Рабочая программа по литературе 5 класс

  Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312, инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, БелРИПКППС «О преподавании литературы в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области», учебного плана МБОУ «Ярская СОШ» на 2012-2013 учебный год, положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ «Ярская СОШ», приказа МБОУ «Ярская СОШ» «Об утверждении интегративного компонента по здоровьеформированию в рамках реализации муниципального эксперимента «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения» №22 от 16.02.2011г.

Статус документа

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Литература. 5-9. М.: Просвещение, 2010; Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /под. ред. Г. И. Беленького. - М.: Мнемозина, 2009 и Инструктивно-методического письма о преподавании литературы в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О. М. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2011) и методическое пособие для учителя (Методические советы к учебнику-хрестоматии "Литература. Начальный курс. 5 класс: Пособие для учителя (под ред. Снежневской М.А.) … Автор: Хренова О.М., Снежневская М.А., Демидова Н.А. Издательство: Мнемозина, 2007. .)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся;формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

В авторской программе по литературе для 5 - 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др. (Москва, «Мнемозина», 2009) на изучение литературы в 5 классе отведено 68 часов, а в рабочей программе - 70 часов, так как в базисном учебном плане на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.

На основании приказа МБОУ«Ярская СОШ» от 11.11.2010г.№133 «ОБ организации экспериментальной деятельности в школе», также в соответствии с приказом №22 от 16.02.2011г «Об утверждении интегративного компонента в рамках реализации муниципального эксперимента «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе» в содержательной части уроков будут включены фрагменты по духовному - нравственному формированию учащихся на основе образов - героев из художественной литературы в качестве «Интегративного компонента по здоровьеформированию».


Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.

  1. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  4. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  1. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  2. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  3. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  4. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения

  5. Составлять план характеристики героев художественного произведения.

  6. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  7. Делать анализ отдельного эпизода.






Раздел IV. Содержание программы

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. (1ч)

I. Мифы (5ч)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи».

Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество Народные сказки (9ч)

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов».

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б. В. Шергин); «Незабудки», «Пословицы в рассказах», «Гости с Двины»; «При солнышке тепло, при матери добро» (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

Б. Привалов. «Петрушка - душа скоморошья».

III. Сказочные события и герои в литературе (13ч)

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта.

Ритм, стихотворный размер, рифма.

X. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е. JI. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е. JI. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. JI. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова - труженик и художник.

IV. Басни (4ч)

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок» .

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две Бочки», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний (19ч)

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения:

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке...»); Д. В. Давыдов. «Партизан».

А.В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Косты- лин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения.

А.М. ГАРШИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

JI. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что - осудить дачников.

А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; А. И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; JI. Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин- Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

VI. Поэзия природы (8ч)

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения:

А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю...»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке...».

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

VII. «Идет война народная, священная война!..» (5ч)

Для чтения и бесед (по выбору учителя)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. «Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов. «Журавли»; В. М. Шукшин. «Жатва».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках (6ч)

Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель». Рассказ как жанр литературы

.

Перечень

названий раздела, тем курса

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий

Раздел I. Мифы

Чтение фрагментов текстов

Различие и сходство мифологических рассказов

Урок усвоения новых знаний с элементами исследования. Мини лекция учителя

Раздел II. Устное народное творчество

Аналитическое чтение с рассказыванием о событиях и раскрытии внутреннего мира героев

Понимание значения фольклора в жизни человека, в развитии литературы

Уроки с ролевой и деловой игрой. Выпуск тематических иллюстраций.

Совместная подготовка презентации. Ролевая игра.

Раздел III.

Сказочные события и герои в литературе

Личность писателей.

Аналитическое чтение с рассказыванием о событиях, понимании главной мысли произведений и раскрытии внутреннего мира героев, умение делать вывод. Основные принципы построения сказок, их художественных особенностей

Сходства и различия произведений устного народного творчества от литературных сказок, нравственная опора на сказки.

Новый вид сказки - пьесы - сказки.

Урок усвоения новых знаний с элементами исследования Совместная подготовка презентации. Выпуск тематических иллюстраций. Ролевая игра.

Раздел IV. Басни

Представление о басне как одном из старейших жанров литературы. Основные принципы построения басен, их художественных особенностей

Находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других

Урок усвоения новых знаний с элементами исследования

Инсценирование произведений.

