Рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа по  литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего  образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2011).   Данная про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ

«Средняя общеобразовательная школа №30 г. Йошкар-Олы»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

на 2014-2015 учебный год






Программу разработала:



Пленкина Г.П.,

учитель русского языка и литературы






6 класс






2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. - М., 2011).

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Литература - базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.

Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью;

  • составление плана;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Технологии, методики:

  • Активные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии


Формы организации учебного процесса:


Формы обучения:


Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

В 6 классе предполагаются следующие формы контроля: устный ответ, работа в тетради, тестирование. В течение учебного года обучающиеся пишут 6 сочинения (из них 4 аудиторных). Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе.

Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии М.А.Снежневской и О.М.Хреновой (Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. - М., 2012).

















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение.

О главном в литературе. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

Самостоятельное чтение: книги, прочитанные летом.

Контроль знаний: анализ устных ответов и читательских дневников.

Тема 1

Устное неродное творчество

О былине и её героях. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. О построении и языке былины. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Самостоятельное чтение: былины о героях.

Теория: былина как фольклорный жанр, былинный стих, построение былины, язык былины, постоянные эпитеты, гипербола.

Обучающиеся должны знать: содержание изученных произведений; художественные особенности былин.

Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание изученных произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям; исполнять произведения фольклора.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, тестирование.

Тема 2

Из литературы Древней Руси

Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет». «Никита Кожемяка». Прославление патриотического подвига русских воинов. « Евпатий Коловрат». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам.

Исторические события, отражённые в произведениях. Прославление патриотического подвига русских воинов.

Самостоятельное чтение: Т.Н.Михельсон «Рассказы начальной русской летописи».

Теория: летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.

Обучающиеся должны знать: изученные произведения, особенности летописи.

Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, тестирование.

Тема 3. Баллады

В.А.Жуковский

«Светлана», «Лесной царь»; Ф.Шиллер «Перчатка»; А.Н.Майков «Емшан»; А.К.Толстой «Канут». Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.

Самостоятельное чтение: Анекдоты о Ходже Насреддине.

Теория: особенности баллады как жанра, балладного сюжета, понятие рифмы и строфы.

Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их особенности.

Обучающиеся должны уметь: пересказывать подробно и кратко тексты произведений, анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять тексты в жанре баллады.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, сочинение.

Тема 4.

Из литературы XIX века

А.С.Пушкин

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики. «Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств. Роль глаголов, передающих динамику действия.

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. «Благородный разбойник » Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов. Пейзаж, его роль в произведении. Интерьер и его роль. Авторская характеристика.

Н.М.Языков

«Песня», «Пловец». Своеобразие лирики.

М.Ю.Лермонтов

«Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Аллегорический смысл стихотворения. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотворении. Звукопись. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин.

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.

Н.В.Гоголь

«Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед рождеством». Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Сказочность повести. Поэтизация вольной, чистой и светлой любви.

С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня». Изменчивая картина зимнего дня. Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие чувства природы. Особенности интонации.

И.С.Никитин «Лес», «Ярко звёзд мерцанье…», Н.П.Огарёв «Дорога», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», А.А. Фет «Чудная картина», И.З.Суриков «Степь». Тема дороги, шири, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали. Проникновенный лиризм стихотворений.

Углубление понятий об изобразительно-выразительных средствах языка: сравнении, эпитете, олицетворении.

К.М.Станюкович

«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутникова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.

А.П.Чехов

«Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя .

«Смерть чиновника», «Пересолил». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

В.Г.Короленко

«Дети подземелья». Вера писателя в человека. Нравственная суть взаимоотношений героев. Труд в жизни детей. Утверждение в повести добро ты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет литературного героя.

Н.Д.Телешов

«Домой». Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения. Человечность старика - каторжника. Роль пейзажа в рассказе.

Самостоятельное чтение: Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством», рассказы А.П.Чехова.

