Конспект урока русского языка Чудо-игрушка из глубины веков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5-м классе

Чудо-игрушка из глубины веков

Цели:

образовательные:

- продолжить развитие речевой компетенции учащихся;

- закрепить навыки создания текста-описания;

-продолжить развитие творческих способностей учащихся;

воспитательные:

- расширить кругозор учащихся;

- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту мира;

- воспитывать любовь к русской культуре.

Эпиграф урока

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая

Ставшая искусством ремесла.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Разминка (артикуляционная, пальчиковая, фонетическая).

III. Вступительное слово учителя: тема нашего урока звучит несколько странно и необычно: «Чудо-игрушка из глубины веков» (записываем число и тему урока).

Мы посвятим наш урок удивительной теме - теме народного ремесла.

Звучит стихотворение Леонида Хаустова «Художница»

В Дымкове, за Волгою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе - еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… , нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая

Ставшая искусством ремесла.

- Как вы думаете, какой может быть основная мысль нашего урока?

Вероятно, мы будем говорить о красоте, о необычности игрушки. О талантливых мастерах, которые вкладывают в свои творения свою любовь, тепло, радость и надежду.

III. Чудо - игрушка из глубины веков (беседа с элементами развития речи)

1. Мы с вами уже говорили на наших уроках о народных ремеслах: о каких? (учащиеся называют):

Жостовская роспись

Павло-посадские платки

Гжельская керамика

«золотая хохлома»

Финифть ростовская

Вологодские кружева

- А сегодня мы поговорим и попробуем описать игрушку. Игрушку, сделанную настоящими мастерами, вложившими в нее не только свое мастерство, но и любовь, тепло, радость. Это игрушка, которую называют «Дымковской игрушкой».

Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, улыбка; она проста и скромна, она дарит тепло и радость.

- А может игрушка рассказать о целом народе? (может, о таланте народа, о мечте, о том, как прекрасна земля и люди)

сообщения учащихся:

филимоновская игрушка

богородская игрушка

русская матрешка

2. - Мы поговорим об игрушке, которую называют праздничной «дымкой».

Учитель рассказывает о дымковской игрушке: история, особенности мастерства, всемирная слава игрушки.

3. Беседа: никогда дымковские мастерицы не лепили из глины волка, черта. Как вы думаете, почему? (Игрушки предназначались детям, должны нести только добро и свет).

4. Учитель рассказывает легенду о том, как игрушки спасли город от врагов.

Демонстрируются слайды, изображающие дымковскую игрушку.

Учитель: Посмотрите, кого изображают игрушки? (барыню, важную даму, животных, сказочных птиц)

Поедет крестьянин на ярмарку, купит игрушку, и получит ребенок в руки праздник, радость и тепло.

Удивительная особенность игрушки: не лепились пальцы, лицо, только цветными точками обозначались глаза, щеки, рот.

Сказочные образы зверей выступали в роли талисманов, хранителей благополучия.

Все фигурки лепились маленькими, орнамент (узор): круг, овал, горошины, полоски.

- Почему игрушка такая яркая? (жизнерадостность русского человека, тяга к теплому, живому, стремление к солнцу, жажда счастья).

Рассказ о космонавте Викторе Павловиче Савиных(из Вятки): взял в космос талисман - дымковского петушка как символ защиты от невзгод и на удачу.

Итак, подведем итоги: что мы узнали о дымковской игрушке?

- почему она называется дымковской?

- из какого материала она изготовляется?

- какие фигурки лепили дымковские мастерицы?

(отвечают учащиеся)

- можно ли сказать, что дымковская игрушка обладает своим характером? Какие черты можно назвать? (озорные, лукавые, смешные, добрые, веселые)

- какие цвета использовали мастерицы?

- какими орнаментами разрисовывались игрушки?

- что можно представить, глядя на дымковскую игрушку?

- какие чувства вкладывали мастерицы в дымковскую игрушку?

(демонстрация слайдов с изображением игрушек)

IV. Подготовка к сочинению-описанию. Пояснение домашнего задания.

  1. Записать зачин (вступление). Дается готовый текст.

  2. Описать игрушку (использовать словарик).

  3. Записать концовку (заключение). Дается готовый текст и изображения игрушек.

Приложения к уроку: раздаточный материал

  1. 1) Зачин

В слободе Дымково живут-поживают мастерицы. Дарят они людям радость: замечательные игрушки из глины. Неповторимая дымковская игрушка! Она знаменита на весь мир. Вот перед нами животные и птицы, а вот нарядная барыня с кавалером.

2) Концовка

Русский народ всегда верил в счастье. Поэтому искусство должно нести радость. Дымковская игрушка тоже укрепляет в людях веру в жизнь, в победу света и добра!

3) изображения игрушек


  1. Словарик

Дымковская игрушка; лепить из глины; украшать орнаментом;

Мастерицы используют овал, круг, точки, полоски.

Игрушки расписывают в яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый.

Водоноска; кофта в горошек; пышная юбка. Шляпка; разрисовать; синий, красный и желтый цвета.

Пышная юбка; украсить; узор из кругов и полосок.

На плечах; коромысло; желтое; нести; синие ведра; вода; в.

Лицо; румяное; брови; дугой; бусы; шея; на. Барыня; нести; хлеб-соль; красивая скатерть;

Пышная юбка; украсить; орнамент; фартук с геометрическим узором;

Кофта; с короткими рукавами; ярко-красный жилет; бусы; крупные синие серьги; ярко-красная шляпка;

Литература:


  1. Даль В. Энциклопедия русского слова. «Эксмо», М., 2009 г.

  2. Клиентов А. Народные промыслы. «Белый город», М., 2008 г.

  3. Саяхова Л.Г., Муллагалиева Л.К., Хасанова Д.М. Русское слово - русский мир. Уфа, РИЦ БашГУ, 2010 г.

  4. Сычугова Л.П. Чудо-глина из глубины веков (развитие речевой компетенции при обучении сочинению-описанию в V классе). «Русский язык в школе» стр.20., №4, 2000 г.

Интернет-ресурсы
Дымковская игрушка - Википедия

ru.wikipedia.org›Дымковская игрушка

Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова)

Дымковская игрушка - История народных промыслов...

nhpko.ru›история-народных…дымковская-игрушка

Дымковская глиняная игрушка - один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края

2009 Дымковская игрушка Вчера, сегодня, завтра

youtube.com

29 ноября 201121,7 тыс. просмотров

дымковские игрушки

youtube.com

7 апреля 2013

дымковские игрушки - YouTubе

© 2010-2022