Ролевая игра.

Викторина.

Раздел V. Человек перед лицом жизненных испытаний

Личность писателей.

Основное содержание и художественные особенности проникновенных произведений

Осознание нравственной красоты поведения человека. Сочувствие к чужой беде, умение помочь, утешить.

Урок усвоения новых знаний с элементами исследования. Интерактивный диалог «Учитель - ученик».

Ролевая игра.

Раздел VI. Поэзия природы

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха

Анализ стихотворений,

изобразительно-выразительные средства, стихотворный размер

Урок усвоения новых знаний с элементами исследования Ролевая игра. Выпуск тематических иллюстраций.

Раздел VII. «Идёт война народная,

священная война!..»

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

Личность писателей


Личность писателей

Работа над выразительным чтением стихотворений, осмысление подвига человека на войне

Грамотная характеристика героев - сверстников

Урок усвоения новых знаний с элементами исследования.

Выпуск тематических иллюстраций. Ролевая игра.

Конкурс чтецов.








Раздел V. Формы и средства контроля

В соответствии с Положением о текущем контроле знаний, умений и навыков учащихся в школе, промежуточной и итоговой аттестации учащихся преобладают следующие формы контроля знаний, умений и навыков:

Классные и домашние сочинения, тесты, анализ поэтического и прозаического текстов.


Уровень и количество

часов программы

5


Базовый (А)


классное сочинение

3

домашнее сочинение

1

Контрольно-измерительные материалы


Название раздела,

темы

Наименование контрольных работ

Примерная тематика сочинений

Сказочные события и герои в литературе

Обучающее сочинение по творчеству Х.К.Андерсена

Почему всесильная волшебница не смогла одолеть маленькую девочку?

Сказочные события и герои в литературе

Контрольное тестирование по разделу

Приложение 1

Человек перед лицом жизненных испытаний

Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Герасим - главный герой рассказа «Муму»

Человек перед лицом жизненных испытаний

Домашнее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

«Идёт война народная,

священная война!..»

Контрольное сочинение по изучению раздела

«Наедине со стихотворением…» (стихотворения по выбору учащихся)

Повторение пройденного

Контрольное тестирование за курс 5 класса

Приложение 2





















































































Раздел IV. Содержание тем учебного курса

V класс

(70 часов)

Введение. (1ч)

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.


I.Мифы (5 ч.)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта


Для чтения и бесед:

«Путешествие солнечной Ладьи».
Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции.

Для чтения и бесед:

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь. Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла. Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения:

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». В.В.Смирнова «Герои Эллады», легенда о «Летучем голландце».


Мифы древних славян.

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество (5 ч. + 1ч. + 2ч.)

Понятие об УНТ. Сказители и собиратели произведений УНТ (с повторением ранее изученного).

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и изучения:

«Белая уточка», «Кот и Лиса».

Для самостоятельного чтения:

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов». «Волшебное кольцо». Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка)

Легенды и предания
Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.
Для чтения и бесед:

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Никитушка Ломов».

Малые жанры фольклора

Для чтения и изучения:

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Для самостоятельного чтения:

Сборники загадок, пословиц и поговорок. «Черный конь скачет в огонь». Русские загадки /Сост. В. Аникин; Б. Шергин. «Незабудки», «Пословицы в рассказах»; «Гости с Двины», «При солнышке тепло, при матери добро».

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и изучения:

«Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения:

Б.Привалов. «Петрушка - душа скоморошья»

III. Сказочные события и герои в литературе (14 ч. + 1ч. + 2ч.)

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта. Сказка в жизни поэта.

Для чтения и изучения:

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила» (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, рифма, интонация.

Для самостоятельного чтения:

Сказки А.С.Пушкина и В.А.Жуковского.

Х.К.Андерсен. Великий сказочник.

Для чтения и бесед:

«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Для самостоятельного чтения:

Сказки Ш. Перро, Х.К.Андерсена, Л.Кэрролла, Р.Киплинга, О.Уайльда, М.Лобату (по выбору учащихся).

Е.Л.Шварц. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л.Шварца и «Золушка» Ш.Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц.
О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и изучения:

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова - труженик и художник. Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.

Для самостоятельного чтения:

«Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитовая шкатулка» (по выбору уч-ся).

Для самостоятельного чтения (по выбору уч-ся):

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф.Одоевский «Город в табакерке»; А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города»; В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»; Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч» и др.

