Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

Педагогический проект

«Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы»

I.Актуальность

Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования. В первую очередь мы должны помогать ученику не только в вооружении определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые бы способствовали саморазвитию и самосовершенствованию.

Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений, сочетающейся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная компетенция способствует формированию коммуникативной личности, которая:

  • стремится к максимальной реализации своих возможностей,

  • открыта для восприятия нового опыта,

  • способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

  • владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,

  • умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения

Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка и литературы.

Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

II.Концепция

Методологическую основу данного педагогического опыта составляют основы идей компетентностного подхода, изложенные в работах А.М. Аронова,. Зимней, Г.Б., И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского и др. Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Компетентностный подход позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений, быть успешной в получении дальнейшего образования.

А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода:

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Мы будем рассматривать коммуникативные компетенции, которые включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.

Что мы вкладываем в понятие «коммуникативная компетенция»? Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Вопросы коммуникативной компетенции исследовали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев.

АПроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектвторы подчеркивают, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

Для того, чтобы понять природу коммуникации необходимо рассмотреть природу речи. Эта проблема была разработана в исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, Л.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Л.А. Чистович. Основными признаками внешней речи, проявляющейся при говорении, является ее озвученность, адекватность ситуации общения, эмоциональная окраска.. Учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.

Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями: межличностной коммуникацией, межличностным взаимодействием; межличностным восприятием.

Ключевые коммуникативные компетенции, формирующиеся в

учебной деятельности у обучающихся на уроках русского языка:

  • Социокультурный компонент (Знание социокультурной специфики страны и умение строить свое речевое поведение в соответствии с этой спецификой)

  • Лингвистический (Знание языковых средств общения , фонетических, лексических, грамматических) и правил оперирования ими

  • Социолингвистический (Умение использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения, а также в соответствии с социальным статусом партнера по общению)


  • ДПроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектискурсивный (Умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связанных высказываниях)

  • Компенсаторный (Умение анализировать и оценивать ситуацию общения, и в соответствии с этим строить свое речевое поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнеров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом.

Противоречие заключается в том, что современные школьники, имея знания по русскому языку, испытывают затруднения при использовании их в речи. Они недостаточно владеют поиском слов, чтобы выразить свои мысли и чувства. В ситуации, когда обсуждение принимает дискуссионный характер, участники слабо владеют приемами доказательства, убеждения, умением корректно отстаивать свое мнение. Резко снижается качество владения языком, чему способствует и тот факт, что современный школьник погружён в среду, где языковыми ориентирами являются герои сериалов, телешоу, компьютерных игр и т.п.

Вышеуказанное противоречие позволили сформулировать проблемы педагогического проекта:

  • Недостаточный уровень сформированности у школьников коммуникативной компетенции

  • Неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять свои творческие способности на решение различных задач.

Актуализированные противоречия, наличие проблемы исследования, недостаточная разработанность её в педагогической теории и практике обусловили выбор темы проекта: «Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы».

Цель: создание условий для наиболее эффективного формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции

ППроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектредмет исследования: эффективные технологии и приемы, позволяющие формировать коммуникативную компетенцию на уроках русского языка и литературы

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом определены следующие задачи проекта:

  • Изучить литературу по теме проекта.

  • Изучить и использовать в работе наиболее эффективные приемы, методы и технологии формирования у обучающихся коммуникативной компетенции.

  • Включить обучающихся в исследовательскую и проектную

деятельность.

  • Активизировать творческую деятельность- желание участвовать в различных творческих конкурсах.

  • Разработать систему формирования коммуникативной компетенции.

  • Сформировать умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров.

  • Осуществить мониторинг уровня сформированности коммуникативной компетенции.

Методы исследования. Для достижения поставленных задач нами использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

  • теоретические: анализ литературы и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме, изучение передового педагогического опыта, моделирование, обобщение, систематизация;

  • эмпирические: анкеты, опрос, педагогический эксперимент, тестовые методики (Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина),

  • тест "Оценка самоконтроля в общении" (М.Снайдер), тест "Оценка уровня коммуникативных особенностей" (В.Ф. Ряховский), тест определения

характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля (А.А.Леонтьев).

