Направления и содержание работы по устранению недостатков письма у младших школьников

Одна из наиболее острых проблем младшего школьного возраста – проблема неуспеваемости по такому важнейшему предмету как русский язык. Причинами слабого усвоения русского языка являются трудности формирования процесса письма. Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направления и содержание работы по устранению недостатков письма у младших школьников.

Актуальные аспекты проблемы нарушения письма у младших школьников.

Одна из наиболее острых проблем младшего школьного возраста - проблема неуспеваемости по такому важнейшему предмету как русский язык. Причинами слабого усвоения русского языка являются трудности формирования процесса письма.

Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.

Наряду с выявлением специфических механизмов нарушений письма в последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения.

Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках - закономерных, естественных - идет речь, когда имеют в виду патологию.

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают

грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и

морфемным анализом слов.

Однако у современных первоклассников часто встречается отставание в развитии этих процессов. Дети с недостатками письма часто пишут так, что, не зная, что им было продиктовано, невозможно прочитать написанное

Как уже отмечалось, письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны. Поэтому нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического).

Характеристика нарушений письма у младших школьников

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Дисграфия (от лат. grapho - пишу и частицы «дис», указывающей на качественное нарушение процесса) - это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.

Для обозначения наиболее тяжелых степеней этого нарушения (полной невозможности письма) употребляется термин «аграфия» (от греч. а - частица, означающая отрицание).

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций:

  • зрительного анализа и синтеза,

  • пространственных представлений,

  • слухо-произносительной дифференциации звуков речи,

  • фонематического, слогового анализа и синтеза,

  • деления предложений на слова,

  • лексико- грамматического строя речи,

  • расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки:

  1. ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения);

  2. искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица - улца), согласных (снег - сег) и целых слогов (барабан - баран), перестановки слогов (пустила - путисла);

  3. раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел) и

совместное написание двух слов (настоле, вруке);

  1. ошибки грамматического характера: опускание предлогов (были лесу, книга столе), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках), родовых (большой мальчика) и в управлении (читал книга);

  2. ошибки графического характера - замены букв по графическому сходству (ш - и, т - п, л - м, е - в, ы - и, х - ж, н - ю и др.) и по расположению в пространстве (е - з, б - д, т - ш и др.).

  3. Многочисленны ошибки на правила. Среди них преобладают ошибки на безударные гласные, на написание звонких и глухих в конце слова и слога, на смягчение согласных.

Иногда ошибки письменной речи повторяют ошибки устной речи (неправильное звукопроизношение, искажение слов, устные аграмматизмы). Иногда устная речь оказывается правильной или же значительно более правильной, чем письменная.

Тщательный анализ всех ошибок, которые делает тот или иной ученик, имеющий специфическое нарушение процесса письма, и их соотношение с его устной речью могут в значительной степени вскрыть ту причину, которая лежит в основе его затруднений.

Направления и содержание работы по устранению недостатков письма у младших школьников

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения (дислексия) у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга, поэтому устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно.

Такую работу обычно проводит логопед на школьных логопедических пунктах в свободное от уроков время (3 - 4 раза в неделю) и учитель на уроках русского языка.

Направления работы

Содержание

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Устранение недостатков моторной операции процесса письма

Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики.

Развитие и усовершенствование мелкой моторики.

Развитие и усовершенствование мелкой моторики.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Подбор слов на конкретный звук; выделение из слов звуков, из предложения слов; дописывание недостающих букв; понятие о слогах и деление слов на слоги.

Выделение из слов звуков, из слов слогов, из предложений слов; дописывание недостающих букв и слогов; подбор слов на конкретный звук, деление слов на слоги.

Выделение из слов звуков, из слов слогов, из предложений слов; дописывание недостающих букв и слогов; подбор слов на конкретный звук; деление слов на слоги; отбор слов по количеству слогов.

Выделение из слов звуков, из слов слогов, из предложений слов; дописывание недостающих букв и слогов; подбор слов на конкретный звук; деление слов на слоги; отбор слов по количеству слогов.

Развитие грамматических навыков

Изменение грамматических форм слов (в основном на картинном материале): изменение падежей у существительных и прилаг-х; образование притяжательных местоимений; работа над пониманием предлогов.

Употребление различных грамматических форм в устной речи; работа над пониманием и правильным использованием предлогов. Начало аналогичной работы в письменной речи.

Работа над правильным употреблением в устной и письменной речи различных грамматических форм и предлогов.

Совершенствование в устной и письменной речи правильного употребления грамматических форм разных частей речи, в том числе с предлогами.

Работа над словарным запасом

Обогащение словарного запаса, уточнение лексических значений слов; образование новых слов.

Обогащение словарного запаса, образование новых слов, подбор однокоренных слов.

Обогащение словарного запаса, образование новых слов, подбор однокоренных слов, в том числе и в письменной речи.

Обогащение словарного запаса, образование новых слов, подбор однокоренных слов, в том числе и в письменной речи.


© 2010-2022