Урок по русскому языку Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях (7 класс)Урок по русскому языку Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях (7 класс)Тема: Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях.

Цели: 1) Знать: условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях; уметь: верно определять гласную перед Н в полных и кратких страдательных причастиях;

2) Развитие памяти;

3) Воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, трудолюбие. Оборудование:

-карточки с заданиями

- сигнальные карточки

- учебник, тетрадь

Ход урока

I. Организационный момент.

- проверка учебных принадлежностей

- приветствие учащихся, настрой на работу

II. Фронтальный опрос

- Мы с вами начали изучать новую часть речи, как называется эта часть речи? (Причастие)

- Чтобы найти причастие, от какого части речи мы должны задать вопрос? (от существительного)

- а на какие вопросы отвечает?

II. Изучение нового материала

1)Сообщение темы и целей урока.

Удостоенный (награды) - удостоить

Украшена ( ёлка) - украсить

Просеяна (мука) - просеять

Связанный (бант) - связать



- Прочитайте, пожалуйста, записанные на доскеслова.

- И скажите нам, что их объединяет? (это полные и краткие страдательные причастия)

- А что вас заинтересовало именно в написании этих причастий? Но почему же страдательные причастия всѐ же разделены на 2 группы?

-Внимательно посмотрите на обозначения, сделанные в словах, попробуйте определить, над какой орфограммой мы будем работать сегодня? (Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях) Пишем тему урока

-А теперь попробуйте сами сформулировать правило о правописании гласных перед Н в кратких и полных страдательных причастиях.

2) Чтение теоретического материала учебника.

- А теперь давайте проверим себя по учебнику, Открываем книгу на странице 57.

- Сарыалла, пожалуйста, прочитай нам орфограмму

III. Закрепление изученного материала

  1. Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с громким проговариванием.

Задание 1. Объяснить правописание гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

ЗАСТРЕЛЕННЫЙ ПОСЕЯННЫЙ

УСЛЫШАНО ЗАСУШЕННЫЙ

СКЛЕЕННЫЙ ЗАТЕЯН

ПОСТРОЕНА РАЗМЕНЯННЫЙ

- Чтобы узнать какую гласную надо написать , нужно обратиться к алгоритму

АЛГОРИТМ

( гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях)

……

образовано от глагола


…….

на -ать, -ять

……

на -ить, -еть


Сохраняю - а- , -я-

перед -нн-, -н-

Пишу -енн-, -ен_-




2) Групповая работа учащихся на карточках.

Группа 1. Задание: Вставить пропущенные буквы в словах, обозначить орфограмму ( обозначения выполнять на карточке ). 1) Бледно-голубое небо осени светлело и смотрело на улицу, усе…нную жѐлтой листвой. 2) Низкие холмы, распах….нные и засе….нные, доверху разбегаются широкими волнами. 3) Выкач…нное из гаража колесо. 4) Рассе..нный ветром тучи. 5)Новый застро..нный микрорайон. 6) Подстрел….нная утка упала в камышовые заросли.

Группа 2 Задание: « Узнай причастие ». Определите, какое причастие зашифровано в данных предложениях, запишите его, выделив орфограмму. 1. Каким становится поле после того, как по нему проехал трактор с плугом? (вспаханным, распаханным) 2. Продавец определил вес товара. Подумай, что он сделал, и каким от этого стал товар. ( взвешенным ) 3. Каким стало мокрое бельѐ, которое хозяйка разместила на верёвках. ( развешенное) 4. Каким становится ружьѐ, когда из него убрали все патроны. (разряженное) 5. Каким стал мост после того, как его повредили бандиты с помощью взрывчатки. (взорванный) 6. Какими стали ключи после того, как я понял(а), что не знаю, где их оставил ( а)? ( потерянные ).

IV. Физкультминутка.

4) Индивидуальная работа. Задание. Составьте текст по предложенной репродукции, используя, как можно больше причастий.

Слова для справок:усып…нные листьями, распах…нные и засе…нные поля, исхож….нная тропинка, позолоч….нные деревья, раскраш….нные осенью, постро….нные домики, разве…нные облака, изъезж….нная дорога, увид….нный пейзаж, высуш….нная трава, скош….нные луга, рассказ..нная история, увид….нная церковь.

1. Картина Левитан И. И. « Золотая осень» ( 1895 г. Река Съежа у усадьбы « Горка» в Тверской губернии )

2 .« Золотая осень. Слободка »( 1889 г.)

- Ребята, а что объединяет эти картины?

- Кто их автор?

- А что вы знаете об Исааке Ильиче Левитане?

Исаак Ильич Левитан родился в семье железнодорожного служащего и вырос в атмосфере постоянной нужды, которая сопровождала его всю жизнь. Поэтому и прожил он очень немного, умер он, не дожив до сорока лет. У Левитана не было диплома художника, хотя Художественное училище он окончил, но диплом так и не получил. Он всегда много работал, по возможности путешествовал в поисках сюжетов будущих картин.

5) Цифровой диктант

1 - а 2- е 3 - я

1)развенч….н 6) поддерж…ный 2) выкро…нный 7) потер….но 3) усво…нный 8) обещ….нный 4) обстрел….нный 9) выгруж….нный 5) подар….нный 10) посе…ны

Ответы: 1-1 6- 1 2-2 7-3 3-2 8- 1 4-3 9-2 5-2 10-3

V. Итог.

- Итак, как определить, какую гласную нужно писать перед Н в полных и кратких страдательных причастиях?

  • Самым интересным на уроке для меня было…

  • Для меня оказалось трудным и сложным…

  • Я был(а) бы рад(а)…

VI. Домашнее задание.

Д

С1) Напишите небольшой рассказ на одну из тем: « Осень в городе », « В лесу », « Пейзаж за окном » и т.д.

2) Сделать карточки с буквами С и Д.

3) Выписать орфограмму №51


© 2010-2022