  • статистические: метод обработки экспериментальных данных

Свои уроки разрабатываю на основе личностно - ориентированного и системно - деятельностного подходов, поэтому организую процесс обучения в соответствии с принципами:

  • деятельности,

  • непрерывности,

  • целостности,

  • психологической комфортности,

  • вариативности,

  • творчества.

III.Содержание деятельности проекта

Главное для меня в моей работе - свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, обсудить массу интересных вопросов и - как основная задача - воспитание личности, способной к полноценной коммуникации.

Использую в своей деятельности принципы личностно ориентированного обучения с системно - деятельностным подходом.

Для формирования коммуникативной компетенции мы разработали следующие условия:

  • создание на уроке ситуации общения, позволяющей каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность в способах работы;

  • опора на субъективный опыт обучающихся, максимальная связь обучения с жизнью;

  • создание условий для саморазвития и самореализации личности ученика в процессе коммуникации;


  • вПроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектсемерный учёт индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.

Современные образовательные технологии, используемые в работе:

  • игровые технологии

  • информационные технологии

  • проектные технологии

  • технология развития критического мышления

  • театральная педагогика

  • проблемное обучение

  • коллективная система обучения

  • игровые технологии: игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игры оживляют уроки, вносят элементы сознательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения.

  • информационные технологии: основная цель использования в учебном процессе заключена в способствовании максимальному развитию способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования. Они позволяют управлять познавательной деятельностью школьников; создают возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний; расширяют возможности представления учебной информации; способствуют мотивации учебной деятельности школьников.

  • проектная деятельность: погружение в проект, его планирование и выполнение, обобщение материалов, презентация и анализ достижения поставленной цели - развивает интерес к предмету, активизирует их познавательную активность, повышает самостоятельность.

Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

На уроках русского языка и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно - ориентированный подход в обучении.

Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируется коммуникативная компетенция.

  • технология развития критического мышления через чтение и письма позволяет решать задачи: образовательной мотивации - повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма - формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности - развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности - формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. Три этапа реализации технологии: вызов, осмысление, рефлексия

  • театральная педагогика позволяет более глубоко проникнуть в суть произведения, почувствовать его, задуматься над проблемами, заключенными в произведении, правильно проанализировать и сделать выводы.

  • Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

  • Коллективная система обучения - это такой способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей,

сПроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектистемообразующей формой организации всей структуры учебно-

воспитательного процесса в школе.

КСО - это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.

Основные формы уроков: эвристические беседы, индивидуальный, групповой и фронтальный опросы, диктанты, изложения, сочинения, зачеты, практикумы, тестирование, семинары, экскурсии, путешествия, суды, уроки - игры, творческие мастерские, защита проекта, проблемные уроки

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, обсуждения, дискуссии, диспут, выступления.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения, изложения, подготовка заметок в СМИ, телекоммуникационные тексты, сообщения, участия в творческих конкурсах.

Также методы индивидуальной и групповой работы в сочетании с методами: проблемным, поисковым, эвристические, исследовательским, проектным.

Комплекс приемов, направленных на формирование коммуникативной компетенции:

  • приемы, способствующие созданию проблемных ситуаций в мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование),

  • приемы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, (тесты с самооценкой результата),

  • пПроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектриемы управления межличностными отношениями (составление взаимных заданий, совместное нахождение лучшего решения, создание эмоциональных ситуаций)

Виды уроков:

  • уроки с измененными способами организации :лекции, семинары, публичная защита знаний, мастерская, конференция,

  • уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут,

  • уроки, имитирующие какие- либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, путешествие в прошлое, путешествие по стране, интервью, пресс-конференция,

  • уроки - игры: дидактические, деловые, ролевые, состязательные,

  • уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям,

  • уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создание собственных текстов.

