Конабаева Асем

Свидетели - студенты группы ОрБ-13

Потерпевшие - студенты группы ОрБ- 31

Хочу обратиться к свидетелям. Ребята, помните, ваши ответы по данной теме помогут оправдать подсудимых. Их судьба в ваших руках. Призываю вас быть активными и объективными.

Секретарь: Прошу всех встать! Суд идет!

Судья: Здравствуйте! Прошу садиться. Судебное заседание объявляется открытым (молоток). Рассматривается уголовное дело в отношении мэра города «Глаголия» и его родственников.

-Прошу секретаря доложить о явке сторон.

Секретарь: Ваша честь, все свидетели явились, ожидают вашего вызова.

Судья: Спасибо, устанавливается личность подсудимых. Встаньте, пожалуйста, представьтесь.

Подсудимые по очереди представляются.

Судья: Назовите раздел русского языка, в котором вы рассматриваетесь.

Подсудимые: Русский язык, раздел «Морфология», тема «Глагол»

Судья: Понятно, присаживайтесь! Объявляется состав суда: уголовное дело рассматривает судья -Успанова Сайрангул Куанышбаевна; государственные обвинения поддерживает прокурор-Утесинова Акмарал Утесиновна; защиту подсудимых осуществляет адвокат - Смагулова Шынар Берикбаевна, секретарь судебного заседания - Алдамжарова Динара Алтынбаевна.

- Подсудимые встаньте. Суд разъяснит вам ваши права. Вы вправе знать, в чем вас обвиняют, возражать против обвинения, представлять доказательства, заявлять отводные ходатайства. У вас есть право на защиту, вы можете ознакомиться с протоколом судебного заседания, материалами дела и обжаловать приговор суда. Вам понятны ваши права?

Подсудимые: Да.

Судья: У сторон есть ходатайства?

Прокурор, адвокат: Нет, Ваша честь.

Судья: Присаживайтесь. У сторон нет ходатайств, поэтому суд приступает к судебному следствию (молоток). Переходим к допросу подсудимых. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Спасибо! Уважаемый суд! Как мы знаем, в государстве Морфология проживают части речи. Одна из самостоятельных частей речи - Глагол и его бесчисленные родственники нарушают закон данного государства. В их адрес поступило несколько жалоб от потерпевших. На основании этих жалоб находящиеся на скамье подсудимых обвиняются по нескольким статьям.

Статья первая. Безответственность отдельных глаголов, не имеющих лица, числа, рода перед законом страны Морфологии. Речь идет о глаголах в неопределенной форме.

Статья вторая. Отсутствие стремления к совершенству (гражданский долг каждого в Морфологии) у глагола несовершенного вида.

Статья третья. Наклонность к мании величия у глаголов повелительного наклонения (нарушение закона о равноправии в стране).

Статья четвертая. Количество так называемых глаголов - хулиганов, которые портят нервы детям (чего только стоит «блуждающий» мягкий знак).

Судья: Подсудимые, встаньте, пожалуйста. Вы согласны с речью прокурора?

Подсудимые: Нет. Мы считаем, что нет необходимости обвинять нас в этих недоразумениях.

Судья: Понятно, присаживайтесь. Защита желает высказаться?

Адвокат: Да, Ваша честь. Я поддерживаю точку зрения подсудимых. Считаю, что у моих подзащитных есть доказательства своей невиновности. У защиты есть много свидетелей, которые могут опровергнуть утверждение прокурора и доказать невиновность подсудимых.

Судья: Спасибо. Есть у обвинения вопросы к подсудимым?

Прокурор: Да, Ваша честь! Подсудимые, вы представились суду, но можете ли вы привести конкретные примеры для более точного понимания сути ваших поступков?

Глагол: Ваша честь, я только недавно вышел из больницы, у меня больное сердце. Мне нельзя волноваться. И я не верю в то, что мои родственники могли совершить такие правонарушения. Ой, мне плохо!

Адвокат: Ваша честь, можно ли выступить свидетелю?

Судья: Кто это?

Адвокат: Это Акадилова Нурия, староста группы поддержки.

Судья: Я хочу предупредить, что вы должны говорить суду правду и только правду. Имеется уголовная ответственность за отказ от дачи показаний и дачи заведомо ложных показаний. Это вам понятно? Произнесите, пожалуйста, клятву на главном документе страны Морфологии - учебнике русского языка.