IV. Басни. (2ч. + 1ч)

Жанр басни. Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен. Их обличительная направленность. Лаконизм, близость их языка к разговорной речи. Афористичность.
И. А. Крылов. Великий русский баснописец. Краткий рассказ о баснописце.

Для чтения и изучения:

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха». Рассказ и мораль в басне. Аллегория.

Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Для чтения в классе:

«Лжец», «Любопытный», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» и др. (по выбору учителя). Басни Эзопа: «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», Лисица т виноград». Лафонтен «Лисица и виноград».
Для самостоятельного чтения:
И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна». Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний (18 ч. + 3 ч. + 2 ч.)

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Тема Бородина и Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения:

«Бородино. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании, образность языка, звукопись. Тема и идея стихотворения. Эпитет и сравнение.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Для чтения и изучения:

М.Ю.Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII), А.С.Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы
XXXVI - XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»), Д.В.Давыдов «Партизан».

А. В. Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной. Краткий рассказ о поэте.

Для чтения и изучения:

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Удаль и красота героя. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения:

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей. Рассказ как повествование о жизни в эпоху крепостного права. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Духовные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Эпитет. Сравнение.

Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения:

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей народов как естественном законе человеческой жизни. Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Герой произведения.

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Сигнал». Драматизм событий в рассказе. Причина разного отношения героев (Семен, Василий) к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия, признание своей роковой ошибки.

Рассказ как литературный жанр.

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Кусака». Призыв к доброте и состраданию. За что можно одобрить, за что - осудить дачников.Роль пейзажа в рассказе.

О рассказе как литературном жанре.

Для самостоятельного чтения:
«Петька на даче», «Ангелочек» (по выбору учителя).

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия (Сережа, Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения:
А.И.Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи» (по выбору учителя);
Д.Лондон «Сказание о Кише».


VI. Поэзия природы (4 ч.)

Любовь к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения:

А.С.Пушкин. «Обвал», Ф.И.Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…», А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки», К.Д.Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…», Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…»

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.

Е.И.Носов. Сведения о жизни писателя. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась» и др. рассказы (по выбору учителя).

Для самостоятельного чтения:

А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…», А.Н.Майков. «Весна»»Осень», В.В.Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г.Паустовский. Рассказы (в изд. для детей), сб. «Летние дни»; М.М.Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений); Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (по выбору уч-ся).

VII. «Идет война народная, священная война!..» (1 ч.)

Для чтения в классе (по выбору):

А. Твардовский. «Рассказ танкиста», «Со слов старушки»; К.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» «Майор привез мальчишку на лафете»; Н.Рыленков. «Бой шел всю ночь»; Я.Смеляков. «Судья». А.Ахматова. «Мужество», А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», О.Ф.Бергольц «Разговор с соседкой», М.Джалиль «Мост», «Случается порой», С.С.Орлов «Тонкая российская береза», Р.Гамзатов «Журавли», В.Шукшин «Жатва».

Для самостоятельного чтения:

В.П.Катаев «Сын полка».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках (4 ч.)


Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Мститель». Рассказ как жанр литературы.
Для самостоятельного чтения:

Ю.П.Казаков. «Артур - гончий пес», «Ночь», «Тедди».

































Раздел III. Календарно-тематическое планирование

№ п/п


Тема урока

Дата план

Дата

факт

Подготовка

к ГИА

Домашнее задание

1

Введение

Отличие художественной литературы от научно-популярной.

Любимые книги, герои, авторы

с.5 - 6 ответить на вопросы

2

Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи»

с.9-12 читать

3

Мифы Древней Греции.

О происхождении мира и богов. «Олимп»

В2- жанры

с.1415 - подготовить пересказ мифа

4

«Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Пигиалион». Подвиги Геракла

с.15,22-30 вопросы и задания

5

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея» (отрывок из IX песни). Мудрость и хитрость Одиссея.