К нестандартным заданиям по формированию коммуникативной компетенции можно отнести:

  • диктанты «на засыпку»;

  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных речевыми ошибками;

  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;

  • "Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектперевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля,

  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

  • интеллектуально-лингвистические упражнения;

  • работа с текстами-миниатюрами;

  • комплексная работа с текстом;

  • лингвостилистический анализ текста;

  • «самодиктанты»;

Разработана модель формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

IV.Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно - правовое:

  • Закон РФ «Об образовании» , 2012 г

  • План действий по модернизации общего образования, 2011-2015гг

  • Целевая Программа ХМАО-Югры «Новая школа Югры» 2010-2015гг

  • Устав школы, 2012-2017

  • Программа развития «Школа самоопределения», 2013-2018

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010-2015гг

Программно - методическое:

  • Рабочая программа с учетом системно - деятельностного подхода

  • Методические и дидактические материалы

  • Программа по самообразованию

ИПроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектнформационное:

  • Создание банка данных методических материалов по проекту

  • Издание методических материалов, публикаций,

  • Информационно- методические материалы

  • Формирование банка достижений обучающихся

Кадровые:

  • Изучение опыта работы педагогов по теме проекта

  • Повышение квалификации через систему курсов, самообразования



Система формирования коммуникативной компетенции

ЦПроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектель: Создание условий для наиболее эффективного формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы







Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

V. Методы и средства реализации педагогического проекта

  • методы теоретического исследования: изучение, анализ материалов по

теме проекта,

  • методы эмпирического исследования( наблюдение)

  • методы экспериментального исследования( анкетирование, тестирование),

  • математический метод ( анализ, обработка полученных данных)

VI. Этапы и план реализации проекта (2010-2014гг)

Сроки


Название

этапа проекта

Цель этапа

Содержание деятельности

янв. 2010- сент. 2010

Подготовительный

Изучить и проанализировать материалы по теме проекта, современных педагогических технологий и ИКТ

Изучение и применение технологий: ЛОО

( технологии сотрудничества), КСО ( А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко), системно - деятельностного подхода , основы современной дидактики ( А.В. Хуторской), (технология развития критического мышления ( И.Г. Агапов ).

Изучение нормативной базы. Подготовка к работе по формированию коммуникативной компетенции. Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся. Разработка памяток, рекомендаций для обучающихся. Информирование родителей.

сент. 2010- сент 2012 г.

Экспериментальный

Провести уроки с использованием современных педагогических технологий и ИТК, формирующими коммуникативную компетентность

Адаптирование технологий. Организация системы работы через создание модели формирования коммуникативной компетенции. Подбор и использование заданий, способствующих развитию коммуникативных навыков. Участие в районных, окружных, российских конкурсах, олимпиадах, конференциях. Повышение квалификации педагога.

сент. 2012-сент. 2013

Заключительный

Подвести итоги, проанализировать результаты.

Анализ итогов реализации проекта.

Коррекция затруднений в ходе реализации проекта. Обобщение результатов работы.

2013-2014 учебный год

Этап последействия

Перейти в режим функционирования с учетом результатов.

Анализ итогов реализации проекта.

Коррекция затруднений в ходе реализации проекта. Обобщение результатов работы.




VII. Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции.

  • Повышение интереса к русскому языку и литературе, развитие мотивов учебной деятельности.

  • Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения.

  • Умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации.

  • Активизация творческой деятельности- желание участвовать в различных творческих конкурсах.

  • Умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров.

  • Создание модели формирования коммуникативной компетенции.

VIII. Критерии и средства диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции

Анкета «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений» проводится на разных этапах проекта.

Диагностика « Организационные умения и навыки», «Коммуникативные умения и навыки».

Мониторинг отслеживания общеучебных умений и навыков по русскому языку.

Мониторинг результатов участия в конкурсах, олимпиадах

Коммуникативные умения и навыки

Высокий уровень. Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

СПроект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроектредний уровень. Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Низкий уровень. Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Организационные умения и навыки

Высокий уровень. Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Средний уровень. В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Низкий уровень. Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. Притом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Коммуникативные умения и навыки

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

2009-2010

30,2%

54,2%

15,6%

2010-2011

32%

55%

13%

2011-2012

35 %

53%

12%

2012-2013

38%

51%

11%



Организационные умения и навыки

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

2010-2011

31,8%

54%

14,2%

2011-2012

34,2%

52,8%

13%

2012-2013

37%

52,5%

10,5%


Показатели уровня сформированности коммуникативных умений и навыков

Общеучебные умения и навыки

Уровни сформированности

27 ( количество человек)

