Урок в 8 классе Обособленные приложения

Открытый урок в 8 классе по теме  «Обособление согласованных приложений»    Цели урока: ·        Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений. ·        Познакомить учащихся с понятием обособления приложений, условиями обособления согласованных приложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные приложения в предложении, правильно ставить знаки препинания при них, интонационно правильно произносить их. ·        Развивать память, логическое  мышление, умение делать ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Киртелинская СОШ»

Самсонова Лидия Николаевна

Открытый урок в 8 классе по теме

«Обособление согласованных приложений»


Цели урока:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений.

  • Познакомить учащихся с понятием обособления приложений, условиями обособления согласованных приложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные приложения в предложении, правильно ставить знаки препинания при них, интонационно правильно произносить их.

  • Развивать память, логическое мышление, умение делать выводы, воображение, выразительность речи.

  • Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.

  • Создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.

Оборудование: Компьютер, проектор, таблицы «Обособленные определения», «Обособленные приложения», запись на доске, таблички, карточки с заданиями.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного на прошлом уроке.

3.Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1)Приветствие.

У.-Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Зовут меня Лидия Николаевна. Я надеюсь, что наша работа будет плодотворная.

2) Сообщение темы, озвучивание целей урока.

У.- Тема урока «Обособление согласованных приложений». Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Дети отвечают)

Д.-Мы должны уметь находить приложения, интонационно правильно их произносить, правильно расставлять знаки препинания при них. Узнать условия обособления и не обособления приложений.

3)Лексическая работа.

У.-В названии темы три слова. Чтобы лучше понять тему, мы должны знать лексическое значение этих слов. Что означает слово обособление?

Д.-Интонационное выделение какого- нибудь смыслового отрезка внутри предложения. (Интонация при произнесении, запятые, реже тире при письме).

У.- Что значит согласованный?

Д.-Поставленный с определяемым словом в той же форме. ( Падеж, род, число)

У.-Что же такое приложение?

Д.-Приложение- это второстепенный член предложения; особый вид определения, выраженный именем существительным, согласующимся с определяемым словом в числе и падеже. Приложение дает другое название предмета: река-красавица, радуга-дуга, садовод-любитель. Указывает на профессию, возраст, степень родства, национальность, название, качество предмета( умница-дочка), название газет, журналов, художественных произведений.

2.Повторение изученного на прошлом уроке.

1) Вспомним правило.

У.- Когда происходит обособление определений?

Д.-1. Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению. (Усталая, она не могла идти дальше).

2.Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного.(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)

3.Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного.(Мартовская ночь , облачная и туманная, окутала землю.)

4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение

( чаще всего причинное).( Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.)

2)Работа по таблице

У.- Обратимся к таблице. Прочитайте примеры, объясните пунктуацию. (Река, бегущая с гор, наполняла шумом всю окрестность. Луна, бледная и таинственная, выглянула из-за туч. Он, уставший, вышел из леса. Пораженный ударом, казак зашатался.


3.Изучение нового материала.

1) Работа по таблице

У. Продолжаем знакомиться с обособленными членами предложения, Понаблюдаем за примерами обособления приложений и сделаем выводы.

Прочитайте интонационно правильно предложения .

Приложения обособляются.

1)Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни. (Относится к личному местоимению).

2)Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (Стоит после имени собственного.

3) На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа. (Стоит после определяемого существительного).

4) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению. (В значении « по причине».

5) Слава его (Крылова) как баснописца не могла не затмить его славы как комика. ( В значении «в качестве»).- не обособляется.

6)К брату зашел наш сосед, студент. (Приложение после нарицательного существительного, приложение одиночное, пояснительное слово)

7)Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.(Имя собственное в роли обособленного приложения, поясняет)

8)Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.(Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии).

9)Рядом помещалась коморка- хранилище каталогов. (Вместо запятой может ставиться тире, если приложение стоит в конце предложения или относится к одному из однородных членов предложения.)

2)Использование проектора, разбор предложений (сначала совместно, затем по вариантам)

У.-Выписать предложения, расставить знаки препинания, объяснить причину обособления.( Через проектор). Первые 4 предложения разбираем вместе, далее-1 вариант-2 предложения, 2 вариант-2 предложения.



Списать предложения. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть приложения.

  • Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

  • Ровесники годами близкие родственники они никогда не разлучались.

  • А. С. Пушкин великий русский поэт родился в Москве.

  • Санкт-Петербург северная столица нашей страны расположен на берегах Невы.

  • Казань столица нашей республики готовится к Универсиаде.

  • Молодые люди друзья с детства о чём-то увлечённо спорили.

  • Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам.

  • Тетюши родной мой город за здоровый образ жизни.





3)Практическая направленность.

Игровой момент. Небольшая инсценировка.

У.-Героями нашей инсценировки будут: личное местоимение, запятые, приложение, продолжение предложения; имя собственное, запятые, приложение, продолжение предложения; определяемое существительное, запятые, приложение, продолжение предложения. ( Раздаются таблички, дети на живом примере составляют схемы).

4.Закрепление изученного материала.

1)Работаем по учебнику.

Читайте задание к упражнению 303. Кто понял задание, приступайте к выполнению. ( К тем, кто не понял , подходит учитель). 1 вариант -3.4 предложения, 2 вариант- 1,2 предложения. Пишите только получившиеся предложения.

2)Выполнение тестовых заданий по изученной теме.

5.Подведение итогов.

Итоговый тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении:

Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении:

Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении:

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

(Самопроверка)

Критерии оценивания

0 ошибок - «5»,

  1. 2 ошибки - «4»,

  1. 4 ошибки - «3».

Ключ:

1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1).

3)Лингвистическая задача.

Сколько в комнате человек? Что нужно сделать, чтобы в комнате сидело 6 человек?

За столом сидели хозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я.

(Слова» подруга моей матери» могут стать приложением, если их выделить тире.

Домашнее задание: Параграф 29,правило на стр. 151, упр.304, лингв. задача, итоговый тест.

© 2010-2022