Программа внеурочной деятельности: факультатив «В кругу друзей-словарей»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Буденновская средняя общеобразовательная школа







Программа внеурочной деятельности:

факультатив «В кругу друзей-словарей».







Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное

Класс: 5

Составители:

Каратаева Светлана Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Буденновская СОШ

Урюпинского района

Волгоградской области





2014-2015 учебный год



Пояснительная записка

Актуальность

Вопрос обогащения словарного запаса современных школьников, повышения коммуникативной компетенции, сохранения литературной нормы в настоящее время чрезвычайно актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят всё новые и новые слова, понимание которых нередко вызывает трудности. В связи с этим первостепенной задачей учителя русского языка является работа по обогащению словарного запаса обучающихся. Ведь чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Французский лексикограф Алан Рей считал современную цивилизацию «цивилизацией словарей». Словари помогают изучить историю слова, определить его значение, установить, как последовательно развивались лексические значения слова. Словари - это история о жизни людей, их думах, бедах и радостях, традициях. Каждое слово, помещённое в словаре, связано с жизнью и деятельностью народа - творца языка, поэтому их называют «спутниками цивилизации».

Практическая значимость

рабочей программы заключается в том, что её результаты могут найти применение не только на уроках русского языка и литературы, где есть задания и упражнения, в основе которых лежит работа со словарями, но и на других уроках, где есть необходимость, например, в истолковании новых понятий, терминов и т.п.

Также чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.



Рабочая программа факультатива «В кругу друзей-словарей» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, а также в соответствии с учебно-методическим комплексом под редакцией Бабайцевой.

Данная программа модифицированная, так как в её основу положены программы Л.А.Введенской «Лексика и фразеология русского языка» 1990 г., Л.А.Красиной «Словари - наши друзья» 2004 г.

В связи с введением и реализацией ФГОС программа направлена на овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности, а именно: извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и Интернет.

Данная программа расширяет предметную область «Филология» за счёт введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, разнообразного занимательного материала.

Цели и задачи программы

Цели:

Способствовать эффективному внедрению лингвистических словарей как источника информации на метапредметном уровне;

формировать у учащихся культуру работы со словарями в целях реализации требований ФГОС.

Задачи:

1) Продолжить знакомство учащихся с основными видами лингвистических словарей, используемых в школьной практике.

2) Учить обучающихся пользоваться словарной статьёй различных словарей.

3) Помочь осознавать словарь как источник национально-культурной информации.

4) Пробуждать интерес и любознательность к словарям.

5) Мотивировать учащихся к систематическому использованию лингвистических словарей в урочной, внеурочной, проектно-исследовательской деятельности.

Программа имеет общеинтеллектуальное направление и будет иметь продолжение в последующих классах. А именно: предполагается, что в 6 классе учащиеся будут знакомиться со словообразовательными, этимологическими словарями, словарём иностранных слов; в 7 классе - со словарями трудностей русского языка.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей данной возрастной категории (10-11 лет), обучающихся 5 класса, и имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Переход учащихся из начальной школы в основную требует сформированности у школьников субъектности учебной деятельности - мотивированной активности, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативы, иначе говоря, нового уровня развития мотивов учения, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности, компетентности в учебном сотрудничестве, сформированности начальных форм формально-логического интеллекта. Становление субъектности связано в первую очередь с формированием новой мотивационной направленности и смысла учения. Новая внутренняя позиция учащегося заключается в направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества.

Программа предназначена для реализации в отдельно взятом классе.

Для проведения занятий планируется свободный набор в начале учебного года. Состав группы - постоянный.

Программа рассчитана на 17 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям. Режим занятий: 1 час в две недели.

Прогнозируемые результаты

По окончании деятельности учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с лингвистическими словарями и применять их на различных уроках и в повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы со словарями учащиеся будут уметь:

  1. извлекать информацию из источников; свободно пользоваться словарями различных типов, в том числе и на электронных носителях;

  2. вести самостоятельный поиск информации на определённую тему;

  3. создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом ситуации общения;

  4. соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;

  5. соблюдать основные правила орфографии и пунктуации;

  6. выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, участвовать в обсуждении актуальных тем;

  7. применять полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни.

Предполагаемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов:

-осознание необходимости и важности умений пользоваться различными видами лингвистических словарей;

-умение искать и находить нужную информацию;

-приобретение знаний о разнообразии лингвистических словарей.

Второй уровень результатов:

-извлечение нужной информации и применение её в различных жизненных ситуациях;

-умение вести дискуссии и выступать перед аудиторией сверстников;

-повышение речевой культуры.

Третий уровень результатов:

-самостоятельный поиск информации;

-создание устных и письменных текстов;

-использование добытой информации для исследовательской работы,

-овладение нормами современного литературного языка.

Тематическое планирование

п\п

Темы занятий

Количество часов

Дата

Провед.

Аудит.

Внеаудит.

1.

Словари - наши помощники и друзья.

+

2.

Школьная библиотека словарей русского языка.

+

3.

«Собирал человек слова…» В.И.Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка.

+

4.

Толковые словари.

+

5.

Творческая мастерская (создание кроссвордов)

+

6.

Словари синонимов

+

7.

Словари антонимов

+

8,9.

Фразеологические словари

+

10,

11.

Подготовка и проведение Праздника фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

+

12.

Орфоэпические словари.

+

13,

14.

Орфографические словари.

+

15.

Новинки лексикографии с использованием ИКТ.

+

16.

Итоговое занятие «Комплексный анализ текста» с использованием различных словарей.

+

17.

Обобщающее занятие «В гостях у словарей».

+


Содержание программы

Тема 1. Виды словарей. Толковые словари. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Фразеологические словари. Орфоэпические словари. Орфографические словари. Посещение школьной библиотеки с обзором выставки «Словари - наши помощники и друзья». Роль словарей в жизни человека. Цели и задачи различных словарей.

Тема 2. Составление каталога имеющихся в школьной библиотеке словарей.

Тема 3. В.И.Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка». Презентация о В.И.Дале «Собирал человек слова…». Знакомство со структурой словаря: предисловие, условные сокращения, специальные пометы.

Тема 4. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».

Лапатухин «Школьный толковый словарь русского языка».

Игра «Эрудит», позволяющая наглядно представить строение словарных статей данных словарей: раскрой значения выделенных в высказывании слов милосердие, покаяние, достоинство, совесть. (Как музыка звучат сейчас полузабытые слова - милосердие, покаяние, достоинство, совесть.)

Диктант «Угадай словечко»: по толкованию узнать и записать слово.

Тема 5. Работа с различными толковыми словарями: составление тематических кроссвордов по группам:

1-я группа: школа,

2-я группа: профессии,

3-я группа: явления природы.

Разгадывание кроссвордов.

Темы 6, 7. Словари синонимов и антонимов. Знакомство со структурой словарей. Особенности словарной статьи словаря синонимов и антонимов. Синонимический ряд. Антонимическая пара.

Разработка памяток «Как работать со словарём синонимов», «Как работать со словарём антонимов».

Игра «Кто быстрее?»: выписать из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет.

«Кто больше?»: образуйте синонимический ряд к слову милосердие. Проверьте по словарю.

Найдите в загадках синонимы и антонимы. За справками обращайтесь к словарям.

1). Простое слово промежуток,

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы называем все … .

На время что-то прекратив,

Мы объявляем … .

В борьбе, в труде устали слишком -

Дают уставшим … .

После урока непременно

Нужна ребятам … .

2). Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я … .

Игра «Кто больше?»: приведите примеры пословиц, где встречаются антонимы.

В отрывках различных художественных произведений найдите и подчеркните антонимы. За справками обращайтесь к словарю антонимов.

Темы 8, 9. Фразеологические словари. Знакомство со структурой словарей фразеологизмов. Стилистические пометы. Словарная статья словаря фразеологизмов, её особенности.

