Урок

Урок                                                                 Русская литература 9 класс Тема: Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику. Идея гуманизма в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Ссылка: Учебник  Русская литература для 9 класса - Алматы «Мектеп» 2013 (Салханова Ж.Х, Ауельбекова Г. Д.). Цели: - Систематизировать знания учащихся о повести, исследовав роль сквозного образа шинели в произведении; раскрыть символичес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

Русская литература

9 класс

Тема:

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику. Идея гуманизма в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Ссылка:

Учебник Русская литература для 9 класса - Алматы «Мектеп» 2013 (Салханова Ж.Х, Ауельбекова Г. Д.).

Цели:

- Систематизировать знания учащихся о повести, исследовав роль сквозного образа шинели в произведении; раскрыть символический смысл образа шинели, связав его с замыслом автора;

- Воспитывать чувства милосердия, сострадания и гуманности;

- Развить образно-ассоциативные способности детей, показав близость между словесным и зрительным образами.

Результаты обучения:

Знать: авторское отношение к персонажу, связь и отношения между явлениями действительности и содержанием повести;

Уметь: анализировать и составлять диалоги, опираясь на художественный текст.

Ключевые идеи:

Особенность повести - ее монологичность.

Ход урока:

Этапы урока

Время

45

минут

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Орг.момент

2мин

Приветствие учителя и подготовка к восприятию урока.

Отвечают на приветствие учителя. Сосредотачиваются на уроке.

II. Активизация деятельности учащихся.


8 мин.

Распределение в группы.

Вызов: Ответьте на вопрос:

- Могу ли я обидеть человека? Почему? Эпиграф: Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите;
он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Н.Г. Чернышевский

Кого будет защищать Гоголь на этот раз? На какие вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке?

- О чём сегодня будет наш урок?

- Какие цели мы наметим сегодня на урок?

Образуют группы.

- Ответы учащихся на вопрос: Могу ли я обидеть человека? Почему?

Отвечают на вопросы:

- Кто? Где? Когда? Обидели Башмачкина? Обидели ли Башмачкина? Почему обижают именно его? Почему герой Гоголя нуждается в защите?

- Формулируют тему и цели урока.

III. Усвоение новых знаний

Самостоятельная работа.

10мин.

Исследовательская беседа:

- Как вы считаете, какова главная тема повести? Какая тема прослеживается?

- Кого в литературе принято называть «маленьким человеком»?

- Разобраться в прочитанном нам поможет кроссворд.

1. Это насекомое упоминается в повести дважды?

1 группа: Почему?

2 группа: В чем смысл этого сравнения?

3 группа: Когда мы встречаем первое сравнение с мухой? Выборочное чтение. Прочитайте эпизод об этом.

4 группа: Обратите внимание на два слова: «уважение» и «сторожа». Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев, коллег. И если уж даже сторожа смотрят на тебя как на пустое место. О чем это говорит?

5 группа: Возникает вопрос. Как к Башмачкину относились сослуживцы, начальство?

- Для чего Гоголь повторяет сравнение А.А. Башмачкина с мухой? Когда?

Чтение эпизода: «Исчезло и скрылось существо ... и рассмотреть в микроскоп».

- Почему такая судьба выпала на долю А.А. Башмачкина? Может быть, она чем-то была предопределена?

Работа в группах:

- Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни. Тема «маленького человека».

- «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей 19 века, которые не «вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников

У всех на партах кроссворды:

  1. Муха (№1).

- С ней сравнивается главный герой.

- Это сравнение подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, существо, вроде насекомого

- Первое сравнение встречаем в самом начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «меленькому человеку» в департаменте, где он служит. «В департаменте ему не оказывали никакого внимания ... простая муха.
- Характеристика не столько главного героя, сколько его сослуживцев.

- Гоголь нашел интересное определение такого отношения: «холодно-деспотическое», сослуживцы издеваются над своим коллегой, посмеиваются, жестоко шутят.

- Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина.

IV. Закрепление новых знаний.


15мин.

1 группа:

1.Перечислить положительные качества А.А. Башмачкина.

2.Перечислить отрицательные качества А.А. Башмачкина.

3.Как вы думаете, какие качества, отрицательные или положительные, выдвигаются на первый план? Почему писатель как бы приглушает все эти отрицательные качества?

2 группа:

1. «Сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того».

2.Почему обыкновенное природное явление Гоголь называет «сильным врагом»?

3.Какую роль играют в повести зимние холода, их особая продолжительность?

4. Какую роль в повести играет ветер?

5. Какой вывод можно сделать об участии природных явлений в жизни Акакия Акакиевича?

3 группа: отгадывают слово под цифрой 5 и отвечают на следующие вопросы:

1.«Подруга жизни» Башмачника. (Шинель №3)

2.Сколько шинелей было у Акакия Акакиевича?

3.Какую характеристику дает им Гоголь? Работа со словарем.

5 группа:

1. Какую роль Шинель сыграла в жизни главного героя повести Акакия Акакиевича? Заполните таблицу: что положительного и что отрицательного принесла шинель герою:

Коллективная работа ( разгадывают кроссворд):

Задание 6.

- Это ставит на одну ступень «маленького человека» и «значительное лицо» (Бедствие)

Задание 1.

Какого чина был Башмачкин? Это помогло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники, (Награды №5)

Задание 6.

- Это ставит на одну ступень «маленького человека» и «значительное лицо» (Бедствие №6)

Задание 8.

- В каком департаменте служит Акакий Акакиевич? (В одном №7)

- Место действия повести. (Петербург №8)

Мы ответили на все вопросы кроссворда и нашли ключевое слово. (Гуманизм)

А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них?


1 группа:

1.кроткость, душевное незлобие, безропотное терпение, косноязычие.

2. скудность интересов, неспособность логически мыслить.

2 группа: отгадывают слово под цифрой 7 и отвечают на вопросы:

1.Мороз (№2).

2. Высказывают свои предположения.

3.«Гибель героя посреди мрака и холода бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь» В.М. Маркович

4 группа: Задание под цифрой 4.

- Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка№4)

- Почему? Инсценирование фрагмента.

- Какие чувства вызывает у вас Башмачкин, разговаривая с Петровичем?

- Почему Н.В. Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже в том, какой мех был положен ему на воротник?

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи, настроения

героя в то время, когда он впервые надел шинель.

Проверка.

+

-

стал ближе к обществу

стал увереннее

забросил работу

стал делать ошибки

стал заметнее (о нем заговорили)

испытал потрясение от встречи со значительным лицом


умер





Вывод: шинель сыграла значительную роль в жизни и смерти.

Оценивают по критериям.

1 балл

2 балла

3 балла

пересказ

пересказ

пересказ

своё мнение о прочитанном

своё мнение о прочитанном

дополнительные сведения




Шкала перевода баллов в оценку:

3б - «5»

2б - «4»

1б - «3»

1. Почему обижали именно Башмачкина?

2. Какой человек нуждается в защите?

3. Защищает ли Гоголь своего героя?

4. К чему призывает нас писатель?

V.Рефлексия.

2 мин.

Синквейн

Акакий Акакиевич Башмачкин

незлобный, простодушный

терпит, радуется, работает

Шинель изменила его жизнь.

Смиренный.

VI.Д/з

3 мин.

  1. написать письмо Акакию Акакиевичу.

  2. Составить кроссворд.

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022