План-конспект урока русского языка на тему Правописание чередующихся гласных о-а в корне слова (5 класс)

В современном учебном процессе очень важным является использование электронных образовательных ресурсов, что позволяет формировать у учащихся различные УУД и использовать на уроке разнообразные виды деятельности. Данный урок - это урок изучения нового материала. Цель урока:создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами технологии развивающего обучения и ЭОР. На уроке используются информационный учебный образовательный модуль, практиче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Правописание чередующихся гласных о-а в корне слова»


  1. Ф.И.О.: Мутных Вера Владимировна

  2. Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия №2 города Кирово-Чепецка Кировской области

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Предмет: русский язык

  5. Класс: 5

  6. Тема и номер урока в теме: «Правописание чередующихся гласных о-а в корне слова», 1 урок в теме

  7. Базовый учебник:

Бабайцева, В.В. Русский язык [Текст]: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учебн. заведений - М.: Дрофа, 2010.

Русский язык: Сборник заданий. 5 кл. [Текст]: Пособие для школ и классов с углублённым изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / В.В. Бабайцева, А.В. Глазков, М.В. Дубровина и др. - М.: Дрофа, 2010.

  1. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами технологии развивающего обучения и ЭОР.

  2. Задачи:

- обучающая: способствовать осознанию способа дифференциации орфограммы в словах с данным чередованием, алгоритма действия при выборе чередующихся гласных о-а в корнях слов с помощью ЭОР;

- развивающие: способствовать обучению самостоятельно работать с текстом учебной статьи (выделять главное, структурировать учебный материал, систематизировать знания, оформлять выводы); способствовать развитию умения самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; способствовать формированию умения отличать слова с чередующимися гласными о-а в корне слова от одинаково звучащих и пишущихся слов, не связанных по лексическому значению;

- воспитательная: способствовать правильному употреблению слов с данным видом орфограммы в различных речевых ситуациях; воспитывать внимательное отношение к слову.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор.

  4. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Название используе-мых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учащихся

Время (в мину

тах)

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочих мест к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

1 мин

2

Мотивация учащихся

Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны научиться различать похожие слова, правильно писать и употреблять их в различных жизненных ситуациях.

Настраиваются на обучение.

1 мин

3

Актуализация знаний и умений

Демонстрирует учащимся (на слайде презентации) письмо Любознайки и предлагает помочь ему.

Предлагает исправить ошибки в словах, распределив их в два столбика в соответствии с изученной орфограммой (правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова); графически выделить данную орфограмму.

Доказать.

Сформулировать правило.

Сделать вывод о способе выбора проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слов (фронтально-индивидуальная работа).

Контролирует оформление записи в тетради.

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы и дополняют их.

Оформляют записи в тетрадях: распределяют слова по столбикам в соответствии с орфограммой, графически выделяют её. Доказывают. Формулируют правило. Делают вывод.

6 мин

4

Целеполагание

УОМ - И

«Правописание корней с чередующимися гласными»(1)

Демонстрирует информационный учебный модуль (сцена 2). Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока, обратив их внимание на слова, которые Любознайка никак не может проверить ударением . Задаёт вопросы: как проверить выбор гласных о-а в корнях данных слов? Возможно ли сделать это с помощью ударения? Почему? (Проблемная ситуация).

Пытаются ответить на проблемный вопрос: рассуждают, доказывают, делают вывод. Формулируют тему и цель урока.

2 мин

5

Изучение нового материала

«Правописание корней с чередующимися гласными»(1)

Объясняет новый материал, используя ЭОР (фронтально-индивидуальную работу), предлагает познакомить Любознайку с правилом «неправильных корней», словами-исключениями (сцена 2), демонстрирует обобщающую таблицу (сцена 3) на доске. Организует работу с учебником и раздаточным материалом (таблица), предлагая учащимся дополнить таблицу недостающими пунктами правила, привести примеры, сделать выводы.

