Урок русского языка в 5 классе Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема, класс:

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. 5 класс


Обучающие:

 систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

 дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости

 формировать умение различать их;

 составление транскрипции слов.

 расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

  • расширять кругозор обучающихся;

  • воспитывать эстетический вкус.

Ход урока.

1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности

2 этап. Проверка д/з Упр 280

3 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.

  • Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём

Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи?
Сколько в лесу - снежинок, Сколько струек у речки.
Сколько в дожде дождинок.
Сколько в песке - песчинок.

На эти вопросы ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, их так много.

А знаете, ребята. Чтобы составить несколько миллионов слов. Сколько надо звуков?(42)

Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

  • Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.

(Корень, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы, звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный) Проверка.

  • На какие группы делятся звуки речи?

(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

  • Перечислите все гласные звуки. Сколько их?

  • Какая позиция в слове является «опасной» для некоторых гласных?

( Слабая, в безударном положении)

2. Послушайте, ребята, сказку.

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? - забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача - обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

- О каких звуках идёт речь в сказке?

- О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Прочитайте её, ответьте на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

- Прочитаем, как нужно.

- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

- Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие .

4 этап. Целеполагание и мотивация

- каковы же цели нашего урока?

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;

  • Знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными

5 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

Получение новой информации происходит из

материала параграфа 56 стр. 130

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? - осталось непонятным

Работа с текстом после прочтения:

. - Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

- Какая информация была новой?

- А о чём вы думали иначе?

-Что осталось непонятным?

6 этап. Первичная проверка понимания.

- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п г-к д-т

в-ф з-с ж-ш

л м н р й

ч щ ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

Учитель: итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.

Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве?


У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.

Задание:

Индивидуальное: Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо. Сделай транскрипцию

Выпиши слова в таком порядке: в которых 1. только глухие согласные, 2. только звонкие согласные, 3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные(работа в парах)

1.У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.

2. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.

3. Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.

4. Людоеда людое..
Приглашает на обе...
Людое.. ответил: - Нет!
Не пойду к тебе, сосе..
На обе.. попасть не худо,
Но отню..ь не в виде блюда!

Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1, корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3



Взаимопроверка + проверка

Задание: каждому учитель даёт слова. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно. (для слабых)

1-й ученик: Поля 2-й ученик: Диана 3-й ученик Софья

Ястреб косьба отбой

Хрустнуть властный сердце

Клад пастбище ошибка

Площадь уловка пароход

Класс тем временем выполняет задание:

Определи, истинно или ложно высказывание: у всех согласных есть пары по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Задание:в следующих словах найди непарные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости звуки. Затранскрибируй выделенные слова.

Пулемётчик, молотьба, сыроежка, ромашка.

6 этап. Первичное закрепление.

УПР 285 стр 130

7 этап. Домашнее задание.

1) параграф 56,

2) упражнение 284

А ещё я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а потом , на следующем уроке, сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А) Ударные и безударные Б) парные и непарные; В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

[ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31; Б) 32; И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;Б) дуб;В) пруд;Г) молотьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

[ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47; Б) 60; В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз; Б) хоровод; В) варежка; Г) просьба.

8 этап. Рефлексия.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Я сегодня на уроке узнала…

На следующем уроке я бы хотела…



© 2010-2022