Карточки по русскому языку к программе Школа России 4 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Эммаусская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII вида.




Карточки по русскому языку к программе «Школа России» в 4 классе








Разработала учитель начальных классов

Петровичева Н. Д.












Русский язык

4 класс

Приставки и предлоги.


1.Спишите предложения. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.

Вьюги, метели намели большие сугробы. На мели встали баржи и лодки. Вход в дом со стороны сада. Для очистки дорог сегодня пошли в ход снегоуборочные машины.

2.Найдите в тексте предлоги и слова с приставками.

Лиса и белка.

На дереве жила белка. Под деревом жила белка в норе. Белка прыгала с ветки на ветку,

кричала, сердила лису. Лисица решила съесть попрыгунью. Раз она улеглась на полянке неподвижно, как мертвая. Белка увидала лису и крикнула. Хитрая лисица продолжала лежать. Белка спрыгнула с дерева и пробежала около лисы. Та не двигалась. Белочка стала смелее. Она перепрыгнула через рыжую и задела ее хвостом. Тут лисица ожила и схватила белку.

3.Напишите текст. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

Воробьи.

Лучистое солнце после зимних холодов (об) ласкало город. Весенний (на) строй и (у) воробьев. (Пере) зимовали, взбодрились, (по) веселели птицы. Веселая стайка (раз) местилась (на) старой березе. Мартовское утро они встретили громким чириканьем. Это особенные птицы в мире пернатых. Воробьи не живут (в) клетке и не (по) падают в сети. Цвет их оперения меняется (без) потери пера.

4.Спишите текст. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

Приключения муравьишки.

Залез муравьишка на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а на земле его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и решил отдохнуть, а потом ползти обратно. Когда солнце сядет, муравьи все выходы и входы в муравейнике закроют. А кто опоздал, тот останется на улице. Солнце уже к лесу опустилось. Муравей сидит на листке и думает, что еще успеет доползти. А листик был желтый, сухой. Дунул ветер, сорвал его с ветки. Полетел листик над лесом, над рекой, над деревней. Муравьишка лежит на листке чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг.

Разделительные Ъ и Ь

1.Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Бегемоты.

Для кинофильма нужно было снять прогулку бегемотов. Съемку производили на кругу, где дети катались на пони. Дверь бегемотника раскрылась. В просвете ее показалась огромная морда с паст..ю, похожей на раскрытый чемодан. Бегемот с жадност..ю втягивает в себя воздух. П..янящий весенний воздух пугает его.

2.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

В словах с разделительным Ъ выделите корень приставку.

Разделительный Ь подчеркните.

В..сной птицы в..ют гнезда, а осен..ю покидают родные м..ста. Кошке очень х..телось с..есть вороб..я. Вороб..и л..тали низко, да схв..тить их было трудно. На м..сту бревна раз..ехались. Машины пошли в об..езд. У орла огромные крыл..я и острые ко..ти. В с..емке фильма участвовали извес..ные артисты. Учитель об..яснил задачу. Залаяла раз..яренная собака.

3.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните разделительный Ь.

Выделите приставку и корень в словах с разделительным Ь.

Дерсу медленно поднял руж..е. Тропа проходила у поднож..я высокой горы.К уст..ю реки мы добрались только к вечеру. Ветки дерев..ев переплелись и скрыли небо. Об..езд был долгим и опасным. Около уст..я реки мы застали сем..ю молодого охотника. Старик об..яснил мне, что надо идти по тропе на огонь. К по..ему мы готовились долго и основател..но.

4.Спишите сова, вставляя пропущенные буквы.

Под..езд, сем..я, руч..и, об..яснил, б..ют, солов..и, с..емка, с..ела, лис..я (нора), лист..я, с..ежился, сер..езный, в..езжать, с..езд, под..ем, в..юга, под..ем, в..юга, руж..е, бар..ер, п..еса, об..единять, крест..яне, счаст..е, здоров..е.

5.Спишите сова. Выделите приставку и корень. Подчеркните разделительный Ъ знак.

Съезд, подъем, въезжать, объявление, вьюга, ружье, барьер, серьезный, съел, съемка, пьеса, льет, вьют, копье, объявление, подъезд, подъем, въезд, подъехал, съел, разъезд, разъяснил, объем, деревья, лисья, медвежья.

Имя существительное

1.К следующим словам поставь вопрос , определи, какая это часть речи и подчеркни:

Существительные - одной чертой, глагол - двумя чертами, прилагательные - волнистой линией.

Школа, солнечный, идет, сирень, самолет, быстрый, плывет, лето, кончилось, город, маленький, вкусный, скользит, площадь.