Составить антонимические пары:

хоть иголки собирай - не покладая рук

заваривать кашу - воспрянуть духом

по чайной ложке - на ночь глядя

коломенская верста - одним духом

чуть свет - как кошка с собакой

повесить нос - от горшка два вершка

жить душа в душу - расхлёбывать кашу

сидеть сложа руки - ни зги не видно

Назвать фразеологизмы, связанные с этими

существительными:

комар - (комар носа не подточит)

мышь - (надулся, как мышь на крупу)

свинья - (метать бисер перед свиньями)

курица - (носиться как курица с яйцом)

кот - ( кот наплакал)

рак - ( когда рак на горе свистнет)

бык - ( брать быка за рога)

вода - ( как в воду опущенный)

рука - ( прибирать к рукам)

голова - ( с больной головы на здоровую)

нога - ( со всех ног)

волосы - ( ни один волос не упадёт)

Приведи в порядок фразеологизмы.

Выбрать по два фразеологизма - синонима и один антоним:

1. у чёрта на куличках 7 рукой подать 13 наломать дров

2. за тридевять земель 8 заварить кашу 14 черепашьим шагом

3 слово в слово 9 вилами на воде писано 15 прийти в себя

4. тютелька в тютельку 10 взять себя в руки 16 куры не клюют

5. выйти из себя 11 хоть пруд пруди 17 расхлебать кашу

6. кот наплакал 12 во весь дух 18 в мгновенье ока

За справками обращайтесь к словарю.

В следующих поэтических строчках выделите фразеологизмы, объяснив их значение. Проверьте правильность своих ответов по словарю.

Его почуя, конь дорожный

Храпит - и путник осторожный

Несется в гору во весь дух…

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

Видал он виды всякие,

Изъездил всю губернию

И вдоль и поперек.

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»)

Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, глаза, нос, ноги).

Голова - морочить голову, …

Ноги - уносить ноги, …

Глаза - мозолить глаза, …

Нос - задирать нос, …

Составить словарную статью с фразеологизмами, например, «как с гуся вода», «не смыкать глаз» и др.

Темы 10, 11. Подготовка и проведение Праздника фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Для подготовки к празднику пятиклассники составляют список фразеологизмов и крылатых слов: исторических, библейских, из греческой и славянской мифологии, из произведений А.С.Пушкина и И.А.Крылова. Учащиеся повторяют пословицы о труде и лени, о знании и невежестве, о хлебе, дружбе, о чертах характера. С помощью словарей обучающиеся выясняют значения пословиц и фразеологизмов с устаревшими словами, ищут и запоминают фразеологические сочетания, в составе которых есть слова рука, нога, нос, ухо, голова, язык, глаз. При помощи фразеологического словаря готовят вопросы соперникам, выполняют творческое домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к фразеологизму.

Также на занятии по подготовке к празднику ребята готовят рисованные викторины, плакаты, рисунки, которые будут использоваться в различных конкурсах.

На празднике ученики выполняют различные увлекательные задания:

«Найди пару»: ребята ищут половину своей пословицы.

Аукцион слов ум, вода, голова, один, дело: произнести фразеологизмы с данными словами.

Рисованная викторина: на плакатах нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык; вспомнить фразеологизмы, связанные с данными представителями животного мира.

«Поле чудес»: на игровом поле лежат разные предметы (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог, лыко) , крутится вертушка, играющие должны назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки.

Пантомима: угадать фразеологизмы, объяснить их значения (спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во всю ивановскую).

Суперигра: объяснить значение и происхождение фразеологизмов у чёрта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.

Тема 12. Орфоэпические словари. Знакомство со структурой орфоэпических словарей. Грамматические пометы. Создание памятки «Как работать с орфоэпическим словарём».

Игра «Диктор»: расставь ударения, произнеси правильно. Проверь себя по словарю (диспансер, хаос, партер, договор, тефтели).

Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.

Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю (баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь).

Темы 13, 14. Орфографические словари. Знакомство со структурой орфографических словарей. Грамматические пометы. Создание памятки «Как работать с орфографическим словарём».

Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке: экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

Игра «Эстафета». Напиши правильно: стюарде…а, гри…аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант. Проверь по орфографическому словарю.

Выпишите из словаря 10 слов с приставками пре- и при- , в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по -, которые пишутся через дефис. (по-видимому, по-волчьи, по-русски) .

Тема 15. Новинки лексикографии, изданные в рамках академической лексикографической программы «Словари 21 века». «Грамматический словарь русского языка» А.А.Зализняк. «Большой фразеологический словарь русского языка» В.Н.Телии. «Орфографический словарь русского языка» Б.З.Букчиной, И.К.Сазоновой, Л.К.Чельцовой . «Словарь ударений русского языка» И.Л.Резниченко и др. Электронная форма словарей. Знакомство с электронными носителями.

Тема 16. Итоговое занятие. Лингвистический анализ текста с использованием различных словарей. Выполнение всех заданий предусматривает работу со словарями:

-вставьте пропущенные буквы (орфографический словарь);

-объясните значение выделенных слов (толковый словарь);

-расставьте ударения в выделенных словах (орфоэпический словарь);

-подберите синонимы и антонимы к указанным словам (словарь синонимов и антонимов);

-найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значения, подберите к ним синонимы и антонимы (фразеологический словарь).

Тема 17. В гостях у словарей. Инсценировка заседания словарей. Учащиеся, исполняющие роли словарей, готовятся с помощью учителя, работая с соответствующими словарями: толковым, фразеологическим, орфографическим, орфоэпическим, словарём синонимов, словарём антонимов. Выступления учащихся от имени словарей, направляемые и координируемые учителем-ведущим, который предлагает проанализировать слово правда с разных сторон.

Работа со словарями в игровой форме:

1.«Справочное бюро». Выбери слово, соответствующее лексическому значению : колорит, компонент, комфорт, компромисс («составная часть чего-либо»);

Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности»);

2. «Следствие ведут знатоки». Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.

«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: «Марш в угол!» Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным.» (Б.Слуцкий)

3. «Кто больше?» Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться, есть.

Подведение итогов (учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы со словарями).

Перспективное задание: составление несуществующего словаря на одну из тем:

-словарь моих любимых слов,

-словарь самых важных (главных) слов,

-спортивный словарь,

-школьный словарь,

-словарь добрых слов,

-словарь вежливых слов.

Литература

Алабугина Ю.В. Толковый словарь русского языка для школьников. М.: «Астрель» - 2010

Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Фразеологический объяснительный словарь русского языка. М.: «Эксмо»- 2009

Введенская Л.А., Баранов М.Т. Лексика и фразеология русского языка. Программы факультативных курсов. М.,1990.

Введенская Л.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: ИКЦ «МарТ» - 2006

Григорьев Д.С., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М., 2011.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М.: «Эксмо» - 2012

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личность гражданина России. М.,2011.

Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов. РЯШ №2 1993.

Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2010.

Косолапкова А.А. Обобщающий урок «В гостях у словарей». РЯШ №2 1992.

Красина Л.А. Словари - наши друзья. Воронеж, 2004.

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург «У-Фактория» - 2008

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь. Словарь синонимов и антонимов. М.: «Астрель» - 2011

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М., 1999.

Сергеев В.Н. «Словари - наши друзья и помощники». М., 1999.

Субботина Л.А. Фразеологический словарь для школьников. М.: «Астрель» - 2010

Субботина Л.А. Фразеологический словарь для школьников. М.: «Астрель» - 2010

Школьный толковый словарь русского языка М.: «Центрополиграф» - 2010

Универсальный словарь по русскому языку. СПб.: ИГ «Весь» - 2009

Ушаков Д. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта - Принт.: Дом XXIвек - 2009

Федорова Т.Л. Фразеологический словарь русского языка. М.: «Лад Ком» - 2011

Фразеологический словарь. М.: «Эксмо» - 2013



16


© 2010-2022