Свидетель: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Прокурор: Я протестую! Ваша честь, сторона защиты подкупила свидетеля.

Судья: Протест отклоняется. Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Уважаемый суд! Позвольте напомнить всем присутствующим в этом зале, что слово «глагол» имеет древнюю историю. В старославянском языке было слово «глаголати» со значением говорить, отсюда слово «глагол» означало слово «речь». Хочу предоставить вещественные доказательства, а присутствующим подтвердить их примерами. (На доску вывешивается кластер «Значения глаголов»)

Значения глаголов

Урок - суд по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические формы»Урок - суд по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические формы»Урок - суд по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические формы»Урок - суд по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические формы»Урок - суд по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические формы»Урок - суд по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические формы»

Глаголы

труда

Глаголы речи

Глаголы движения

Глаголы цвета

Глаголы чувства

Глаголы

звучания

Свидетели защиты приводят примеры.

Судья: Приобщите данный документ к делу. Уважаемые присутствующие, прошу вас заполнить данную таблицу, написав в протоколах заседания по несколько примеров в каждую колонку.

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Разрешите пригласить в зал свидетеля обвинения.

Судья: Произнесите клятву на главном документе страны Морфологии

Свидетель обвинения: Я, студент 1 курса…, клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Уважаемый суд, на прошлой неделе у нас в колледже проводилась промежуточная аттестация. Преподаватель русского языка провел у нас диктант. Диктант несложный, но в нем было много слов, которые словно сговорились и звучали так невнятно, что мы сбились с толку и не знали где писать Е, а где И. В результате многие получили неудовлетворительные оценки. За что, конечно, нам влетело от родителей и куратора группы.

Судья: Свидетель обвинения может занять свое место, слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Что касается безответственности (статья первая обвинения). Прошу вызвать свидетеля защиты.

Свидетель защиты: Клянусь говорить, правду, только правду и ничего кроме правды.

Ваша честь, хочу восстановить справедливость. Слова о которых говорили - глаголы и Инфинитив. Я бы хотел их оправдать. В русском языке есть сложнейшее правило «Буквы И и Е в безударном окончании глагола». Если бы не уважаемый Инфинитив, ученики никогда бы не писали окончания правильно. Есть даже специальный документ, по которому все ориентируются.

Я хочу вместе со свидетелями защиты исправить недоразумения и доказать невиновность Глагола и его родного дяди Инфинитива (учащиеся выполняют задания, вставляют гласные в окончания глаголов и определяют наклонение, время, число, спряжение выделенных глаголов )

Осень на воде

Осень. Уже хоч…тся выкупаться, не т… янет опуститься в воду. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики брод…т стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакива…т пузыри. Это голодные рыбешки ждут, не упад…т ли кузнечик или муха.

Ветер шевел..т желтыми листочками. Вот какой-нибудь окаж…тся в воде. Жадные рыбы схват…т листочек, утащ…т и в воду, но скоро он вынырн..т обратно.

А брось в воду горсточку крошек. Какая подним…тся возня! Толка…тся, круж...тся, боро..тся за пищу рыбки. Посмотр…шь через минуту и ничего не увид..шь. Спокойна темная вода.

Судья: Прошу присутствующих выполнить задание. Надеюсь, справившись с данным заданием, вы сможете оправдать подсудимых (работа в парах, учащиеся обмениваются листами протокола, и проверяют работу соседа по парте. Поднимите руку те, кто не допустил ошибок. (Секретарь выдает жетоны)

Судья: Прошу документы приобщить к делу. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд! Я хочу пригласить в зал следующего потерпевшего. К его исковому заявлению приложена в виде доказательства тетрадь.

Потерпевший: Как уже сказал прокурор, у меня есть тетрадь, в которой написаны слова приколоть - прикалывать (прикалоть- прикалывать),опоздать-опаздывать(опаздать-опаздывать).Учитель красной пастой исправил букву А в первых словах и снизил оценку.

Но кто виноват в этой ошибке? В результате меня наказали и лишили подарка ко дню рождения, который я давно хотела получить. Я до сих пор не могу успокоиться. Объясните почему эти слова поступили так жестоко. Прошу Вас накажите их по заслугам.

Судья: Приглашаются обвиняемые. Произнесите клятву на главном документе страны Морфологии.

