- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Текстовые задания в итоговой аттестации по русскому языку
Элективный курс Текстовые задания в итоговой аттестации по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кутукова Н.И. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Утверждена на заседании
городского экспертного совета
(протокол № ____ от ___________)
Председатель городского экспертного совета
_____________________ ____________
Программа элективного курса
«Текстовые задания в итоговой аттестации по русскому языку»
9 класс
(18 часов)
Автор-составитель: Кутукова Н.И.,
учитель русского языка и литературы
г. Рассказово, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Текстовые задания в итоговой аттестации по русскому языку» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Задачи изучения элективного курса:
-
углубление знаний о написании изложения;
-
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
-
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
-
написание сжатого изложения;
-
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
-
редактирование собственного текста;
-
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
-
соблюдение в практике письма основных норм языка;
-
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 18 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА - основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Сжатое изложение.
Современные подходы к написанию изложения. Основные требования. Виды изложений.
Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.
Подробное и сжатое изложение. Микротемы исходного текста.
Структурные особенности сжатого изложения.
Способы сжатия текста. Исключение. Обобщение.
Критерии оценивания изложения. Виды ошибок.
Практическая работа. Выбор приемов компрессии исходного текста.
-
Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение по тексту.
Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.
Тезис и аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
Заключение в сочинении на лингвистическую тему.
Практическая работа. Сочинение на лингвистическую тему.
Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.
Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении.
Заключение в сочинении-рассуждении.
Практическая работа. Сочинение-рассуждение по тексту.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
-
основные правила работы с текстом;
-
структурные особенности сжатого изложения, сочинения на лингвистическую тему, сочинения-рассуждения по тексту;
-
способы сжатия текста;
-
основные средства выразительности;
-
основные сведения по стилистике русского языка;
-
орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
-
уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
-
уметь адекватно воспринимать авторский замысел;
-
уметь вычленять главное в информации;
-
уметь сокращать текст разными способами;
-
уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
-
уметь определять тезис и подбирать аргументы в сочинении на лингвистическую тему и сочинении-рассуждении по тексту;
-
различать средства выразительности;
-
находить в тексте средства выразительности;
-
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
-
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
-
работать со стилистическими синонимами;
-
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
-
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-
совершенствования коммуникативных способностей;
-
развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы и темы
Кол-во часов
Виды деятельности
I
Сжатое изложение
8
1
Современные подходы к написанию изложения. Основные требования. Виды изложений.
1
Работа с текстом.
2
Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.
1
Работа с текстом.
3
Подробное и сжатое изложение. Микротемы исходного текста.
1
Работа с текстом, определение микротем исходного текста.
4
Структурные особенности сжатого изложения.
1
Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.
5
Способы сжатия текста. Исключение.
1
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
6
Способы сжатия текста. Обобщение.
1
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
7
Критерии оценивания изложения. Виды ошибок.
1
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
8
Практическая работа. Выбор приемов компрессии исходного текста.
1
Создание собственного текста изложения.
II
Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение по тексту.
10
1
Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.
1
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2
Тезис и аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
1
Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.
3
Заключение в сочинении на лингвистическую тему.
1
Написание сочинения на лингвистическую тему.
4
Тренировочные упражнения. Сочинение на лингвистическую тему.
1
Написание сочинения на лингвистическую тему.
5
Практическая работа. Сочинение на лингвистическую тему.
1
Написание сочинения на лингвистическую тему.
6
Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.
1
Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
7
Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении.
1
Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.
8
Заключение в сочинении-рассуждении.
1
Написание сочинения-рассуждения по тексту.
9
Тренировочные упражнения. Сочинение-рассуждение по тексту.
1
Написание сочинения-рассуждения по тексту.
10
Практическая работа. Сочинение-рассуждение по тексту.
Написание сочинения-рассуждения по тексту.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя:
1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2013
2.Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. - М., 2009.
3.Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. - Санкт-Петербург: Сага, 2010
4.Симакова Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл. - М.: Астрель, 2009
5.Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. - М.: Экзамен, 2009
6.Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. - М.: Экзамен, 2008
7.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. - М.: Астрель, 2009
Литература для обучающихся:
1.Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. - М.: Экзамен, 2009
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2013
3.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). - М.: Эксмо, 2009
4.Симакова Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл. - М.: Астрель, 2009
5.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. - М.: Астрель, 2009
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы и темы
Кол-во часов
Дата
проведения
урока
Виды и формы контроля
При-меча-
ния
план.
факт.
I
Сжатое изложение
1
Современные подходы к написанию изложения. Основные требования. Виды изложений.
1
текущий
2
Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.
1
текущий
3
Подробное и сжатое изложение. Микротемы исходного текста.
1
текущий
4
Структурные особенности сжатого изложения.
1
текущий
5
Способы сжатия текста. Исключение.
1
текущий
6
Способы сжатия текста. Обобщение.
1
текущий
7
Критерии оценивания изложения. Виды ошибок.
1
текущий
8
Практическая работа. Выбор приемов компрессии исходного текста.
1
изложение
II
Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение по тексту.
1
Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.
1
текущий
2
Тезис и аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
1
текущий
3
Заключение в сочинении на лингвистическую тему.
1
текущий
4
Тренировочные упражнения. Сочинение на лингвистическую тему.
1
сочинение
5
Практическая работа. Сочинение на лингвистическую тему.
1
сочинение
6
Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.
1
текущий
7
Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении.
1
текущий
8
Заключение в сочинении-рассуждении.
1
текущий
9
Тренировочные упражнения. Сочинение-рассуждение по тексту.
1
сочинение
10
Практическая работа. Сочинение-рассуждение по тексту.
сочинение