Рабочая программа по русскому языку ( внеурочная деятельность) Занимательная грамматика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская школа №1»

Красногвардейского района Республики Крым

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор _______/А.А.Мехоношина/

__________ /Т.А.Рогозянская / Приказ № 280 от 31.08.2015 г.

от 25.08. 2015 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

для 5 класса

Составитель:

учитель русского языка и

литературы
Кирюхина Е.А.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей филологического цикла

Протокол № 1 от 24.08.2015 г.

Руководитель МО ___________ /Л.Н.Баштанник /

2015 г.



Содержание


1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………….….3

2.Общая характеристика курса………………………………………………………………………………………………….…4

3.Формы организации …………………………………………………………………………………………………………. ….5

4.Планируемые результаты………………………………………………………………………………………………….… ….5

5.Основные требования к знаниям и умениям ………………………………………………………………………….……. ...6

6.Оборудование и кадровое обеспечение программы …………………………………………………………………….… .....7

7.Календарно - тематическое планирование …………………………………………………………………………… ............7

8.Список литературы………………………… … ……………………………………………………………...………………12















1. Пояснительная записка


В 2015/2016 учебном году в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами с учетом данных методических рекомендаций:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).

  3. О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., № 35916).

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).

  5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  6. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  7. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год.

  8. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).

  9. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).

  10. Учебного плана МБОУ «Красногвардейская школа № 1» на 2015-2016 учебный год.



2.Общая характеристика

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.

Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

Принципы:

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.

Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов - это принцип системности.

Методы:

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

3.Формы организации:

Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая

4.Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

  • Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

5. Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 5-го класса учащиеся должны знать:


  • отличительные признаки основных языковых единиц;


  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;


  • слова, словосочетания, предложения, текста;


  • основные орфографические и пунктуационные правила;


  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:


  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;


  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;


  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;


  • пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

6. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:


  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • наличие текстов для работы на занятиях;

  • подборка видеофрагментов и аудиозаписей;

  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • набор ЦОР по русскому языку.

7. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по курсу «Занимательная грамматика» для 5-х классов на 2015-2016 учебный год составлено на 70 часов. В рабочую программу по курсу в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 - 2016 учебный год, утвержденным приказом от 31.08.2015 года № 276 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 - 2016 учебный год», Трудовым кодексом РФ (глава 18, статья 112), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году», а также Законом Республики Крым от 24 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» (с внесенными изменениями Законом Республики Крым от 03 марта 2015 года № 80-ЗРК/2015) внесены следующие изменения: вместо рассчитанных 70 часов календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов.



№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), тема урока

Содержание занятий


План

Факт

1.

02.09

Введение. Язык мой - друг мой.

Беседа о богатстве и разнообразии русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире

2.

07.09

Словарь - мой добрый друг и верный помощник.

Знакомства со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся

3.

09.09

Конкурс «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).

Практическое занятие с привлечением художественной литературы, изготовления тематических карточек

4.

14.09

Устный журнал «Что в имени тебе моем?»

Собственные имена.

Отработка навыков поисковой деятельности учащихся по теме «История моего имени». Презентации.

5.

16.09

Фонетика. Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.

6.

21.09

Банты и шарфы. Что такое орфоэпия?

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Разыгрывание ситуаций со словами.

7.

23.09

В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с многозначными словами, словами и омонимами. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

8.

28.09

Об одном и том же разными словами.

Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Игра «У кого ряд самый длинный?»

9.

30.09

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.

10.

05.10

Они всегда противоречат. Антонимы.

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

11.

07.10

Словари «чужих» слов.

Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.

12.

12.10

Фразеологические обороты.

Знакомство с фразеологическим словарём. Игра «Скажи иначе».

13.

14.10

Орфография. Без него нельзя никак - Ь

Работа над словом. Грамматические сказки и весёлые рифмы.

14.

19.10

Мягкий знак в конце и середине слова.

Игра «Превращение слова в другое». Дидактические игры, упражнения, головоломки.

15.

21.10

Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих.

Грамматические сказки. Инсценировка.

16.

02.11

Страна Ошибок. Словарик Словознайкина.

Практическое занятие по орфографическому словарю, решение орфографических кроссвордов.

17.

09.11

Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».

Знакомство с происхождением правила в современном русском языке, решение орфографических задач.

18.

11.11

Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Подбор слов.

19.

16.11

Звонкие и глухие "двойняшки". Сказка "Про ошибку». Игра "Найди пару".

Решение орфографических задач и кроссвордов.

