- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок в 8 классе Обособленные приложения
Урок в 8 классе Обособленные приложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самсонова Л.Н. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Киртелинская СОШ»
Самсонова Лидия Николаевна
Открытый урок в 8 классе по теме
«Обособление согласованных приложений»
Цели урока:
-
Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений.
-
Познакомить учащихся с понятием обособления приложений, условиями обособления согласованных приложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные приложения в предложении, правильно ставить знаки препинания при них, интонационно правильно произносить их.
-
Развивать память, логическое мышление, умение делать выводы, воображение, выразительность речи.
-
Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.
-
Создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.
Оборудование: Компьютер, проектор, таблицы «Обособленные определения», «Обособленные приложения», запись на доске, таблички, карточки с заданиями.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного на прошлом уроке.
3.Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1)Приветствие.
У.-Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Зовут меня Лидия Николаевна. Я надеюсь, что наша работа будет плодотворная.
2) Сообщение темы, озвучивание целей урока.
У.- Тема урока «Обособление согласованных приложений». Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Дети отвечают)
Д.-Мы должны уметь находить приложения, интонационно правильно их произносить, правильно расставлять знаки препинания при них. Узнать условия обособления и не обособления приложений.
3)Лексическая работа.
У.-В названии темы три слова. Чтобы лучше понять тему, мы должны знать лексическое значение этих слов. Что означает слово обособление?
Д.-Интонационное выделение какого- нибудь смыслового отрезка внутри предложения. (Интонация при произнесении, запятые, реже тире при письме).
У.- Что значит согласованный?
Д.-Поставленный с определяемым словом в той же форме. ( Падеж, род, число)
У.-Что же такое приложение?
Д.-Приложение- это второстепенный член предложения; особый вид определения, выраженный именем существительным, согласующимся с определяемым словом в числе и падеже. Приложение дает другое название предмета: река-красавица, радуга-дуга, садовод-любитель. Указывает на профессию, возраст, степень родства, национальность, название, качество предмета( умница-дочка), название газет, журналов, художественных произведений.
2.Повторение изученного на прошлом уроке.
1) Вспомним правило.
У.- Когда происходит обособление определений?
Д.-1. Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению. (Усталая, она не могла идти дальше).
2.Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного.(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)
3.Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного.(Мартовская ночь , облачная и туманная, окутала землю.)
4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение
( чаще всего причинное).( Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.)
2)Работа по таблице
У.- Обратимся к таблице. Прочитайте примеры, объясните пунктуацию. (Река, бегущая с гор, наполняла шумом всю окрестность. Луна, бледная и таинственная, выглянула из-за туч. Он, уставший, вышел из леса. Пораженный ударом, казак зашатался.
3.Изучение нового материала.
1) Работа по таблице
У. Продолжаем знакомиться с обособленными членами предложения, Понаблюдаем за примерами обособления приложений и сделаем выводы.
Прочитайте интонационно правильно предложения .
Приложения обособляются.
1)Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни. (Относится к личному местоимению).
2)Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (Стоит после имени собственного.
3) На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа. (Стоит после определяемого существительного).
4) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению. (В значении « по причине».
5) Слава его (Крылова) как баснописца не могла не затмить его славы как комика. ( В значении «в качестве»).- не обособляется.
6)К брату зашел наш сосед, студент. (Приложение после нарицательного существительного, приложение одиночное, пояснительное слово)
7)Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.(Имя собственное в роли обособленного приложения, поясняет)
8)Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.(Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии).
9)Рядом помещалась коморка- хранилище каталогов. (Вместо запятой может ставиться тире, если приложение стоит в конце предложения или относится к одному из однородных членов предложения.)
2)Использование проектора, разбор предложений (сначала совместно, затем по вариантам)
У.-Выписать предложения, расставить знаки препинания, объяснить причину обособления.( Через проектор). Первые 4 предложения разбираем вместе, далее-1 вариант-2 предложения, 2 вариант-2 предложения.
Списать предложения. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть приложения.
-
Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
-
Ровесники годами близкие родственники они никогда не разлучались.
-
А. С. Пушкин великий русский поэт родился в Москве.
-
Санкт-Петербург северная столица нашей страны расположен на берегах Невы.
-
Казань столица нашей республики готовится к Универсиаде.
-
Молодые люди друзья с детства о чём-то увлечённо спорили.
-
Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам.
-
Тетюши родной мой город за здоровый образ жизни.
3)Практическая направленность.
Игровой момент. Небольшая инсценировка.
У.-Героями нашей инсценировки будут: личное местоимение, запятые, приложение, продолжение предложения; имя собственное, запятые, приложение, продолжение предложения; определяемое существительное, запятые, приложение, продолжение предложения. ( Раздаются таблички, дети на живом примере составляют схемы).
4.Закрепление изученного материала.
1)Работаем по учебнику.
Читайте задание к упражнению 303. Кто понял задание, приступайте к выполнению. ( К тем, кто не понял , подходит учитель). 1 вариант -3.4 предложения, 2 вариант- 1,2 предложения. Пишите только получившиеся предложения.
2)Выполнение тестовых заданий по изученной теме.
5.Подведение итогов.
Итоговый тест.
1. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.
2. Объясните постановку запятых в предложении:
Кругом было поле, безжизненное, унылое.
1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.
3. Объясните постановку запятой в предложении:
Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.
1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.
4. Объясните постановку запятой в предложении:
Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
1) определение стоит перед определяемым словом;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.
5. Укажите предложение с обособленным приложением:
1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.
6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:
1) Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.
7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:
1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.
(Самопроверка)
Критерии оценивания
0 ошибок - «5»,
-
2 ошибки - «4»,
-
4 ошибки - «3».
Ключ:
1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1).
3)Лингвистическая задача.
Сколько в комнате человек? Что нужно сделать, чтобы в комнате сидело 6 человек?
За столом сидели хозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я.
(Слова» подруга моей матери» могут стать приложением, если их выделить тире.
Домашнее задание: Параграф 29,правило на стр. 151, упр.304, лингв. задача, итоговый тест.