с.36-42ответить на вопросы

6

Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал

с.43- 47 читать


Устное народное творчество


7

Сказка как жанр фольклора. Виды народных сказок

с.48-49 ответить на вопросы

8

Чтение и анализ сказки «Белая уточка»

В2- жанры

с.64 - 68 вопросы и задания,анализ

9

Сказки о животных. «Кот и лиса»

с.57 - 61читать

10

Сказки народов мира: «Коршун и кошка»

с.52 - 54 анализ сказки

11

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»

с.69- 73 читать,пересказ

12

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира

с.76 - 79 вопросы и задания

13

Народный кукольный театр. Сатира в кукольной комедии

В2- жанры

с.86 - 88 ответить на вопросы

14

Оптимистическая природа смеха в комедии «Петрушка Уксусов»


В2- жанры

с.101 - 103вопросы и задания

15


Вн.чт. Сборники русских народных сказок, сказки народов мира

пересказ и анализ сказки


Сказочные события и герои в литературе

16

Писатели-сказочники А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта

В2- жанры

с.108-109 ответить на вопросы

17

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении

с..111 -114читать выразительно

18

Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма, интонация

с.120-124читать выразительно

с.126 -127

19

Х.К. Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева»

с.147 - 152 читать

20

Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом

В2- жанры

с.158 - 162 читать

с.169 - 171ответить на вопросы

21

Выражение авторского отношения к героям в их портретах

подготовить анализ

22

Вн.чт. Х.К.Андерсен. «Гадкий утёнок»

23

Р.р. Подготовка к обучающему сочинению по творчеству Х.К.Андерсена

С2 -С5 сочинение

завершить сочинение

24

Р.р. Написание обучающего сочинения по творчеству Х.К.Андерсена

25

Е. Л. Шварц. Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице


с.174-177 читать

26

«Золушка» Е. Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. О пьесе и театре

с.177-183

27

П.П. Бажов. Путь писателя к сказу. «Каменный цветок»


с.217


28

Контрольное тестирование по разделу «Сказочные события и герои в литературе»

с.233-235,ответить на вопросы


Басни


29

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству

с.239 - 244 ,подготовить сообщение

30

Отражение народной мудрости в баснях «Волк и Ягненок », «Волк на псарне»

с.244 - 245,251 читать выразительно

31


Иносказательный и обобщающий смысл басен «Квартет», «Демьянова уха»

с.250 - 252 читать выразительно

32

Вн.чт. Басни Эзопа и Лафонтена

С.253 - 257 вопросы и задания


Человек перед лицом жизненных испытаний


33

М.Ю. Лермонтов. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова


34

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом произведении

Выучить наизусть

35

А.В.Кольцов. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне

В8 -В10

Изобразит. средства

Читать выазительно

36

И.С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва»


37

«Муму». История создания рассказа


38

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима

Подготовить анализ

39

Влияние на человека барства и рабства

Индвидуальное задание

40

Роль описаний природы в рассказе

Подготовить анализ

41

Р.р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

С.2

42.

Л.Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе


43.

Кавказский пленник». Быль как литературный жанр


44


Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность в противопоставлении пассивности, слабодушию


В8 -В10

Изобразительные средства

45

Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни


46

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


47

В.М. Гаршин «Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни


48

Л.Н. Андреев «Кусака».

Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру


49

А.И. Куприн «Белый пудель».

В2- жанры

50

Причина столкновения персонажей в рассказе


51

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). Рассказ как литературный жанр



Поэзия природы


52

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха


53

А.С.Пушкин. «Обвал»;
Ф.Ю.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»


54

А. Н. Майков «Пейзаж», «Ласточки».

К. Д.Бальмонт «Где бы я ни странствовал, везде припоминаю…»

В8 -В10

Изобразит. средства

55

И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»


56

Р.р. Восприятие и осмысление выбранного стихотворения


57

К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы

В8 -В10

Изобразит. средства

58

Е. И. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась»


59

Вн.чт. Лирика А.А.Фета



«Идёт война народная,

священная война!..»


60

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»


61

С.С.Орлов «Тонкая российская берёза»;

Р. Гамзатов «Журавли»; В.М. Шукшин «Жатва»


62

Произведения о войне писателей Белгородчины


63

Вн.чт. Конкурс чтецов стихотворений о войне


64

Р.р. Контрольное сочинение по изучению раздела «Идёт война народная, священная война!..» «Наедине со стихотворением…»

С2 -С5 сочинение


Рассказы о твоих сверстниках


65

Ю.П. Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро»


66

Своеобразие характеров мальчиков. Юмор в рассказе


67

В.А. Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель»


68

Р.Брэдбери «Мальчик-невидимка»


69

Контрольное тестирование за курс 5 класса


70

Итоговый урок. Летнее чтение


Раздел IV. Содержание программы

5 класс

(70 часов)

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

I. Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; В. В. Смирнова. «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«0 граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед «Петрушка Уксусов».

