Системно-деятельностный подход при организации повторения по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.П.Каткова,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 111» г. Пермь


Системно-деятельностный подход при организации повторения учебного материала по русскому языку


Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении задач, коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Информационная компетентность - это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность - это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.

Важным элементом урока является повторение учебного материала. При соблюдении принципа системности и деятельностного режима в организации повторения можно быть уверенным в прочности знаний у учащихся и их умении применять знания в различных условиях.

При организации традиционного этапа урока повторения на уроке русского языка используется карта повторения, которая и обеспечит системность и деятельностный режим.

Эффективное повторение определяется несколькими условиями:

  1. Повторение должно быть регулярным и систематическим, с соблюдением интервалов, не допускающих забывания материала.

  2. Повторение должно быть разнообразным по видам и формам его проведения.

Ученик, включенный в деятельностный режим работы, получает разработанную педагогом ежемесячную карту повторения. В данной карте поурочно прописаны ранее изученные орфограммы и пунктограммы. Ориентируясь на карту, ученик знает, что в определенный день он должен подготовить материал по определенной теме: найти теорию, подобрать примеры, быть готовым задать вопрос и дать ответ по теме повторения. Карта повторения выглядит так:

Карта повторения

Октябрь, 6 класс

недели

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

1

1.Чередующиеся гласные в корне

2.Прямая речь

3.

1.НЕ с разными частями речи

2.Тире в простом предложении

3.

1.Ь и Ъ

2. Однородные члены предлож.

3.

1.Суффиксы сущ-х

2.Сложное предлож.

3.

1.Чередован. И-Е в корнях

2. Прямая речь

3.

2

1.Правописание приставок

2.Сложное предложение

3.

1.Чередующиеся гласные в корне.

2. Сложное предложение.

3.

1. Правопис. приставок

2. Прямая речь

3.

1. Ы-И после Ц

2. Однородные члены предлож.

3.

1.НЕ с сущ.

2.Обращен.

3.

3

1. Ь после шипящих.

2.Типы словосочетаний

3.

1.О-Ё после шипящих

2.Однородные члены предлож.

3.

1. Чередов. гласных в корнях

2.Диалог

3.

1.Повелит. наклонение глагола

2. Однородные члены предлож.

3.

1.Окончания прилагат.

2. Сложное предлож.

3.

4

1.ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах

2.Однородные члены предлож.

3.

1. Ы-И после Ц

2. Обобщающие слова

1. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.

2.Обращение

3.

1.Спряжение. Безударные личные окончан.

2. Сложное предложение.

3.

1.Способы словообраз.

2. Прямая речь

3.

Структура карты такова:

  1. Вопросы орфографии

  2. Вопросы пунктуации

  3. Вопрос по выбору самого учащегося (проблемные темы).

Вопросы повторения являются обязательным элементом домашнего задания, форму выполнения которого выбирает сам ученик в зависимости от его успешности в этом вопросе: словарный диктант, предложения, текст, презентация и др.

В ходе урока вопрос повторения рассматривается в индивидуальной, парной или групповой форме работы.

Такая форма организации повторения позволяет соблюсти принцип системности, активности и самостоятельности в организации познавательной деятельности учащихся.

Например, при повторении корней с чередованием ученик перед выполнением текущего домашнего задания записывает 5 слов с обозначенной орфограммой и включает эти слова в предложение с прямой речью. На уроке возможны несколько вариантов проверки: у доски, чтение с комментариями по цепочке, рассказ соседу и др. Теоретический материал должен быть найден самостоятельно и изложен в любой. При регулярном повторении у учеников формируется умение пользоваться всевозможной справочной литературой, преобразовывать текст.

Таким образом, используя системно-деятельностный подход при организации традиционных форм работы с учащимися, можно добиться качественно иных результатов обучения, включающих сформированные ключевые компетентности современного образования.




© 2010-2022