до реализации проекта

в ходе реализации проекта

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

В технике устной речи

отвечать на вопросы различного характера

5

7

15

3

4

20

владеть техникой подготовки различных по характеру вопросов к тексту, к рассказу, к слову, к ответу

8

5

14

4

5

18

вести диалог на материале несложных тем

6

8

13

2

9

16

пересказывать по плану подробно, сжато, выборочно содержание фильма, художественного произведения

5

7

15

3

4

20

уметь создавать связные высказывания, различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение

8

5

14

4

5

18

устная монологическая речь

(низкий: 1-2 мин.

средний: 3-5 мин.

высокий: 8-10 мин.)

6

8

13

2

9

16

владеть монологической и диалогической речью, соблюдая общепринятые нормы

8

5

14

4

5

18

выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения

6

8

13

2

9

16

уметь слушать и слышать







в технике письменной речи

создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание послушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации

8

5

14

4

5

18

писать отзыв на прочитанную книгу

6

8

13

2

9

16

составлять план текста

8

5

14

4

5

18

составлять тезисы

6

8

13

2

9

16

составлять конспекты

8

5

14

4

5

18

писать заметку в газету, объявление

6

8

13

2

9

16

составлять рецензию на ответ ученика, интервью по теме

8

5

14

4

5

18

уметь использовать основные виды практических работ: выписывать цитаты, запись под диктовку, изложение, сочинение, автобиография, характеристика

6

8

13

2

9

16

использует в рабочих тетрадях необходимые сокращения, элементы стенографии

6

8

13

2

9

16

написание реферата

8

5

14

4

5

18


Результаты эксперимента показывают, что у учащихся высокие показатели по сформированности коммуникативных умений и навыков.


IX. Результаты работы над проектом


Качество знаний уч-ся по русскому языку и литературе за 3 года



русский язык

литература

2010-2011

58%

60%

2011-2012

62%

65%

2012-2013

66%

69%



Результаты итоговой аттестации выпускников по русскому языку

в 2012-2013 учебном году

Кол-во выпускников

Из них сдавали экзамен по русскому языку

Количество полученных

в ходе итоговой аттестации

оценок

Качество

Количество обучающихся, подтвердивших в ходе аттестации годовую оценку

5

4

3

2

27

27

10

8

12

-

66,6%

27

Динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся за последние три года

Класс

Кол-во

обучающихся

Кол-во обучающихся

Общий

итог

Повысил годовую оценку

Снизил годовую оценку


русский

язык

литература

русский

язык

литература


25

2

3

-

-

5

27

2

4

-

-

6

27

4

6

-

-

10




Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

Результаты участия в олимпиадах по русскому языку и литературе

Учебный год

Фамилия, имя

Класс

Уровень

Результат

2010-2011

Омельченко Анастасия

10 а

муниципальный

призер


Фатхлисламов Артур

муниципальный


Первушина Ирина

муниципальный


Мардисламова Альбина

муниципальный

4 м

2011-2012

Мустафина Екатерина

муниципальный

1 м


Фатхлисламов Артур

муниципальный

2012-2013

Мустафина Екатерина

муниципальный


Мустафина Екатерина

муниципальный


Некрасова Анастасия

муниципальный


Борисовская Анастасия

Россия


Итоги участия в научно - практической конференции исследовательских работ «Шаг в будущее»

Учебный

год

Фамилия, имя

Тема работы

Результат

2011-2012

Фатхлисламов

Артур

«Раскрытие образа Тараса Бульбы средствами художественной литературы и киноискусства»

3 м

2012-2013

Борисовская

Анастасия

«Влияние изучения сказок коренных народов Севера на проявление толерантности младших школьников»

1 м

Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок»:

2010-2011уч.год- 1 м в районе Фатхлисламов Артур, Первушина Ирина

2011-2012уч.год -1 место в районе Борисовская Анастасия, 2 м в районе Мустафина Екатерина, 3 м в районе Мардисламова Альбина

2012-2013 -2 место в районе Борисовская Анастасия, 3 место в районе Первушина Ирина, Шелехова Яна



Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

Участие в творческих конкурсах

Учебный год

Фамилия, имя

Тема работы

Уровень

Результат

2010- 2011

Шагина Екатерина

ООткрытый литературный конкурс среди детей и подростков имени мансийской сказительницы А.М.Коньковой, номинация «Лучший рассказ»

окружной

2 место


Борисовская Анастасия

Сочинение «Если бы депутатом выбрали меня»

муниципальный

1 м


3Шагина Екатерина -

у

Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

федеральный

3 м


Мулюкин Максим

Всероссийской викторины по литературе «Никто не забыт, ничто не забыто!»

