- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности с использованием игровой педагогической технологии
Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности с использованием игровой педагогической технологии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Т.В. |
Дата | 24.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
села Середниково Шатурского муниципального района Московской области
«Игровые педагогические технологии
в реализации различных видов внеурочной деятельности»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ ООШ села Середниково
Шатурского муниципального района
Соколова Татьяна Васильевна
С. Середниково
2014
Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности
с использованием игровой педагогической технологии
Занятие кружка «К тайнам слова: занимательная лексика».
Тема занятия: «Красна речь пословицей» (4 класс)
Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.
3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками.
Оборудование, материалы, средства наглядности: В Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», сборники пословиц и поговорок; карточки с заданиями, рисунки к пословицам.
Ход занятия:
I. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется… Ах, какая жалость - слово «рассыпалось». Ваша задача - «собрать» главное слово нашего занятия.
Ц О В С П О А И Л (пословица)
- Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.
II. Основная часть
1) Понятия «пословица» и «поговорка»
- Что такое пословица? (Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С.И. Ожегова)
- Прочтите пословицу, объясните ее смысл:
«Поговорка - цветочек, пословица - ягодка».
- Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.
- Что же общего между пословицей и поговоркой?
-
Краткость
-
Устойчивость
-
Связь с речью
-
Принадлежность к искусству слова
-
Широкая употребляемость
- Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица - это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка - просто меткое слово. Пословица - законченное предложение, а поговорка - лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение.)
2) Работа с пословицами и поговорками.
- Разделите изречения на две группы. Какие это группы? (Пословицы и поговорки)
-
Человек без Родины - что соловей без песни.
-
Как сыр в масле катается.
-
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
-
Готовь сани летом, зимой - телегу.
-
Говорит - что рублём дарит.
-
Ему говорить - что к стенке горох лепить.
-
Решетом воду носить.
3) Русские писатели высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей (Зачитывают подготовленные дети)
А) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа». (А.Н. Толстой)
Б) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений». (Л.Н. Толстой)
В) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них есть всё: издёвка, насмешка, попрек, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами». (Н.В. Гоголь)
4. В.И. Даль - собиратель пословиц и поговорок.
- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)
- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности)
- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели)
- Таким писателем был В.И. Даль, который в 1861-1862 годах создал сборник «Пословицы русского народа».
Подготовленный ученик делает небольшое сообщение о В.И. Дале.
Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН. Родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», который он начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской АН. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
III. Игры, конкурсы, занимательные задания
Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз объясняют смысл пословиц.
1. Игра «Рисунки к пословицам»
- Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках.
2. Игра «Перепутаница»
- К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские пословицы и поговорки, и он быстро их выучил, но они почему-то перепутались. Помогите гостю, назовите пословицы правильно. (Пословицы задаются по очереди каждой команде)
-
Что с возу упало, того не вырубишь топором.
-
Не плюй в колодец, вылетит - не поймаешь.
-
Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.
-
Заставь дурака богу молиться, а хомут найдется.
3. Игра «Закончи пословицу»
Начало пословицы читается поочередно каждой команде.
-
Терпенье и труд…
-
С волками жить…
-
Что посеешь…
-
Шила в мешке…
-
Ученье - свет…
-
Худой мир…
-
Один в поле…
-
Не рой яму другому…
4. Игра «Переставь буквы»
- Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы, объясните их смысл.
Ввклоо бостьяя - в есл ен диотхь. (Волков бояться - в лес не ходить)
Тен адмы збе гняо. (Нет дыма без огня)
5. Игра «Магические числа»
- Назовите пословицы, где встречаются числа.
6. Игра «Замени пословицами»
-
Учись всю жизнь. (Век живи, век учись)
-
Беречь время. (Делу - время, потехе - час)
-
Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело - гуляй смело)
-
Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь - людей насмешишь)
7. Игра «Поле чудес»
На доске чертятся квадратики. Число квадратиков по количеству букв в пословице. Командам предлагается назвать по 5-6 букв, а потом отгадать всю пословицу.
1-я команда
Язык до Киева доведёт.
2-я команда
-
Повторенье - мать ученья.
8. Театральный конкурс
Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны угадать, о чем идет речь.
IV. Рефлексия.
Подведение итогов конкурса.
- Чему научились на занятии?
- Что было самым интересным?
- Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?
- Как вы понимаете смысл данных пословиц:
-
Пословица недаром молвится.
-
Пословица - всем делам помощница.
- Спасибо за занятие! Было приятно с вами работать.
Литература:
1. Арсирий Т.А. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 2005.
2. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1981.
3. Иванова В.А. Тайны слова. Занимательная грамматика. - Волгоград, 1996.
4. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы. Поговорки. - М.: Просвещение, 2001.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М., 2000.