Воспринимают новую информацию посредством работы с ЭОР. После просмотра работают (письменно) с раздаточным материалом, дополняют таблицу, приводят примеры, делают выводы о способах выбора гласных о-а в словах с чередованиями.

6 мин

6

Первичное закрепление новых знаний

УОМ - П

«Правописание корней с чередующимися гласными» (2 )

Задаёт вопросы классу по изученному материалу.

Организует фронтальную работу по закреплению материала, используя ЭОР:

  • найти и отметить (выписать) слова, в корнях которых гласные нельзя проверить ударением (сцена 1), объясните алгоритм выбора гласной в корнях этих слов;

  • установить, к каким пунктам правил можно отнести данные слова (сцена 2);

  • восстановить слова в словосочетани-ях (сцена 4), графически объяснив условие выбора гласных о или а


Организует динамическую паузу: называет слова с чередующимися о-а в корне слова, если в корне пишется а, то учащиеся должны встать, если о - хлопнуть в ладоши.

Организует выполнение упр. 484 в парах с взаимопроверкой.

Организует выполнение упр. 488 (разрешение речевой ситуации, в которой употребляются слова с одинаковыми корнями, но разным лексическим значением).

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.

Выполняют задания, предложенные ЭОР:

находят и отмечают слова, в корнях которых гласные нельзя проверить ударением; объясняют алгоритм выбора гласной в корнях выбранных слов;

устанавливают связи между словами с орфограммой и пунктами правила;

опираясь на знания теории, восстанавливают слова в словосочетаниях в соответствии с правилом, записывают получившиеся словосочетания, графически объясняют условие выбора о или а.

Выполняют упражнения.



Выполняют упр. 484 в парах с взаимопроверкой.

Выполняют упр. 488 устно, фронтально

20 мин


7

Диагностика знаний и умений

УОМ - К

«Правописание корней с чередующимися гласными» (3 )

Демонстрирует учащимся ЭОР (сцена 4 ), организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР. По окончании работы учащиеся выполняют самопроверку.

Самостоятельно выполняют задания, представленные в ЭОР, по окончании работы выполняют самопроверку по образцу на экране.

4 мин

8

Итог урока

Возвращает учащихся к практической цели урока, предлагает сделать выводы по изученному материалу и оценить уровень своих достижений. Задаёт вопрос:

» Сможете ли вы различить похожие слова с изученной сегодня орфограммой и правильно их написать? В каких ситуациях вам это может пригодиться?»

Возвращаются к практической цели урока. Делают выводы по изученной теме. Определяют способы различения и написания похожих слов с изученной орфограммой (в зависимости от их лексического значения). Называют ситуации, в которых это может пригодиться (вспоминают ситуацию с Любознайкой).

1 мин

9

Домашнее задание

Информирует о домашнем задании:

1) прочитать §51, знать правило о правописании чередующихся гласных о-а в корне слова, уметь привести примеры;

2) на выбор: упр.486 или составить текст, используя слова-исключения изученной орфограммы.

Записывают домашнее задание по выбору

2 мин

10

Рефлексия

Предлагает ученикам продолжить фразы: «Сегодня на уроке я научился...», «Мне было трудно...», оценить плодотворность своей работы.

Пишут продолжение фраз.

2 мин









Приложение к плану-конспекту урока

Правописание чередующихся гласных о-а в корне слова

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявле-ния информа-ции

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Правописание корней с чередующимися гласными»

Информацион-ный учебный образователь-ный модуль

учебный

образо-вательный модуль

fcior.edu.ru/card/15553/pravopisanie-korney-s-chereduyushimisya-glasnymi.html

2

«Правописание корней с чередующимися гласными»

Практический учебный образователь-ный модуль

учебный

образо-вательный модуль

fcior.edu.ru/card/15552/pravopisanie-korney-s-chereduyushimisya-glasnymi.html

3

«Правописание корней с чередующимися гласными»

Контрольный учебный образователь-ный модуль

учебный образо-вательный

модуль

fcior.edu.ru/card/15682/pravopisanie-korney-s-chereduyushimisya-glasnymi.html



© 2010-2022