- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Системно-деятельностный подход при организации повторения по русскому языку
Системно-деятельностный подход при организации повторения по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каткова Т.П. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Т.П.Каткова,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 111» г. Пермь
Системно-деятельностный подход при организации повторения учебного материала по русскому языку
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении задач, коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Информационная компетентность - это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность - это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Важным элементом урока является повторение учебного материала. При соблюдении принципа системности и деятельностного режима в организации повторения можно быть уверенным в прочности знаний у учащихся и их умении применять знания в различных условиях.
При организации традиционного этапа урока повторения на уроке русского языка используется карта повторения, которая и обеспечит системность и деятельностный режим.
Эффективное повторение определяется несколькими условиями:
-
Повторение должно быть регулярным и систематическим, с соблюдением интервалов, не допускающих забывания материала.
-
Повторение должно быть разнообразным по видам и формам его проведения.
Ученик, включенный в деятельностный режим работы, получает разработанную педагогом ежемесячную карту повторения. В данной карте поурочно прописаны ранее изученные орфограммы и пунктограммы. Ориентируясь на карту, ученик знает, что в определенный день он должен подготовить материал по определенной теме: найти теорию, подобрать примеры, быть готовым задать вопрос и дать ответ по теме повторения. Карта повторения выглядит так:
Карта повторения
Октябрь, 6 класс
недели
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок
1
1.Чередующиеся гласные в корне
2.Прямая речь
3.
1.НЕ с разными частями речи
2.Тире в простом предложении
3.
1.Ь и Ъ
2. Однородные члены предлож.
3.
1.Суффиксы сущ-х
2.Сложное предлож.
3.
1.Чередован. И-Е в корнях
2. Прямая речь
3.
2
1.Правописание приставок
2.Сложное предложение
3.
1.Чередующиеся гласные в корне.
2. Сложное предложение.
3.
1. Правопис. приставок
2. Прямая речь
3.
1. Ы-И после Ц
2. Однородные члены предлож.
3.
1.НЕ с сущ.
2.Обращен.
3.
3
1. Ь после шипящих.
2.Типы словосочетаний
3.
1.О-Ё после шипящих
2.Однородные члены предлож.
3.
1. Чередов. гласных в корнях
2.Диалог
3.
1.Повелит. наклонение глагола
2. Однородные члены предлож.
3.
1.Окончания прилагат.
2. Сложное предлож.
3.
4
1.ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах
2.Однородные члены предлож.
3.
1. Ы-И после Ц
2. Обобщающие слова
1. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.
2.Обращение
3.
1.Спряжение. Безударные личные окончан.
2. Сложное предложение.
3.
1.Способы словообраз.
2. Прямая речь
3.
Структура карты такова:
-
Вопросы орфографии
-
Вопросы пунктуации
-
Вопрос по выбору самого учащегося (проблемные темы).
Вопросы повторения являются обязательным элементом домашнего задания, форму выполнения которого выбирает сам ученик в зависимости от его успешности в этом вопросе: словарный диктант, предложения, текст, презентация и др.
В ходе урока вопрос повторения рассматривается в индивидуальной, парной или групповой форме работы.
Такая форма организации повторения позволяет соблюсти принцип системности, активности и самостоятельности в организации познавательной деятельности учащихся.
Например, при повторении корней с чередованием ученик перед выполнением текущего домашнего задания записывает 5 слов с обозначенной орфограммой и включает эти слова в предложение с прямой речью. На уроке возможны несколько вариантов проверки: у доски, чтение с комментариями по цепочке, рассказ соседу и др. Теоретический материал должен быть найден самостоятельно и изложен в любой. При регулярном повторении у учеников формируется умение пользоваться всевозможной справочной литературой, преобразовывать текст.
Таким образом, используя системно-деятельностный подход при организации традиционных форм работы с учащимися, можно добиться качественно иных результатов обучения, включающих сформированные ключевые компетентности современного образования.