Конспект урока на тему: Обобщение лексики5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-обобщение на тему: "Лексика". 5-й класс

Дата: 28.10.2015 Класс: 5 «А»

Цель урока:

  • обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы "Лексика";

  • формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

  • развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

Тип урока: повторение изученного по теме "Лексика".

Технология: индивидуальная, групповая,



СЛОВА

Много слов на земле.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В.Шефнер

ХОД УРОКА

В зависимости от наполняемости класса учащиеся делятся на группы. Учитель ставит цель и знакомит с ходом урока.

І.Слово учителя:

Сегодня мы с вами постараемся определить, удается ли нам, познакомившись с темой «Лексика», обогащать свою речь, делать ее красивой и приятной.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Диктант «Вопрос - ответ»

(Каждой группе задается по 2 вопроса. Ответ у доски записывает представитель группы, выбранный детьми)


  1. Что образуют все слова, которые есть в языке?

  2. Слова, имеющие одно лексическое значение.

  3. Слова, имеющие несколько лексических значений.

  4. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

  5. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками звучания.

  6. Слова с противоположным лексическим значением.

Запись в тетрадях:(Лексика, однозначные слова, многозначные, омонимы, синонимы, антонимы, ).

ІІІ. Разминка.

А)Давайте докажем, что слово ЗЕМЛЯ - многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.

  1. Земля ближе к Солнцу, чем Марс, и дальше, чем Венера.

  2. После долгих дней плавания Колумб и его спутники увидели, наконец, землю.

  3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи.

  4. Дети мечтают о путешествиях, хотят посмотреть чужие земли.

  5. 5.Береги землю родимую, как мать любимую.

Б) Определите в каком значении слово язык употреблено в следующих предложениях:

Язык - не лопатка: знает, что сладко. Язык до Киева доведет. О великий, могучий, свободный русский язык! (Тургенев) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык. (А.С.Пушкин) Какие вы еще знаете слова в переносном значении? Составьте с ними предложения.

ІV. Работа в группах. Алгоритм работы в группе смотри в приложении 2.

Каждой группе, выдаётся пакет с заданиями, в который входят рабочие материалы и табло. Учащиеся выбирают командира группы, который будет отслеживать и фиксировать в табло последовательность выполнения заданий.

1 группа Карточка №.

Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено:

1.Золотая клетка на сучке висит , в этой клетке птица , точно жар горит.(И.Суриков) 2.Золотые нивы, гладь и блеск озер, светлые заливы, без конца простор.(И.Никитин) 3. Отговорила роща золотая , березовым , веселым языком.(С.Есенин) 4. Ветерок спросил , пролетая: «Отчего ты, рожь, золотая?» А в ответ колосья шелестят: «Золотые руки нас растят». (Е.Серова.)

А какие еще слова ,употребленные в переносном значении здесь встречаются?(горит, отговорила, языком, шелестят.)

2 группа Карточка №1

Выпишите в первый столбик словосочетания с прямым значением слова; во второй- с переносным значением. Объясните, на основе какого сходства предметов, действий, качеств произошел перенос значения. Глухой старик, глухой переулок, глухой голос; завели разговор, завели машину, завели собаку; вскипела вода, вскипело море: самолет снизился, температура снизилась, успеваемость снизилась, фарфоровая тарелка, тарелка супа, море цветов, черное море, дамская шляпа, шляпа заговорила

3 группа Карточка №1

Найдите слова, использованные в переносном значении.


Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А. Громова.)
Полз состав. Он устал -
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и встал,
И уснул у моста.

1группа Карточка №2

1. Продолжите определение.

Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые… .

  1. К синонимам первого ряда, подобрать подходящие синонимы из второго ряда.

МОКРЫЙ- Замечательно, совершить, ураган, влажный, РАДОСТНО- чудесный, пурга, весело, прекрасный, сотворить, ХОРОШО- сырой, растолковать ,изумительно БУРЯ -

СДЕЛАТЬ- КРАСИВЫЙ-

ОБЪЯСНИТЬ-

Даны вразбивку синонимы. Составьте из этих слов ряды синонимов. Подчеркните общее значение слов-синонимов каждого ряда.

Всадник, страна, метель, наездник, буран, сторона, верховой, край, вьюга, конный, земля, пурга.

Составьте предложение с одним из записанных слов.