Обвиняемые: Клянемся говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Судья: Ваше имя?

Обвиняемый: Глагол Делал.

Всем вокруг сегодня ясно.

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком , потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, не степенный …

Ах, я ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

Судья: А ваше имя? (К стоящему слева)

Обвиняемый: Глагол Сделал.

Говорят (и это лестно!).

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах - природный ум.

Весь начищенный, степенный.

ВИД глагола СОВЕРШЕННЫЙ

Судья: А как же вас отличить?

Адвокат: Ваша честь, мои подзащитные волнуются, прошу разрешить пояснить. Пусть это сделают присутствующие в зале.

Свидетель: Ваша честь, в русском языке различают два вида: совершенный и несовершенный. Это такие формы глагола, которые показывают, как протекает действие во времени. Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое указывает на достижение результата или прекращение действия в прошлом или будущем.

Например: Ученик выполнил домашнее задание. В этом предложении глагол выполнил, обозначает действие, которое прекратилось, достигнув результата, после которого действие прекратилось.

Ученик выполнит задание. В этом предложении глагол обозначает действие, которое будет закончено в будущем времени, результат будет достигнут и действие прекратится. Глагол совершенного вида имеет два времени: прошедшее и будущее (настоящего времени не имеет).

Глаголы несовершенного вида не указывают на достижение результата или на прекращение действия, а обозначают такое действие, которое длится или неоднократно повторяется.

Ученик выполнял домашнее задание - обозначает действие, которое длилось в прошлом, но не указывает на результат, т.е. ученик совершал действие в прошлом, но довел ли действие до конца, не указано.

Ученик выполняет домашнее задание - глагол несовершенного вида обозначает действие, которое длится в настоящее время, но указания на достижение результата нет.

Ученик будет выполнять домашнее задание - форма глагола будет выполнять, обозначает действие, которое будет совершено в будущем, но указания на достижение результата также нет.

Глагол несовершенного вида имеет три времени: прошедшее, настоящее, будущее.

Основным средством образования видов глаголов являются приставки и суффиксы.

Судья: Свидетели должны образовать видовые пары.

1вариант - образовать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида (при помощи приставок - на, по, вы, пере, рас, под, до при помощи суффикса -ну.

2вариант - образовать глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов- а, я, ва, ыва, ива-.

Судья: Прошу документы приобщить к делу. Свидетель защиты свободен. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь, по следующему иску очень хотелось бы выслушать Повелительное наклонение, которое обвиняется в мании величия.

Судья: вызывается обвиняемый Повелительное наклонение.

Повелительное наклонение: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

Нас у Глагола трое. Изъявительное, условное и я повелительное. Мы выполняем разные функции. Я вроде бы неплохой, меня создали для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, заберите, напишите. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть, всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.

Судья: У защиты есть, что сказать в адрес нарушителя закона о равноправии в государстве? Обвиняемый может занять место в зале.

Адвокат: Да, Ваша честь. У защиты есть свидетель, который докажет, что Повелительное наклонение не такой уж и плохой. Позвольте пригласить следующего свидетеля.

Свидетель: Клянусь говорить правду, только правду и ничего кроме правды.

Как было сказано выше. У Глагола есть три сына - три наклонения. Изъявительное наклонение очень трудолюбивое. Оно обозначает действия, которые происходят, происходили или будут происходить в будущем времени. Второй сын - Условное наклонение. Оно очень капризное и обозначает только те действия, которые бы происходили при определенных условиях.

Самый старший сын - Повелительное наклонение. Оно если нужно может и приказать, и попросить, и потребовать, и призвать к ответственности. Глаголы в этом наклонении употребляются во 2 лице ед. и мн. числа. Оно самое умное и разумное. Остальные свидетели могут подтвердить мои слова.

И еще хотелось бы отметить, глаголы в повелительном наклонении необходимы в нашей речи, потому что они активно применяются как приказы в армии, как требования преподавателя к студентам, как инструкции к использованию бытовых приборов, при обращении с просьбой.

Задание: распределительный диктант (распределить слова в 3 столбика по наклонениям)

Адвокат: Конечно, теперь многое прояснилось, действительно бывают такие ситуации, когда глаголы повелительного наклонения просто необходимы. Прошу этот документ приобщить к делу.