Теория: литературоведческие понятия (экспрессивная лексика, глаголы действия, пейзаж, его роль в произведении, аллегорический смысл, звукопись); изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение).

Обучающиеся должны знать: прочитанные произведения, новые литературоведческие понятия: экспрессивная лексика, глаголы действия, пейзаж, его роль в произведении, аллегорический смысл, звукопись; изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение),

Обучающиеся должны уметь: применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения (литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка), работать со стихотворной речью (строфа, ритм, рифма), определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, сочинение (аудиторное и домашнее), тестирование.

Тема 5

Из литературы ХХ века

А.П.Платонов

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни. Самоотверженность , доброта, отзывчивость героини.

М.М.Зощенко.

Избранные рассказы. Особенности рассказов. Юмор.

М.М.Пришвин

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идей повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения.

В.Г.Распутин

«Уроки французского». Взаимоотношения главного героя с окружающими. Главный герой и учительница. Уроки доброты и милосердия. Изображение человека в эпическом произведении.

Н.М.Рубцов Лирика. Патриотический характер лирики.

Д.Олдридж

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бена и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Самостоятельное чтение: произведения Платонова А.П., произведения писателей-фантастов.

Теория: жанр были-сказки, жанры фантастики, роль и характер героев, авторская позиция.

Обучающиеся должны знать: содержание изучаемых произведений, жанр были-сказки, роль и характер героев, позицию автора.

Обучающиеся должны уметь: выразительно читать изученные произведения, определять темы и нравственные проблемы произведений, пересказывать устно и письменно, составлять простой и сложный план, давать развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос, беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям; исполнять стихи ; писать сочинение на литературную тему.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, исполнение произведений), письменных работ в тетрадях, сочинение на литературную тему.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Введение.

1

Текущий контроль

  1. Устное народное творчество


2

Текущий контроль

  1. Из литературы Древней Руси.

2

Текущий контроль

  1. Баллады

3

Текущий контроль

Развитие устной речи - 1


  1. Литература 19 века


25

Текущий контроль

Развитие устной речи - 5

Классное сочинение - 2

Домашнее сочинение - 1

  1. Литература 20 века.

37

Текущий контроль

Развитие устной речи - 2

Классное сочинение - 2

Домашнее сочинение - 1

Итого:

70















ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

В 6 КЛАССЕ (70 часов)


I ЧЕТВЕРТЬ

сентябрь

1

1.

О главном в литературе. Размышляя над прочитанным. О книге и чтении.


2.

О былине и ее героях. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2

1.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2.

Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. «Повесть временных лет».

3

1.

Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат».

2.

Баллады. В.А.Жуковский. О поэте. «Светлана». Фольклорная основа баллады.

4

1.

И. В. Гете «Лесной царь». О балладе «Лесной царь». Ф. Шиллер «Перчатка», А. Н. Майков «Емшан».

2.

А. К. Толстой. О поэте. «Канут». О рифме и строфе.

октябрь

5

1.

А. С. Пушкин. О поэте. «Песнь о вещем Олеге».

2.

«Няне». Зимние мотивы в поэзии А. С. Пушкина: «Зимняя дорога».

6

1.

«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта.

2.

А.С. Пушкин «Дубровский». Главы I-II.

7

1.

А.С. Пушкин «Дубровский». Главы III-VI.

2.

А.С. Пушкин «Дубровский» Главы VII-XI.

8

1.

А.С. Пушкин «Дубровский» Главы XII-XVI.

2.

А.С. Пушкин «Дубровский» Главы XVII-XVIII.

ноябрь

9

1.

Статья «Дубровский» в искусстве. Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

2.

М. Ю. Лермонтов. О поэте. «Парус».

II ЧЕТВЕРТЬ

10

1.

М. Ю. Лермонтов. «Тучи».

2.

Тема человека и природы в балладе «Три пальмы». О стихотворных размерах.

11

1.