федеральный

частник

2011-2012

Борисовская Анастасия

Сочинение «Предметы военной истории»

окружной

4 м


Некрасова Анастасия

Эссе «Батюшка лес» в рамках окружного конкурса «Благословляю Вас, леса!»

окружной

3 м


Мурзаева Наталья

очерк « Природный объект - памятник живой природы» в рамках окружного конкурса «Благословляю Вас, леса!»

окружной

2 м

2012-2013

Борисовская Анастасия

Очерк «Полянка сказочных мухоморов» в рамках окружного конкурса «Благословляю Вас, леса!»

окружной

1 место


Мустафина Екатерина

Очерк «Любой природный объект - памятник природы» в рамках окружного конкурса «Благословляю Вас, леса!»

окружной

2 место


Швецов Никита

тТворческая работа «Природа - наш дом» в рамках Всероссийского конкурса литературного творчества детей и подростков


Россия

1 место


X. Показатели эффективности педагогического проекта

Эффективность данного опыта в том, что работа по проекту повышает уровень коммуникативных умений и навыков ( до 38% - высокий уровень, 51% - средний уровень), повышает общую филологическую грамотность учащихся ( до 100%), а также воспитывает важнейшие личностные качества личности.

Я отмечаю следующие возможности и преимущества моего опыта:

  • повышение уровня мотивации к предмету;

  • повышение познавательной активности учащихся и овладение общеучебными умениями и ключевыми компетенциями;

  • рост качества знаний и уровня обученности ( 66% - по русскому языку, 69%- по литературе);

  • доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

XI. Выводы:

  • Апробированные при реализации проекты и методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции способствует формированию устойчивых коммуникативных компетенций,

  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза,

  • позволяют проявлять обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств,

  • повышают мотивацию к учению,

  • развивают познавательную активность,

  • вызывают интерес к предмету,

  • дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве,

  • способствуют повышению качества знаний,

  • Проект показал эффективность формирования коммуникативной компетенции при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм урока.

  • Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.

В ходе реализации проекта

  • Создан пакет коммуникативно - ориентированных заданий.

  • Создан банк творческих и исследовательских работ с использованием ИКТ.

  • Обобщен и презентован практический опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы» на заседании МО.

  • Систематизирован теоретический и практический материал «Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся на уроках русского языка и литературы» в виде брошюры и презентован учительской общественности.

  • Разработана система формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

  • Материалы опубликованы на сайтах eidos.ru, psosh44, http//zavuch

Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

XII. Перспективы дальнейшего развития проекта

Расширение территории проекта : трансляция опыта в педагогических сообщества Нефтеюганского района, округа, России.

ХШ. Литература

  1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. - 2012. - №2

  2. Н.В.Беляева. Литература 10 класс. Поурочные разработки, М., "Просвещение",2009г.

  3. Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2012. - №2

  4. И.П.Карпов. Н.Н.Старыгина. Открытый урок по литературе, "Московский Лицей", 2013г.

  5. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся.- М., «Дрофа», 2009 г.

  6. Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь. М., «Академиа», 2007г.

  7. Н.А.Петровская. Компетентность в общении. М., «Прогресс», 2008г.

  8. Л.И.Тареева, Т.Н.Захарова. Литература. Активные методы обучения. Волгоград, 2008г.

  9. А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьника. М., "Владос", 2008г.

  10. literature.area7.ru/?link=1969.21 Мастер-класс "Возможности учебника литературы в формировании коммуникативной компетенции учащихся"

  11. literature.area7.ru/?link=1969.22 Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.



Проект Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературыПроект

12

© 2010-2022