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б. В. Шергин); «Незабудки», «Пословицы в рассказах», «Гости с Двины»; «При солнышке тепло, при матери добро» (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

Б. Привалов. «Петрушка - душа скоморошья».

III. Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма .

X. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни великого сказочника. Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е. Л. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е. Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова - труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»; Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч»; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»; Ю. К. Олеша. «Три толстяка»; К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда), «Путешествие воробья»; Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

X. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»; Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли»; Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд. «Мальчик-звезда»; М. Лобату. «Сказки тетушки Настасии». И. Зиедонис. Разноцветные сказки»; Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; И. Франко. «Башмаки Абу-Касима»; В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»; К. Каллоди. «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А. А. Милн. «Когда-то, давным-давно...»; О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»; П. Трэверс. «Мэри Поппинс»; Т. Янсон. «Шляпа волшебника»; Д. Родари. «Сказки Италии».

IV. Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок».

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две Бочки», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV) И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке...»); Д. В. Давыдов. «Партизан».

А. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения.

В. М. ГАРШИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед '

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что - осудить дачников.

А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; А. И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л. Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин - Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

VI. Поэзия природы

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю...»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке...».

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

А. А. Фет. «Ласточки пропали...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»; А. Н. Майков. «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Весна! Выставляется первая рама...», «Осень» (отрывок); В. В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К. Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Летние дни»; М. М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений).

VII. «Идет война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед (по выбору учителя)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. «Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов. «Журавли»; В. М. Шукшин. «Жатва».

Для самостоятельного чтения (к разделу VII) В. П. Катаев. «Сын полка».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель».

Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Ю. П. Казаков. «Арктур - гончий пес», «Ночь», «Тедди».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кир Булычев. Рассказы;

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда»;

В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (в издании для детей);

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера» (в издании для детей);

Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»;

Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш»;

В. Гюго. «Козетта»;

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

Ч. Диккенс. «Пип» (гл. I-V из романа «Большие надежды»);

Уйда. «Нелло и Патраш»;

Р. Брэдбери. «Мальчик-Невидимка».

Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Мифы

5

Устное народное творчество

8

Сказочные события и герои в литературе

17

Басни

3

Человек перед лицом жизненных испытаний

23

Поэзия природы

4

«Идет война народная, священная война!..»

2

Рассказы о твоих сверстниках

8

ИТОГО

70









Раздел V. Формы и средства контроля


Уровень и количество

часов программы

5


Базовый (А)


классное сочинение

3

домашнее сочинение

1

Контрольно-измерительные материалы

Название раздела,

темы

Наименование контрольных работ

Примерная тематика сочинений

Сказочные события и герои в литературе

Обучающее сочинение по творчеству Х.К.Андерсена

Почему всесильная волшебница не смогла одолеть маленькую девочку?

Человек перед лицом жизненных испытаний

Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Герасим - главный герой рассказа «Муму»

Человек перед лицом жизненных испытаний

Домашнее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

«Идёт война народная,

священная война!..»

Контрольное сочинение по изучению раздела

«Наедине со стихотворением…» (стихотворения по выбору учащихся)




В соответствии с Положением о текущем контроле знаний, умений и навыков учащихся в школе, промежуточной и итоговой аттестации учащихся преобладают следующие формы контроля знаний, умений и навыков:

Классные и домашние сочинения, анализ поэтического и прозаического текстов.

Текущий и итоговый контроль осуществляется по методическим сборникам:

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2006

Кашкевич Н. В. Тестовые задания по литературе. 5 класс- М.: "Издат-Школа 21 век", 2004. - 64с.

Коршунова Н. Н. Тесты. Литература. 5-8 классы. - М.: Дрофа, 2004.-112с.





















Перечень учебно-методических средств обучения


1. Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия /Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова/ М.-Мнемозина, 2011год.

2. Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы.