Н. В. Гоголь. О писателе. «Майская ночь, или Утопленница».

2.

Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».

12

1.

Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».

2.

Мотивы родной природы в русской поэзии.

декабрь

13

1.

Мотивы родной природы в русской поэзии.

2.

С. Т. Аксаков. О писателе. «Очерк зимнего дня».

14

1.

Вн.чт. Г. Троепольский. « Белый Бим Черное ухо»

2.

Вн.чт. Г. Троепольский. « Белый Бим Черное ухо»


15

1.

А. П. Чехов. О писателе. «Толстый и тонкий».

2.

А. П. Чехов. «Смерть чиновника». О смешном в художественном произведении.

16

1.

А. П. Чехов. «Пересолил».

2.

В. Г. Короленко. О писателе. Из воспоминаний Короленко об отце. «В дурном обществе». Глава 1.

III ЧЕТВЕРТЬ

январь

17

1.

«В дурном обществе». Главы 2 и 3.

2.

«В дурном обществе». Главы 4 «Знакомство продолжается» и 5 «Среди «серых камней»».

18

1.

«В дурном обществе». Главы 6 «На сцену является пан Тыбурций» и 7 «Осенью».

2.

«В дурном обществе». Глава 8 «Кукла». Заключение. Портрет литературного героя.

19

1.

Н. Д. Телешов «Домой». Обстоятельства и поступки.

2.

Н. Д. Телешов «Домой». Обстоятельства и поступки.



1.

Из зарубежной литературы. А. Доде «Маленький шпион».

февраль

2

2.

А. П. Платонов. О писателе. «Песчаная учительница» .

21

1.

М. М. Пришвин. О писателе. «Кладовая солнца». Глава I, II Настя и Митраша.

2.

«Кладовая солнца». Главы III, IV. Блудово болото. Ссора детей. Олицетворения в сказке-были

22

1.

«Кладовая солнца». Главы V-XII сказки-были.

2.

«Кладовая солнца». Статьи «О пейзаже», «Читая Пришвина».

23

1.

Вн. чт. А. Грин «Алые паруса».

2.

Вн. чт. А. Грин «Алые паруса».

март

24

1.

Движение весны. Стихотворения о весне.

2.

Движение весны. Стихотворения о весне.

25

1.

М. М. Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя».

2.

Рассказ Ю. М. Нагибина «Старая черепаха». Стихотворение А. Я. Яшина «Кулик».

26

1.

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

2.

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Писатель о своем рассказе.

IV ЧЕТВЕРТЬ

апрель

27

1.

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Сочинение.

2.

Вн. чт. В.К.Железников «Чудак из шестого «Б».

28

1.

Вн. чт. В.К.Железников «Чудак из шестого «Б».

2.

Н. М. Рубцов. Стихотворения о детстве, о родине.

29

1.

Н. М. Рубцов. Стихотворения о детстве, о родине.

2.

Вн. чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

30

1.

Вн. чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

2.

Вн. чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

май

31

1.

Стихотворения о Великой Отечественной войне (по выбору учащихся).

2.

Читаем о Великой Отечественной войне.

32

1.

Читаем о Великой Отечественной войне.

2.

Из зарубежной литературы. Дж. Олдридж. «Последний дюйм».

33

1.

Дж. Олдридж. «Последний дюйм».

2.

Вн. чт. Эрнест Сетон-Томпсон «Снап».

34

1.

Вн. чт. Эрнест Сетон-Томпсон «Снап».

2.

Чудо открытия книги. О чтении книг.

35.

1.

Итоговый урок. Рекомендации на лето.

2.

Резервный урок.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ


Требования к уровню подготовки обучающихся:


Основные учебные умения и навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия.


В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса. Прогнозируемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по литературе. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

  2. Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. - М., 2011.

  3. Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. - М., 2012.

  4. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М., 2006.

  5. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. - М.: «Экзамен», 2008

  6. Примеры уроков с использованием ЦОР.




© 2010-2022