- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект по литературе. Электронный журнал «г. Семёнов»
Проект по литературе. Электронный журнал «г. Семёнов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Шергина Н.Н. |
Дата | 09.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Детский познавательный журнал
Март 2014
Выпуск №1
Содержание
Яна Галина - Вдоль замысловатых улиц 3
Анастасия Худышина - Таинственные ромбики и завитки 4
Яна Галина - По тропинке завитушек и точечек 5
Марина Яхлакова - Краснощекая красавица 6
Александра Плотникова - Дело всей жизни 8
Картинная галерея
Разноцветные картинки 9
Путевые заметки
Увлекательное путешествие 11
Вдоль замысловатых улиц
Я думаю, мало людей, которые, побывав в Семенове, не хотели бы узнать его историю. Я заинтересовалась и пошла на поиски самого интересного.
Первые сведения о Семёнове как о поселении Семёна относятся к концу XVII века. Известно, что в 1708 году это - починок, где был на базаре будущий нижегородский епископ Питирим, который замыслил именно здесь поставить церковь для борьбы с расколом. В 1717 году церковь была построена, определен поп - Леонтий Федоров, и с этого времени починок стал селом.
В 1779 году Семёнов получил статус города. В 1784 году землемером капитаном Федором Фок Гинее было проведено межевание земель города Семёнова, согласно утвержденного императрицей плана. План этот представлял собой квадрат, разбитый взаимопересекающимися улицами на 16 прямоугольных квадратов, а так же пересеченный двумя линиями диагональных улиц, на месте скрещивания которых возникла центральная площадь. Таких планировок городских улиц в России тогда больше не было.
(Яна Галина)
3
Таинственные ромбики и завитки
Сегодня я расскажу вам, чем прославился прекрасный город Семёнов.
Семенов приобрел широкую мировую известность в связи с тем, что является одним из крупнейших центров по художественной обработке дерева, что позволило ему встать в ряд наиболее значимых мест, связанных с народными промыслами.
Рассказать я хочу не о росписи по дереву, а о резьбе. А точнее о резных наличниках на окнах.
Оформление окон изначально несло в себе в большей степени мистический смысл, нежели декоративный. Со времён языческой Руси считалось не очень хорошо дырявить стены дома окнами. Вроде бы как лишняя лазейка для всякой нечисти. Если и делали где окна, так в домах общественного значения, таких, как харчевни и т.п. Окна обрамлялись резными наличниками для защиты, они являлись оберегами. Современные наличники несут чисто декоративную нагрузку, тогда как в древней Руси каждый элемент узора, каждый ромбик и завиток нёс в себе информацию.
Резьба по дереву тоже довольно широко распространена ещё со времён основания города. В центре сохранилась застройка второй половины 19 в. - начала 20 в. -
деревянные 2-этажные дома.
(Анастасия Худышина)
4
По тропинке завитушек и точечек
Одна из самых замечательных и необычных росписей - Семёновская. И у неё должно быть своё происхождение. Давайте его узнаем.
Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в начале XX века. Постепенно, на смену мастерам-кустарям, точившим и расписывавшим на дому матрешку и игрушки, в 20-50-ые годы прошлого века пришли артели промысловой кооперации. Позднее артели объединились в крупное промышленное предприятие, оснащенное техникой. Тогда начала осваиваться точка крупных уникальных матрешек и производство в промышленных масштабах.
Сегодня основанная в 1932 году ООО «Торговый дом семеновская роспись» - одна из старейших фабрик России по производству детской игрушки, сувениров, традиционной русской матрешки. Матрешка неизменно вызывает интерес у взрослых и восторг у детей. Она стала традиционным русским сувениром. Предприятие также возрождает забытый промысел резьбы по дереву, поддерживает производство неповторимых изделий, инкрустированных золотой соломкой.