3. М.И.Мещерякова « Литература в таблицах и схемах», Москва - Айрис,2006год

4. Ерёмина О.А «Поурочное планирование по литературе 5 класс», издательство «Экзамен», 2008 год

lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

metlit.nm.ru ˗ Методика преподавания литературы

rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

foxdesign.ru/legend/ ˗ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

ug.ru/ ˗ «Учительская газета»

Альбом по литературе. 5 класс

Альбомы раздаточного изобразительного материала

Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

Портреты писателей

А.А.Ахматова

Д.Н.Гордон Байрон

О.Бальзак

А.П.Гайдар

А.И.Герцен

А.С.Грибоедов

И.А.Гончаров

Н.В.гоголь

И.В.Гете

Н.В.Гоголь

И.В.Гете

Н.А.Добролюбов

С.А.Есенин

В.А.Жуковский

Н.М.Карамзин

И.А.Крылов

В.Г.Короленко

А.С.Макаренко

Ж.Б.Мольер

А.Н.Островский

А.Н.Радищев

Вл. Маяковский

Н.Островский

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Л.Н.Толстой

А.П.Чехов

М.Горький

Н.А.Некрасов

М.Шолохов

А.Фадеев

В.Г.Белинский

И.С.Тургенев

Альбомы демонстрационного материала

М.А.Шолохов

А.М.Горький

Л.Н.Толстой

Экранно-звуковые пособия

Диски

Эрмитаж

Шедевры русской живописи

Энциклопедия классической музыки





































Раздел V. Формы и средства контроля


Основной формой контроля является сочинение и тестирование


Формы контроля

год

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Классное сочинение

3


1

1

1

Домашнее сочинение

1



1


Тестирование

2


1


1


Контрольно-измерительные материалы

Название раздела,

темы

Наименование контрольных работ

Примерная тематика сочинений

Сказочные события и герои в литературе

Обучающее сочинение по творчеству Х.К.Андерсена

Почему всесильная волшебница не смогла одолеть маленькую девочку?

Сказочные события и герои в литературе

Контрольное тестирование по разделу

Приложение 1

Человек перед лицом жизненных испытаний

Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Герасим - главный герой рассказа «Муму»

Человек перед лицом жизненных испытаний

Домашнее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

«Идёт война народная,

священная война!..»

Контрольное сочинение по изучению раздела

«Наедине со стихотворением…» (стихотворения по выбору учащихся)

Повторение пройденного

Контрольное тестирование за курс 5 класса

Приложение 2

Приложение 1

Контрольное тестирование по разделу «Сказочные события и герои в литературе»

1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?

1) в основе сказки - реальные события;

2) повторяющийся сюжет;

3) автор сказки - реальный человек;

4) добро всегда побеждает зло.

2. Какого героя сказки называют литературным?

1) положительного героя;

2) любого героя сказки;

3) главного персонажа сказки;

4) героя сказки, автор которой известен.

3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

1) «Руслан и Людмила»

2) «Снежная королева»

3) «Золушка»

4) «Белая уточка»

4. Каков жанр произведения «Руслан и Людмила»?
а) сказка в) поэма
б) повесть г) баллада
5. От чьего имени ведется повествование в произведении «Руслан и Людмила»?
а) князя Владимира в) Руслана
б) древнего певца Баяна г) автора
6. О каких исторических событиях упоминается в ней?
а) взятие Царь-Града
б) поход русского князя на половцев
в) бой с печенегами
7. О каком о русском городе говорится в произведении?
а) Москве в) Владимире
б) Новгороде г) Киеве
8. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие авторскими?
а) верный меч е) бранная слава
б) конь ретивый ж)ясные очи
в) молодая кровь з) синие туманы
г) тоскующая душа и) вещий Баян
д) темная ночь

9. Кто из сказочных героев «не живёт» в пушкинском лукоморье?

1) леший;

2) кот;

3) русалка;

4) Змей Горыныч

10. Кому принадлежит шапка-невидимка в произведении «Руслан и Людмила»?

1) Руслану;

2) Черномору;

3) Финн;

4) Людмиле.

11. Под какими цветами любили играть дети из сказки «Снежная королева»?

1) розы;

2) астры;

3) ромашки;

4) лилии.

12. Какое слово хотелось сложить Каю из льдинок?

1) жизнь;

2) счастье;

3) вечность;

4) дружба.

13. Как называется цветок, из которого Данилушка из сказа «Каменный цветок» делал свою чашу?

1) дурман;

2) папоротник;

3) черемица;

4) багульник.

14. Какое прозвище было у Данилушки из этого сказа?

1) недокормыш;

2) всезнайка;

3) удалец.

15. На каком музыкальном инструменте играл Данила?