2.Вспомни, какие существительные отвечают на вопрос КТО? какие - ЧТО? Задай правильный вопрос к данным словам и напиши в столбики.

Птица, работа, огород, ворона, лисица, соболь, улица, дерево.

КТО? ЧТО?

3.Какие имена существительные называются «собственными»? Почему они так называются? Задай вопрос и объясни написание.

Волга, Сергей Иванович, Москва, Жучка, Саша, Пушкин, Ока.

4.Какого рода бывают имена существительные. Продолжи каждый столбик, подчеркни окончание имен существительных.

Женский род Мужской род Средний род

вода дедушка поле

земля дядя окно

площадь стол море

… … …

… … …

5.Существительные бывают единственного и множественного числа, сравни следующие существительные, что общего, чем различаются?

Единственное число Множественное число

слива сливы

книга книги

медведь …

шкаф …

дом …

машина …

тетрадь …

диктант …

6.Подумай, как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе? Определи род.

Рисунки (муж. род, рисунок) классы(…),

бумаги (…) , одуванчики (…),

аптека (…), окна(…),

писатели (…) картины (…)

7.Найди в предложениях имена существительные, определи их род и число.

мн., м.р. ед., ж.р.

Чемоданы стояли у двери. За собакой бежали щенята. Над лесом летали самолеты. К Лене все ученики обращаются за помощью.

С радостью говорили ребята о своем учителе. Сад засадили морковью, укропом, помидорами, огурцами. В субботу ребята пошли за грибами.

8.Какую роль играет Ь в следующих существительных?

Листья, площадь, зубья, лошадь, морковь.

9.Вспомни, на конце существительных какого рода пишется Ь после шипящих?

Женский род Мужской род

тишь плащ

ночь ключ

картечь луч

… …

… …

10.Вставь по смыслу недостающие шипящие с Ь или без него. Объясни написание.

Малы…, до…, мы…, молоде…, ланды…, полно…, каранда…, мело…, ре…, бор…, помо…, дро…, камы… .

11.Вставь подходящие по смыслу слова с шипящими на конце, определи род,

объясни написание.

В беде тебе поможет верный … . Наступила темная … . Мама купила круглый … . На вокзале сдали в камеру хранения … . Кошка поймала … . В лесу из веток мы сделали … Магазин сторожит … с ружьем. Мы поднялись на седьмой … . На болоте растет … .Охотник принес из леса … . В сказке Машенька зашла в … . К больному приехал … . В дождливую погоду не забудь надеть … . В лесу зацвел душистый … . На удочку попался … . Виртуозно играл на скрипке … . Папа поставил машину в … .Зимой в деревне нас согревала теплая … . Нотную строку открывает скрипичный … .Под деревом сидел колючий … .

Имя прилагательное

1.Вспомни: что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано?

Составь пары слов, поставь нужный вопрос, подбери подходящее по смыслу слово.

Голос (какой) нежный, цвет (…) …, змея (…) …, заяц (…), ветер (…) …,утро (…) …,

волк (…) , береза (…) , дождь (…) … .

2.Внимательнопрочитай сочетания. Какие признаки они обозначают?

Задай вопрос, обозначь его сверху.

Круглый шар, белая ромашка, квадратный лист, деревянный стул, большая река, прямоугольная коробка, синий василек, оловянный солдатик, маленький котенок, злой волшебник, добрая фея.

3.Найди в тексте имя прилагательные, задай к ним вопрос от существительного. Подумай: каким членом предложения является прилагательное?

В марте стояли ясные деньки. Пригревало яркое солнышко. Дул теплый ветерок. Скоро пошел первый дождь. Запели звонкие птицы.

4.Вспомни: на какие вопросы отвечают прилагательные женского рода, мужского, среднего? От чего зависит род прилагательного? В данных сочетаниях определи род прилагательного, проследи, как изменяется окончание прилагательного?

Поставь род, выдели окончание.

Глобус (какой) круглый, песня (какая) веселая, дыхание (…) свежее, месяц (…) зимний, погода (…) холодная, поле (…) зеленое, журнал (…) интересный, утро (…) туманное, вода (…) горячая, лес (…) могучий.

5.Поставь вопрос от существительного к прилагательному, допиши окончания. Определи род.

Облако (какое) серебристое, мех (…) густ.., ель (…) стройн.., дом (…) высок.., озеро (…) гладк.., местность (…) холмист..., закат (…) вечерн.., яблоко (…) кисл.., жаворонок (…) звонк..., работа (…) хорош.. .