Художники фабрики создают новые образцы, новые виды изделий как в традиционном стиле, так и авторские образцы изделий, окрашенных гуашью и темперными красками. Фабрика успешно работает с многочисленными партнерами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Ассортимент продукции насчитывает более 150-ти наименований. Это - матрешки от 3- до 20-кукольной игрушки, а по заказу и больше сувенирные изделия с объемной резьбой, изделия, инкрустированные соломкой, сувенирные штофы различной формы и многое другое. Фабрика изготавливает по желанию заказчика и по его дизайну нетрадиционные изделия и сувениры с элементами рекламы предприятий и продукции. На предприятии есть музейно-выставочный зал, проводятся мастер - классы по росписи матрешек.
(Яна Галина)
5
Краснощекая красавица
Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке.
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси.
Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами. По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки.
Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником.
6
Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.
Ранние семёновские матрешки, больше соответствовали духу древнерусской росписи, а линии рисунка были графичнее и легче. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета - красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна. Мастерица, расписывая очередную матрешку, вносит в роспись что-то новое. В то же время матрешка, выполненная мастерами Заволжского края, несет отпечаток древней, отшлифованной веками народной культуры, своеобразно понятой и развитой современными мастерами. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая, в отличие от Сергиево- Посадской матрёшки, имеет большую стройность, относительно тонкий «верх» который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью: в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
(Мария Яхлакова)
7
Дело всей жизни
Семенов - центр нижегородских промыслов. В богатом лесами крае активно развивается художественная обработка дерева. Это очень сложное, долгое и интересное занятие, в котором принимала участие вся семья. Давайте посмотрим, как это было.
Вся семья собиралась за общей работой: кто на полу на маленьких скамеечках, кто на нарах, а кто и на печи. Ребята лет семи раскалывали на чурбане баклуши топором на несколько равных частей и обтесывали их на манер ложки. После этого обтесанная баклуша теслилась, т. е. долбилась теслом, особого рода изогнутым резцом. Эту часть работы выполняли подростки 10-15 лет. Выдолбленная баклуша переходила из детских рук в опытные руки взрослого рабочего. Он сначала скоблил, чистил, строгал внутреннюю сторону ложки, потом ножом ровнял и обрезал ее края, наконец, округлял черенок и коковку. Затем за дело брались женщины. Они скоблили ложку с затылка, сглаживая ее неровности. А у самого окна, поближе к свету, сидела девочка-подросток лет двенадцати и гусиным пером наводила на внутренней стороне ложки чернилами или клеевыми красками из сурика и зеленого крона наивные узоры. Это называлось «писать», «кропить» ложку. За общей дружной работой быстро наполнялись заранее подготовленные короба.
На семеновских ложках самые разнообразные мотивы росписи. Здесь и сочные киноварные ягоды рябины, малины, вишни, и золотые листья затейливых форм. Похоже на драгоценную парчу «круглое» письмо «Кудрина», когда золотые цветки и такие же листья обрамляет фон красного или черного цвета. Название «Кудрина» объясняется тем, что мотивы этой росписи состоят из округлых завитков, похожих на кудри.
Позже, уже в конце IXX был создан памятник Семёну - ложкарю, который по преданию создал первую деревянную ложку. Он установлен на территории ЗАО «Хохломская роспись» в 1999 году к 1000-летию русской ложки. Автор молодой скульптор Нижнего Новгорода Елена Коржова, выпускница Горьковского художественного училища.
8
Картинная галерея
Разноцветные картинки
Резной дом в Семенове
За работой по росписи
Большой склад расписной посуды
9
Матрешка - Дед Мороз Поднос с двуглавым орлом
Олимпийские матрешки
Церковь в Семенове
10
Путевые заметки
Увлекательное путешествие
Совсем недавно мы побывали в Семенове и посмотрели на семеновскую матрешку. У нас осталось очень хорошее впечатление!
Мы побывали на заводе по изготовлению и росписи семеновской матрёшки. И на большой улице резных домов мы тоже побывали. А еще мы посмотрели на памятник «Семену - ложкарю». Нам там очень понравилось!
11
Детский познавательный журнал
«Семенов - город мастеров»
Редактор Яна Галина 6б класс
Руководитель Шергина Н.Н.