4. К данным существительным подберите синонимы.

Взгляд - …; непогода - …; обычай - … .

.

2 группа Карточка № 2

1. Продолжите определение:

Антонимы - это слова одной и той же части речи ……. .

2 Найдите антонимы в тексте:

ТЕКСТ: ДВА ОХОТНИКА Среди тайги, в селе живут два друга, два старых охотника - дед Егор и дед Иван. Дед Иван- великан, и зверя ему подавай побольше: медведя, кабана ,рысь. Дед Егор -поменьше, зверя любит невеликого: лису, белку, соболя. Дом у деда Ивана большой. Дым из трубы так и валит, на другом конце села видно. У Егора избенка маленькая. Дымок на ней как беличий хвостик подымается. Оба охотники известные.

3. Подберите антонимы к данным словам.

Отдавать - …, праздник - …, скучный - …, счастье - ….

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая антонимы.

Дело в…ди, а бездел(ь, ъ)е г…ни. У сильного всегда бессильный в…новат. Человек от лен… болеет, а от труда здор…веет.

3 группа Карточка№ 2

1. Продолжите определение:

… - это слова … части речи, одинаковые по …

2. Каким словам-омонимам соответствуют эти значения?

А) Заплетённые волосы.

Сельскохозяйственное орудие, служащее для срезывания травы или хлебных злаков. Длинная узкая отмель, идущая от берега.

Б) Вещество из двух или нескольких металлов, получающихся из смешения их или плавления. Отправление вплавь по течению реки.

3. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

Апельсин - плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.

4. Составьте с данными омонимами предложения, чтобы раскрылось их лексическое значение.

Норка, соль, лук, месяц, склонять.

V. Разминка "Кто быстрее" (учитель сам определяет время проведения второй разминки).

. Подберите и запишите антонимы к словам , которые указаны в карточках. (Каждому ряду выдаются ламинированные карточки ,в которых ребята маркером записывают варианты своих ответов) - Кто быстрее

1 группа Карточка №3 Подберите антонимы к словам

ГЛУПЕЦ - ГОРЬКИЙ - ГРУБОСТЬ - ГРЯЗЬ - ДА - ДЕШЕВО - ЖЕСТОКИЙ - ЗДОРОВЫЙ - ЧЕРНЫЙ - КРАСАВЕЦ - ЛУЧШЕ - МАЛО - НЕПРАВДА - ОБВИНЯТЬ-.

2 группа Карточка №3. Подберите антонимы к словам

БОГАТЫЙ- ПЕРВЫЙ- ПЛОХОЙ- ПОДЪЕМ- ПРАВДА- ПРОТИВНИ- РАДОСТЬ- СВЕТ- СИЛЬНЫЙ- УМНЫЙ- МЕНЬШЕ- ВЕЧЕРОМ- ВОЙНА- ВРАЖДА-

3 группа Карточка №3. Подберите антонимы к словам

БЕДА- БЕЗДАРНЫЙ- БЕЛЫЙ - БЕССЛАВИЕ - БЛИЖНИЙ- БОЛЬШЕ- БУДУЩЕЕ - , ВВЕРХ- ТИШИНА- ХОРОШО- ВЕСЕЛЫЙ- ВНЕШНИЙ- ВПЕРЕД- ВСТРЕЧА-

1 группа Карпточка №4: Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца.

Не бросать слов на ветер

легкомысленный

Заячья душа

зазнаваться

Мухи не обидит

приуныл

Ветер в голове

добрый

Вылетело из головы

не говорить впустую

Повесил нос

трусливый

Задирать нос

забыл

Учитель: В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека). Мы с вами уже говорили о том, что в русском языке существует явление антонимии и синонимии фразеологизмов. (Повторение понятий)

2 группа Карточка №4 Образуйте антонимические пары фразеологизмов.

Засучив рукава -

Душа в душу -

Рукой подать -

Душа нараспашку -

Зарубить на носу -

(Опустив рукава, как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).

3 группа Карточка №4

Перед вами текст. Найдите и выпишите фразеологизмы, объясните их значение.

Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится.

Учитель: Если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики), что-нибудь изменится?

VI. Рефлексия.

Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает тот смайлик , который, по его мнению, соответствует его работе на уроке и комментируют свой результат.



© 2010-2022