1) на дудочке;

2) на рожке;

3) на скрипке.

16. Как называется данная часть сказки?

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

1) зачин;

2) кульминация;

3) развитие действия;

4) концовка.

































Критерии оценки:

«5» - 15 - 16 баллов

«4» - 12 - 14 баллов

«3» - 8 - 11 баллов

«2» - 0 - 7 баллов

Ответы

1 - 3

2 - 4

3 - 4

4 - в

5 - г

6 - 3

7 - г

8 - г

9 - 4

10 - 2

11 - 1

12 - 3

13 - 1

14 - 1

15 - 2 16 - 4

Приложение 2


Контрольное тестирование за курс 5 класса


  1. Кто из богов славянской мифологии является покровителем огня?

    1. Сварог

    2. Ярило

    3. Перун

    4. Стрибог

  1. Как звали жену Зевса из древнегреческой мифологии?

    1. Ора

    2. Гера

    3. Астрея

    4. Эос

3. К какому малому фольклорному жанру относится следующее произведение: «Не в свои сани не садись»?

1) поговорка

2) скороговорка

3) частушка

4) пословица

4. Какое художественно - выразительное средство используется в следующих словосочетаниях из русской народной сказки «Белая уточка»: «чистое поле», «красной девицей», «белой берёзой»?

1) сравнение

2) метафора

3) постоянный эпитет

  1. Гипербола

5. Для какого литературного жанра характерна аллегория?

    1. сказка

    2. басня

    3. рассказ

    4. стихотворение

6. Из какой басни И. А. Крылова взяты такие слова:

…А вы, друзья, как не садитесь,

Все в музыканты не годитесь…

  1. «Квартет»

  2. «Лисица и виноград»

  3. «Волк и ягнёнок»

  4. «Волк на псарне»

7. Кому в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» дается такая характеристика:

«Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…»

  1. псу

  2. медведю

  3. волку

  4. зайцу

8. Кто в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» «все ходит по цепи кругом»?

1) русалка

2) леший

3) кот ученый

9. Кому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» принадлежат следующие

слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»?

  1. французскому солдату

  2. человеку лермонтовского поколения

  3. русскому полковнику

  4. простому солдату

10. Какое художественно - выразительное средство используется М. Ю. Лермонтовым в следующей строке: «Носились знамена, как тени…»?

  1. сравнение

  2. эпитет

  3. гипербола

  4. постоянный эпитет

11 . Что сделал Герасим после смерти Муму?

1) остался служить у барыни в городе

2) запил с горя

3) ушел домой в деревню

4) стал ухаживать за другой собакой

12. Кто из перечисленных героев не является персонажем рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

1) Жилин

2) Костылин

3) Вонмигласов

4) Дина

13. Какой вид рифмы используется И. Ф. Тютчевым в следующем отрывке

Зима не даром злиться,

Пришла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

1) парная

2) опоясывающая (кольцевая)

3) перекрестная

4) нет рифмы

14. В каком жанре пишет П. П. Бажов?

1) сказ

2) сказка

3) рассказ

4) легенда

15. Кто является автором сборника «Малахитовая шкатулка»?

1) А. И. Куприн

2) И. А. Бунин

3) П. П. Бажов

4) С. Я. Маршак

16. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?

1) гипербола

2) эпитет

3) сравнение

4) метафора

17. Что описал автор в «Муму»?

1) любовь Герасима к Муму

2) жизнь столичного дворянства

3) духовное перерождение человека

18. К какому роду литературы относится стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

1) эпос

2) драма

3) лирика

19. Назовите автора рассказа «Кусака»

1) В.Гаршин

2) Л.Андреев

3) И.Тургенев

20. Как называется рассказ А.Куприна, героем которого является дедушка Лодыжкин?

1) «Обвал»

2) «Белый пудель»

3) «Сигнал»

4) Баба Яга

Критерии оценки:

«5» - 15 - 16 баллов

«4» - 12 - 14 баллов

«3» - 8 - 11 баллов

«2» - 0 - 7 баллов






Ответы

1 - 1

2 - 2

3 - 4

4 - 3

5 - 2

6 - 1

7 - 3

8 - 3

9 - 3

10 - 1

11 - 3

12 - 3

13 - 3

14 - 1

15 - 3 16 - 4

17 - 1

18 - 3

19 - 2

20 - 2




























© 2010-2022