6.Продолжи столбики словосочетаний.

Женский род Мужской род Средний род

голуб… луна желт… клен высок…кольцо

…. … …

… …

7.Какое различие в следующих словосочетаниях.

Зимний месяц зимние месяцы

веселый праздник веселые праздники

интересная книга интересные книги

большое окно большие окна

На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Какие они имеют окончания?

8.Измени словосочетания, чтобы они стояли во множественном числе.

Выдели окончания.

Полосатая тельняшка полосатые тельняшки

легкий заморозок …

хитрая лисица …

трусливый заяц …

широкое поле …

9.В следующих предложениях определи род и число прилагательных.

С утра была тихая погода. К вечеру подул холодный ветер. По небу поплыли холодные облака. Закачались высокие ели. Посыпал мелкий колючий снег. Началась сильная метель.

10.Поставь вопрос к прилагательному, допиши окончания.

Весен… лучи разогрели землю. Весь день шел сильн… дождь. Утренн…лучи освещали макушки деревьев. В воздухе кружат разноцветны… листья. Ночь зимой длин…, а день короткий. Сад осенью стоит гол… и грустн… . Летом зори бывают тих… .На березе сверкает серебрист… иней. Весной к нам прилетают перелетн… птицы. Все ребята любят сладк… арбуз. У дятла крепк… нос. На пути туристов стояла осинов… роща. Дети любят родн… просторы. Лесная земляника имеет чудесн… вкус. В выходн… дни школьники пошли играть на свеж… воздухе. Ясн… небо озоряло ярк… солнце. В кустах дети нашли пуст… гнездышко. Уплыла рыбка в син… море. На берегу деда ждала зл… старуха. В деревне начинается весен… сев.

11.К данным прилагательным подбери подходящие по смыслу существительные, определи род и число, выдели окончание.

богатый … серебристое…

добрая… темное…

садовая… ароматное…

страшный… утреннее

Глагол

1.Вспомни, что называется глаголом? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Каким членом предложения бывает ? Поставь вопрос, найди глаголы, подчеркни их.

Охотник (что сделал?) возвратился с охоты. Водитель(… …?) подошел к машине. Наш дом (… …?)находился за рекой. Мальчики (… …?) просыпаются рано. Они (… …?) идут на рыбалку. Наконец солнце (… …?) выглянуло из-за туч. Огромные льдины (… …?) плыли по реке.

2. Подбери подходящие по смыслу глаголы.

Учитель (что делает?) … . Солдат (что делает?) … Родину. Дети (что делают?) в детском саду. Гуси (что делают?) … высоко в небе. Собака громко (что делала?) … . Кошка (что сделала?) … мышь. Музыкант (что делал?) … на скрипке. Сторож (что делает?) … сад. Животные (что делают?) … воду из реки.

3.Внимательно посмотри на словосочетания. Как изменился глагол? Почему?

Я написал рассказ. Я пишу рассказ. Я буду писать рассказ.

Подумай, на какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени, настоящем, будущем? В тексте найди глаголы, задай вопрос, обозначь время.

Мой брат мечтал (прош. вр.) о профессии водителя. Он хорошо учился (…) в школе. Сейчас он учится (…) на курсах водителей троллейбуса. Скоро его мечта осуществится (…). В зоопарке родился (…) маленький тигренок. Он много ест (…). Поэтому быстро растет (…). Скоро он станет (…) большим тигром. Летом ребята собрали (…) гербарии. Они принесли (…) их в школу. На уроках гербарии помогают (…) детям. Ребята наглядно представляют (…) растительный мир их леса. Будущим летом они снова соберут (…) новые гербарии. Наступила (…) осень. С деревьев осыпаются (…) листья. Скоро лес будет стоять (…) голый. Утром погасли (…) последние звезды. Вот и солнце встает (…). День вступит (…) в свои права. Ночью на траву выпала (…) роса. Как слезинка скатилась (…) с листочка капелька росы. Пригревает (…) солнце. Ветер и солнце высушат (…) росу.

4. Прочитай внимательно предложения. Подумай, как изменяется глагол?

Я пришел домой из школы. Дети пришли на экскурсию в музей.

Музыкант играл произведение известного композитора. Футболисты играли последний матч сезона.

5.Определи время и число глаголов.

Наступила (прош. вр., ед.ч.)долгожданная весна. Ярче солнышко пригревает(…, …) землю. Деревья пробуждаются (…, …) от зимнего сна. На них распускаются (…, …) почки. Появляются (…, …) первые цветы. В садах зацвели (…, …) яблони. В ульях проснулись (…, …) пчелы. Маленькая пчелка вылетела (…, …) на разведку.

