Элективный курс Текстовые задания в итоговой аттестации по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3




Утверждена на заседании

городского экспертного совета

(протокол № ____ от ___________)

Председатель городского экспертного совета

_____________________ ____________




Программа элективного курса


«Текстовые задания в итоговой аттестации по русскому языку»


9 класс

(18 часов)





Автор-составитель: Кутукова Н.И.,

учитель русского языка и литературы


г. Рассказово, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «Текстовые задания в итоговой аттестации по русскому языку» предназначен для обучающихся 9 класса.

Цель изучения курса - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Задачи изучения элективного курса:

  • углубление знаний о написании изложения;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • написание сжатого изложения;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 18 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА - основной результат изучения данного курса.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Сжатое изложение.

Современные подходы к написанию изложения. Основные требования. Виды изложений.

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

Подробное и сжатое изложение. Микротемы исходного текста.

Структурные особенности сжатого изложения.

Способы сжатия текста. Исключение. Обобщение.

Критерии оценивания изложения. Виды ошибок.

Практическая работа. Выбор приемов компрессии исходного текста.


  1. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение по тексту.

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.

Тезис и аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

Практическая работа. Сочинение на лингвистическую тему.

Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.

Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении.

Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическая работа. Сочинение-рассуждение по тексту.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;

  • структурные особенности сжатого изложения, сочинения на лингвистическую тему, сочинения-рассуждения по тексту;

  • способы сжатия текста;

  • основные средства выразительности;

  • основные сведения по стилистике русского языка;

  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • уметь адекватно воспринимать авторский замысел;

  • уметь вычленять главное в информации;

  • уметь сокращать текст разными способами;

  • уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • уметь определять тезис и подбирать аргументы в сочинении на лингвистическую тему и сочинении-рассуждении по тексту;

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами;

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • совершенствования коммуникативных способностей;

  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы

Кол-во часов

Виды деятельности

I

Сжатое изложение

8


1

Современные подходы к написанию изложения. Основные требования. Виды изложений.

1

Работа с текстом.

2

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

1

Работа с текстом.

3

Подробное и сжатое изложение. Микротемы исходного текста.

1

Работа с текстом, определение микротем исходного текста.

4

Структурные особенности сжатого изложения.

1

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Способы сжатия текста. Исключение.

1

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

6

Способы сжатия текста. Обобщение.

1

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Критерии оценивания изложения. Виды ошибок.

1

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

8

Практическая работа. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

Создание собственного текста изложения.

II

Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение по тексту.

10

1

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.

1

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Тезис и аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

1

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

3

Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

1

Написание сочинения на лингвистическую тему.

4

Тренировочные упражнения. Сочинение на лингвистическую тему.

1

Написание сочинения на лингвистическую тему.

5

Практическая работа. Сочинение на лингвистическую тему.

1

Написание сочинения на лингвистическую тему.

6

Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.

1

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

7

Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении.

1

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

8

Заключение в сочинении-рассуждении.

1

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

9

Тренировочные упражнения. Сочинение-рассуждение по тексту.

1

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

10

Практическая работа. Сочинение-рассуждение по тексту.


Написание сочинения-рассуждения по тексту.



















ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя:

1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2013

2.Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. - М., 2009.

3.Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. - Санкт-Петербург: Сага, 2010

4.Симакова Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл. - М.: Астрель, 2009

5.Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. - М.: Экзамен, 2009

6.Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. - М.: Экзамен, 2008

7.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. - М.: Астрель, 2009

Литература для обучающихся:

1.Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. - М.: Экзамен, 2009

2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2013

3.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). - М.: Эксмо, 2009

4.Симакова Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл. - М.: Астрель, 2009

5.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. - М.: Астрель, 2009

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата

проведения

урока

Виды и формы контроля

При-меча-

ния

план.

факт.

I

Сжатое изложение

1

Современные подходы к написанию изложения. Основные требования. Виды изложений.

1



текущий


2

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

1



текущий


3

Подробное и сжатое изложение. Микротемы исходного текста.

1



текущий


4

Структурные особенности сжатого изложения.

1



текущий


5

Способы сжатия текста. Исключение.

1



текущий


6

Способы сжатия текста. Обобщение.

1



текущий


7

Критерии оценивания изложения. Виды ошибок.

1



текущий


8

Практическая работа. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1



изложение


II

Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение по тексту.

1

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.

1



текущий


2

Тезис и аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

1



текущий


3

Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

1



текущий


4

Тренировочные упражнения. Сочинение на лингвистическую тему.

1



сочинение


5

Практическая работа. Сочинение на лингвистическую тему.

1



сочинение


6

Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.

1



текущий


7

Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении.

1



текущий


8

Заключение в сочинении-рассуждении.

1



текущий


9

Тренировочные упражнения. Сочинение-рассуждение по тексту.

1



сочинение


10

Практическая работа. Сочинение-рассуждение по тексту.




сочинение












© 2010-2022