- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 5 классе Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
Урок русского языка в 5 классе Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Неугодникова Е.Г. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема, класс: | Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. 5 класс | |
|
Обучающие:
систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости
формировать умение различать их;
составление транскрипции слов.
расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;
Развивающие:
-
развивать творческие способности учащихся;
-
развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
-
расширять кругозор обучающихся;
-
воспитывать эстетический вкус.
Ход урока.
1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности
2 этап. Проверка д/з Упр 280
3 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.
-
Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём
Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи?
Сколько в лесу - снежинок, Сколько струек у речки.
Сколько в дожде дождинок.
Сколько в песке - песчинок.
На эти вопросы ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, их так много.
А знаете, ребята. Чтобы составить несколько миллионов слов. Сколько надо звуков?(42)
Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)
-
Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.
(Корень, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы, звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный) Проверка.
-
На какие группы делятся звуки речи?
(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)
-
Перечислите все гласные звуки. Сколько их?
-
Какая позиция в слове является «опасной» для некоторых гласных?
( Слабая, в безударном положении)
2. Послушайте, ребята, сказку.
Сказка о глухих и звонких согласных.
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.
- Что случилось? - забеспокоился Алфавит. Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача - обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?
На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.
Может, звук З простудился и голос теряет?
- А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.
Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:
- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.
- О каких звуках идёт речь в сказке?
- О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
Прочитайте её, ответьте на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?
(учащиеся: парные звонкие и глухие)
- Прочитаем, как нужно.
- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)
- Какой вывод можно сделать?
(нельзя подменять согласные)
Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие .
4 этап. Целеполагание и мотивация
- каковы же цели нашего урока?
-
знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;
-
Знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными
5 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.
Получение новой информации происходит из
материала параграфа 56 стр. 130
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.
V- знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе
? - осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
. - Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
- Какая информация была новой?
- А о чём вы думали иначе?
-Что осталось непонятным?
6 этап. Первичная проверка понимания.
- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
Кто сможет разгадать его?
б-п г-к д-т
в-ф з-с ж-ш
л м н р й
ч щ ц
Парные по звонкости-глухости
Всегда звонкие (сонорные)
Всегда глухие
(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)
Учитель: итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.
Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве?
У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.
Задание:
Индивидуальное: Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо. Сделай транскрипцию
Выпиши слова в таком порядке: в которых 1. только глухие согласные, 2. только звонкие согласные, 3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные(работа в парах)
1.У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.
2. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.
3. Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.
4. Людоеда людое..
Приглашает на обе...
Людое.. ответил: - Нет!
Не пойду к тебе, сосе..
На обе.. попасть не худо,
Но отню..ь не в виде блюда!
Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1, корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3
Взаимопроверка + проверка
Задание: каждому учитель даёт слова. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно. (для слабых)
1-й ученик: Поля 2-й ученик: Диана 3-й ученик Софья
Ястреб косьба отбой
Хрустнуть властный сердце
Клад пастбище ошибка
Площадь уловка пароход
Класс тем временем выполняет задание:
Определи, истинно или ложно высказывание: у всех согласных есть пары по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Задание:в следующих словах найди непарные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости звуки. Затранскрибируй выделенные слова.
Пулемётчик, молотьба, сыроежка, ромашка.
6 этап. Первичное закрепление.
УПР 285 стр 130
7 этап. Домашнее задание.
1) параграф 56,
2) упражнение 284
А ещё я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а потом , на следующем уроке, сможете оценить свои работы сами.
1 вариант
1. На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные Б) парные и непарные; В) сильные и слабые
2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:
а ) писать, витрина, поклон;
б ) капот(у машины), лошадь, кипит.
3.Укажите звонкие согласные:
[ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].
4. Сколько букв в русском алфавите?
А) 31; Б) 32; И) 33
5. найди четвёртое лишнее слово.
А) Коробка;Б) дуб;В) пруд;Г) молотьба.
2 вариант
1.На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые
2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:
а ) говорил, поил, мешал;
б ) теснота, говор, повар.
3.Укажите глухие согласные:
[ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].
4. Сколько звуков в речи?
А) 47; Б) 60; В) 42.
5. найди четвёртое лишнее слово.
А) Мороз; Б) хоровод; В) варежка; Г) просьба.
8 этап. Рефлексия.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Я сегодня на уроке узнала…
На следующем уроке я бы хотела…