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Многие глаголы исправно трудятся и не доставляют хлопот ученикам. Но есть глаголы - хулиганы из-за них все остальные глаголы считаются коварными и хитрыми.

Прошу к делу приобщить жалобу от потерпевшего, в которой он пишет: «Возвратные глаголы доставляют мне много хлопот: суффикс - СЯ «съедает» Т с мягким знаком и получается ПОДРАТЦА (подраться), МЫТЦА (мыться). В результате - ошибки. А я ведь вовсе не ленился, а в журнале единица!» Прошу документ приобщить к делу.

Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Позвольте, есть выход, и мне странно, что уважаемый пострадавший о нем забыл: надо назвать возвратный глагол полным именем, то есть расшифровать.

Например: мыться- мыть себя. Тогда и не возникнет желания ставить лишний мягкий знак или , наоборот, забывать о нем.

Но есть и традиционный способ, умение пользоваться которым присутствующие продемонстрируют, выполнив упражнение «Засели в дом» (Учащиеся в две колонки выписывают глаголы -ТСЯ/ТЬСЯ). Прошу суд приобщить данный документ к делу.

Судья: Прошу присутствующих выполнить следующее задание, суть которого состоит в следующем: в протоколах есть отрывок стихотворения с глаголами на -ТСЯ/ТЬСЯ . Нужно распределить их по колонкам. Выполнив задание, поднимите руку, чтобы секретарь и помощник могли проверить и оценить.

(1 жетон).

Надо глаголы заставить

Думать и нам отвечать.

Где Ь нужно ставить,

Где поскорей исключать.

Что делать? Учит…ся.

Что делает ?Учит…ся.

Превосходный ученик

Из каждого получит…ся.

Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Не пойму, зачем их судят? Они ж глаголы, а не люди. Ваша честь! То, что некоторые, плохо изучив тему, не умеют применять их на практике и приводит к таким недоразумениям.

Судья: Протест принимается.

Судья: Судебное заседание считается закрытым. Суд переходит к судебным прениям. Слово для обвинения предоставляется прокурору. Пожалуйста!

Прокурор: Уважаемый суд! Уважаемые участники процесса! Считаю, что в ходе судебного заседания мы убедились в том, что многоуважаемый Глагол и его родственники не совершали правонарушений. И думаю, что потерпевшие должны отказаться от своего ходатайства.

Судья: Потерпевшие, встаньте! Суд слушает ваши выступления в прениях.

Потерпевшие: мы не знаем, что сказать, Ваша честь. В ходе заседания было представлено много аргументированных примеров, подтверждающих нашу неправоту. Мы обещаем впредь усердно учиться и не жаловаться по пустякам.

Судья: Слово предоставляется адвокату подсудимых.

Адвокат: Спасибо, Ваша честь! Сегодня мы услышали, что мои подзащитные ни в чем не виновны. Они как послушные граждане выполняли свои функции. Поэтому защита просит полностью оправдать моих подзащитных и восстановить справедливость и установить истину.

Судья: Суд удаляется для вынесения приговора (молоток).

Секретарь: Прошу встать. Суд идет. Прошу всех сесть.

Оглашается приговор суда.

Судья: Изучив обстоятельства дела Глагола, выслушав показания потерпевших, а также мнения обвинения и защиты, рассмотрев вещественные доказательства, суд постановляет:

1.Оставить за глаголом звание мэра, так как он соответствует занимаемой должности, а глаголы в неопределенной форме считать полезными для определения безударных личных окончаний глагола и спряжения.

2.Признать целесообразным способность глагола образовывать видовую пару, позволяющую более точно выражать мысль.

3.Узаконить право глаголов образовывать повелительное наклонение как необходимое в различных сферах жизни (приказы в армии, инструкции к бытовым приборам, обращение с просьбой).

4.Закрепить навечно за суффиксами СЯ и СЬ право придавать добавочные значения возвратным глаголам.

Судья: Глагол оправдать. (Стук молотком). Судебное заседание считается закрытым. Все свободны.

Итог урока:

-Ребята, сегодня вы все показали, что умеете постоять друг за друга, прийти на

помощь в трудную минуту, принимать правильные решения, также вы показали насколько знаете материал по данной теме.

Комментирование и выставление оценок.

Домашнее задание: проспрягать 10 глаголов І и ІІспряжения.


© 2010-2022