20.

18.11

Непроизносимые согласные.

Решение кроссвордов, составление веселых рифм.

21.

23.11

Играем в загадки.

Знакомство с технологией составления загадок и кроссвордов. Практическое занятие.

22.

25.11

Как строятся слова?

Сказка «Мудрый корень». Решение орфографических задач.

23.

30.11

Из чего состоят слова? Слова-родственники.

Дидактическая игра «Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов»

24.

02.12

Способы образования слов.

Составление схем.

25.

07.12

Сложные слова.

Конструирование слов.

26.

09.12

Занимательная викторина «Строители слова»

Повторение навыков правописания морфем.

27.

14.12

Морфология. Существительные - слова с предметным значением

Сказка "Приключение в стране "Имя Существительное" Нахождение существительных в тексте.

28.

16.12

Род существительных.

Знакомство с существительными общего рода.

29.

21.12

Число существительных.

Решение грамматических задач.

30.

23.12

Падежи у существительных.

Определение падежных окончаний.

31.

11.01

Существительные в словосочетаниях.

Конструирование словосочетаний.

32.

13.01

Сходства и различия между существительными и прилагательными.

Определение значение слов.

33.

18.01

Что означают слова какая? Какой? Какое?

Наблюдение над лексическим материалом.

34.

20.01

Кожаный портфель, лебединая песня, оловянный солдатик.

Изучить написание суффиксов прилагательных.

35.

25.01

Прилагательные - слова, называющие признаки. Сказка "Приключение в стране " Имя Прилагательное».

Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.

36.

27.01

Живость глагола.

Подбор слов.

37.

01.02

Глаголы труда, звуков и цвета.

Подбор слов.

38.

03.02

Глаголы - слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Слова - части речи.

Нахождения глаголов в тексте, дидактическая игра.

39.

08.02

Употребление глагольных форм.

Составление глаголов в различных формах.

40.

10.02

Шипящие глаголы.

Правописание глаголов на шипящие.

41.

15.02

Междометия и звукоподражательные слова.

Подбор речевых примеров.

42.

17.02

Игра "Я знаю части речи".

Определение смысловых и грамматических связей между словами.

43.

24.02

Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?

Работа по нахождению наречий в тексте.

44.

27.02

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Рассказ о происхождении «маленьких слов»

45.

29.02

Графическое обозначение служебных частей речи.

Отработка графического обозначения служ. Ч. Речи.

46.

02.03

Лексикология. Сколько слов Вы знаете?

Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование "Кто больше знает слов на букву…»

47.

05.03

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

Занятие по расширению словарного запаса слов.

48.

09.03

Антонимы.

Составление рядов слов.

49.

14.03

Синонимы.

Составление рядов слов.

50.

16.03

Омонимы.

Составление рядов слов.

51.

21.03

Составление кроссвордов.

Необычные формы кроссвордов.

52.

23.03

Сколько языков на Земле?

Занятие по расширению кругозора учащихся.

53.

04.04

Мы говорим его стихами. Афоризмы.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.

54.

06.04

Фонетика. Удивительные звуки.

Повторить систему звуков русского языка

55.

11.04

Гласные звуки.

Значение гласных звуков.

56.

13.04

Согласные звуки.

Особенности произношения.

57.

18.04

Глухие и звонкие согласные звуки.

Составление таблицы.

58.

20.04

Мягкие и твердые согласные звуки.

Составление таблицы.

59.

25.04

Слог. Ударение.

Деление слов на слоги.

60.

27.04

Чередование гласных в корнях слов.

Выделение корней в словах.

61.

04.05

Мягкий знак на конце слов.

Изучение орфограммы.

62.

11.05

Ь и Ъ знаки в словах.

Отработка навыков написания.

63.

16.05

Правописание приставок.

Особенности написания приставок.

64.

18.05

Синтаксис. Простые и сложные предложения.

Конструирование предложений.

65.

23.05

Интонация предложений.

Выразительное чтение предложений.

66.

25.05

Грамматическая основа предложений.

Графическое обозначение основы предложений.

67.

30.05

Как красив и благозвучен русский язык.

Подведение итогов, выводы.



8. Список литературы


  1. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.

  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.

  5. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.

  6. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.

  7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.

  8. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

  9. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

  10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. - Смоленск: Русич, 2001 г.

  12. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. - М.: АСТ-Пресс, 1999 г.

  13. Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. - М.: Новая школа, 1993 г.

  14. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. - Минск: Юнипресс, 2004 г.


© 2010-2022