Наречие

1.Спишите предложения. Какие части речи поясняют наречия. Обозначьте наречия.

1)Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне (А. С. Пушкин.) 2)Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила (А. С. Пушкин) 3) Голоса пастухов звучали весело в теплом неподвижном воздухе. 4)Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет (И. Бунин) 5)Впереди я увидел огонек и догадался, что его разложил неутомимый Дерсу. (В. Арсеньев)

2.Прочитайте текст. Спишите. Перед каждым наречием запишите в скобках вопрос, на который оно отвечает.

На поляне горячо припекает солнце. Мой товарищ поднял кверху руку. Впереди из кустов выползла змея. Мы отошли подальше. Все глубже мы пробирались в лес. Неожиданно под дикой грушей мы увидели бурого медведя. Он неуклюже повернулся и быстро скрылся в чаще.

Вскоре мы вышли к какой-то небольшой речушке. Мы искупались и немножко погрелись на солнышке.

3.Спишите предложения. Найдите наречия, выделите их. Скажите, что они обозначают.

1.Направо от меня, на высоком песчаном берегу, росли высокие сосны. 2.Сначала на берегу узкой речушки были рассыпаны деревянные домики. 3.Только изредка треснет где-нибудь сучок. 4.Справа и слева стояли старые кирпичные корпуса. 5.Изредка, поодиночке падали капли дождя.

4.Прочитайте выражения. В объяснении, что обозначают эти выражения, найдите наречия.

Как в воду канул - правильно предсказал.

Черпать воду решетом - бессмысленно заниматься этим делом.

Вилами по воде писано - невозможно предвидеть результат.

Седьмая вода на киселе - очень дальний родственник.

5.Прочитайте предложения. Спишите. Обозначьте наречия. Что обозначают наречия.

1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 2. Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. 3. И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько. 4.Жил-был славный царь Дадон, смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело. 5.Год, другой проходит мирно, петушок сидит все смирно.

6.Прочитайте слова. Образуйте от этих слов и запишите наречия с суффиксом -а или-о, используя приставки в-(во-), до-, за-, из-, на-, с-.

Редкий, чистый, далекий, давний, левый, поздний, горячий, светлый, новый, белый, чистый, далекий, крепкий, правый.

7.Спишите предложения. Найдите наречия. Что они обозначают. Как пишутся наречия.

1. Изредка в близкой речке с внезапной звучностью плеснет большая рыба. 2.Направо от нас у самого озера шумел высокий бор. 3.Налево был дикий болотный лес. 4.Отряд засветло вернулся в деревню. 5.Справа от залива тянулись высокие горы. 6.Медвежата вприпрыжку кинулись догонять мать.

Имя числительное

1.Прочитайте текст. Спишите. На какой вопрос отвечают числительные.

Вышел Старик-годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. Махнул он рукавом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели три птицы - повеял мороз. А птицы то не простые: у каждой по четыре крыла и в каждом крыле семь перьев. Вторая тройка принесла таяние снега. Третья - жару.

2.Прочитайте предложения. Спишите. Обозначьте числительные.

1)В пять часов утра мы оставили село Троицкое. 2)Через десять минут мы въезжали в казачью станицу.

3)Емеле было лет семьдесят. 4)Река длиной в семь километров широко разливается весной. 5)Васютке шел восьмой годок. 6)Шестой мальчик убежал на улицу.

3.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Какие орфограммы пропущены.

Найдите числительные. Над количественными надпишите букву К, а над порядковыми - букву-П.

1)Вх..дит семь богатырей, семь румяных ус..чей. 2)С первого щ..лка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лка лишился поп языка, а с третьего щ..лка вышибло ум у старика. 3)Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4)В третий раз закинул он невод, приш..л невод с одною ры..кой. 5)Три - нечетное число.6)Семь плюс четыре - одиннадцать. 7)Четыре книги лежали на столе.

4.Прочитайте предложения. Спишите. Найдите числительные. Обозначьте их.

1.Выпускные экзамены сдали успешно семьдесят воспитанников. 2.К концу промысла мы поймали двадцать китов. 3.Кабан, обитающий в Уссурийском крае, может весить двести килограммов. 4.Часов в одиннадцать утра мы сделали привал. 5.Девятого мая состоялось открытие канала. 6.Десятого мая третья бригада досеяла оставшиеся восемь гектаров.

5.Просклоняйте слова: один спортсмен, один дом, одно окно, одно чудовище, одна кукла, одни дети, одни города.




© 2010-2022