- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сочинение по картине К. Ф. Юона «Новая планета»
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Новая планета»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Леонтьева М.Н. |
Дата | 08.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
Проект урока.
Тема: « Сочинение по картине К. Ф. Юона
« Новая планета».
Учитель: Леонтьева Мария Николаевна
2013-2014 учебный год
г. Саров
Цель урока:
Подготовиться к написанию сочинения по картине К. Ф. Юона «Новая планета».
Образовательные задачи:
Познакомиться с творчеством и биографией К. Ф. Юона.
Совершенствовать навыки работы по описанию природы, человека.
Собрать рабочий материал для описания планет, людей.
Повторить стили и типы речи.
Формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения путем речевой подготовки
Развивающие задачи:
Развитие навыков монологической речи.
Развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности.
Совершенствование навыков описания произведений живописи.
Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитание интереса к живописи и истории искусства.
Воспитание эстетического вкуса.
Оборудование урока. Презентация с репродукциями картин К. Ф. Юона и вопросами для эвристической беседы на уроке.
-
Организационный момент.
-
Постановка цели урока. Слайд № 1
Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию сочинения по картине Константина Федоровича Юона «Новая планета». Кто из вас знаком с творчеством этого художника? Какие картины его вы можете назвать? (Здесь учащиеся могут вспомнить картину «Конец зимы. Полдень», по которой они писали сочинение в 7 классе. Но вероятнее всего, что почти никто с творчеством этого художника не знаком).
Можно ли составить мнение о творчестве художника по одной-двум картинам?
Что нам нужно сделать, прежде чем начать работу над сочинением по конкретной картине?
Чем поможет нам знакомство с творчеством и биографией художника?
(Знакомство с несколькими репродукциями и фактами биографии поможет создать более полное впечатление о творчестве автора)
-
Рассматривание репродукций. Слайды № 2-15
Вопросы, предваряющие рассматривание репродукций:
-
Какое картины производят впечатление?
-
Что, на ваш взгляд, объединяет картины?
-
Каким видит мир художник?
-
Что можно сказать о судьбе, о жизни автора?
-
Как меняется с годами манера автора?
(Учащиеся отметят панорамность пейзажей, отражение гармонии окружающей действительности, стабильность в манере, увидят, что, если не знать годы написания картин, отличить работы, к примеру, дореволюционного и послереволюционного периодов почти невозможно. Они предположат, что это связано со стабильностью в жизни автора, отсутствием потрясений, благополучием.)
IV. Знакомство с биографией К. Ф. Юона и лексическая работа .
К. Ф. Юона называли баловнем судьбы.
Как вы понимаете выражение «баловень судьбы»?
Как вы думаете, почему Юона так называли?
Слайды № 16-17
-
У Юона был на редкость счастливый брак.
-
Окружающие любили его.
-
Ему никогда не приходилось бороться с нуждой.
-
Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал.
-
После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами.
-
Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе.
-
Впоследствии его картины были всегда желанны на выставках. О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании.
-
Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.
-
Подготовка к написанию сочинения. Работа с репродукцией картины «Новая планета». Составление плана.
Перед вами на цветной вкладке учебника репродукция картины. Нам нужно составить план сочинения. Сколько частей, по вашему мнению, должно быть в сочинении? Как их можно озаглавить?
(Учащиеся предлагают варианты пунктов плана, поясняя свой выбор. Для тех, кто затруднился в выборе, на слайде № 18 дается план, предложенный учителем. )
-
Физкультминутка. Попробуем повторить те движения людей, которые показаны на картине Юона:
Поднимем руки вверх (5 раз)
Выполним наклоны (5 раз)
Сделаем выпады вперед (8 раз)
-
Анализ фрагментов картины «Новая планета». Фрагмент «Небо». Слайд № 19.
Давайте подумаем, почему автор так назвал свое произведение.
-
Понятно ли сразу, почему так названа картина?
-
Сколько планет на картине, которая из них новая?
(Мнения, безусловно, разделятся: новая планета - та, от которой видны пока только лучи; новая планета - та, которая больше/меньше других и др.)
Интересно, что К. Ф. Юон создал два варианта картины «Новая планета». Посмотрите на вторую. Слайд №20. На этой картине более понятно, какую планету художник изображает как новую.
-
Какой показана новая планета? (Это большая красная планета).
-
Почему Юон изобразил ее красной?
-
Как выглядит небо?
Лексическая работа с прилагательными цвета.
Задание. Используя прилагательные цвета, составьте словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении (красный шар, бордовые отсветы, пурпурные лучи, лиловые оттенки, фиолетовый ореол, темно-синие глубины космоса, пронзающие темное небо желтые и оранжевые лучи других планет.)
Анализ фрагментов картины «Новая планета». Фрагменты «Люди». Слайд № 21.
-
Как (какими) выглядят люди на фоне планет?
-
Что они чувствуют? Как выражают свои чувства?
Лексическая работа. Эмоции и чувства людей, способы их выражения.
Группа людей, изображенная слева. Слайд № 22.
Страх.
Паника.
Ужас.
Испуг.
Испуг.
Пытаются закрыться руками.
В мольбе протягивают руки.
Молят о пощаде.
Падают на колени.
Падают ниц.
Убегают.
Склоняются к земле.
Группа людей, изображенная справа. Слайд № 23.
Радость.
Восторг.
Восхищение.
Воодушевление.
Движутся навстречу свету.
Протягивают к небу руки.
Подаются вперед.
Призывают других не бояться.
-
Почему, кроме людей, на планете больше ничего не изображено?
(Можно не освещать историю создания картины, предоставив учащимся самим предположить эпоху. На нашем уроке варианты были следующие: изображено далекое прошлое, даже планеты еще не все сформировались, на земле еще нет растений и животных, а люди - первобытные поселенцы. Другой вариант - изображено будущее. Люди уже растратили все ресурсы планеты Земля, и те, кто показан на картине - жалкие остатки выживших).
Цветовая гамма. Слайд № 24.
-
Какими цветами представлено небо и планеты на нем?
-
Какими - планета с людьми?
-
Какой прием использует автор? (Контраст)
-
Какое впечатление усиливает цветовая гамма картины? (На картине изображено событие вселенского масштаба. )
Лексическая работа с прилагательными размера: огромный, гигантский, величественный, мелкий, ничтожный, жалкий, маленький, незаметный, едва различимый.
Задание. Подберите синонимы к прилагательному «большой», составьте с ними словосочетания/предложения, которые можно будет использовать в сочинении. Впечатления от картины.
Часто учащимся трудно объяснить, почему им понравилась или не понравилась картина. Можно предложить им сравнить свои ощущения с чувствами людей на картине или дать несколько вариантов пояснений (слайд № 25).
-
Устное составление вариантов частей сочинения.
Памятка «О чем нужно помнить при написании сочинения» (слайд № 26).
-
Домашнее задание. Написать окончательный вариант сочинения по картине К. Ф. Юона «Новая планета».
-
Рефлексия.
Оценочный лист.
Критерии
+/ -
Я познакомился с творчеством К. Ф. Юона и запомнил несколько его картин.
Я был активен на уроке.
Я самостоятельно составил план сочинения.
Я выполнил задания и составил словосочетания/предложения.
Я знаю, как написать сочинение по картине К. Ф. Юона «Новая планета».