Проект В мире Достоевского

   Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - один из сложнейших в русской литературе. Игровой проект "В мире Достоевского" нацелен на поддержание интереса к изучению литературы и актуализацию знаний учащихся. Работа над проектом будет способствовать  развитию познавательных навыков учащихся,  развитию умения ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления.    Продукт проекта - сценарий интеллектуальной игры "Риск-версия" по роману Ф.Достоевск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название проекта: «В мире Достоевского»

Учебный предмет: литература

Тип проекта: групповой, кратковременный, игровой

Цель проекта: разработка сценария и проведение интеллектуальной игры по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Задачи проекта:

  1. изучить роман «Преступление и наказание»;

  2. написать сценарий интеллектуальной игры «Риск-версия» по роману Ф.М.Достоевского;

  3. провести игру между командами 10 класса.

Участники проекта: учащиеся 10 класса.

Аннотация проекта.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - один из сложнейших в русской литературе. Игровой проект нацелен на поддержание интереса к изучению литературы и актуализацию знаний учащихся. Работа над проектом будет способствовать развитию познавательных навыков учащихся, развитию умения ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления.

Предполагаемый продукт проекта: разработка сценария и проведение игры «Риск-версия».

Этапы работы над проектом:

  1. Определение цели и задач проекта.

  2. Планирование работы

  • Разделиться на группы, распределить обязанности в группе.

  • Подготовить план работы над проектом.

  • Изучить текст романа «Преступление и наказание».

  1. Реализация проекта

  • Работать в группах по плану.

  • Обращаться за консультацией к учителю.

  • Придумать название игры и её содержание.

  • К назначенному времени объединить разработанные материалы, подготовив сценарий.

  • Подготовить всё необходимое для проведения игры.



  1. Презентация (представление проекта)

  • Провести игру.

  • Определить победителя.

  1. Рефлексия

  • Обсудить, что получилось, а что не удалось реализовать.

Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, текст романа «Преступление и наказание», шляпа для проведения игры.

Сценарий интеллектуальной игры «Риск-версия»

В первой игре участвуют 2 команды. Каждой команде предлагается 4 вопроса по очереди. Право первого хода разыгрывается по жребию. Если команда «рискует», т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда не даст правильного ответа, соперники могут попытаться ответить на заданный вопрос и получить 1 балл в случае верного ответа. Кроме того, каждая команда должна ответить на вопрос «из шляпы». Ассистент ведущего выносит большую шляпу (склеенную из картона или настоящую). Капитаны команд по очереди вытягивают вопросы.

Во второй игре принимают участие 2 новые команды. Победители первой и второй игр участвуют в третьей игре-финале.

I игра

Вопросы командам:

1. Какой герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сумел объяснить причины, побудившие Раскольникова совершить убийство: «Тут дело <…> современное, нашего времени-с случай, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с…»?

а) Соня Мармеладова

б) Разумихин

в) Порфирий Петрович

г) Свидригайлов

Ответ: в

2. С какой целью Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание» совершает убийство старухи?

а) чтобы помочь сестре и матери

б) чтобы самому выбраться из нищеты

в) чтобы спасти от нищеты Мармеладова

г) чтобы практически подтвердить свою теорию

Ответ: г

3. Угадайте персонажа по его описанию. «…Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен<…> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Ответ: Раскольников Родион Романович, «Преступление и наказание»

4. Угадайте персонажа по его описанию. «…Была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». «Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, со скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом».

Ответ: Софья Семеновна Мармеладова

5. Что сделал Раскольников, говоря « Я не тебе…, я всему страданию человеческому…»?

Ответ: «поклонился». Встал на колени перед Соней и поцеловал ей ноги.

6. Как по-библейски назвал своего героя и его избранницу автор: «Огарок давно уже погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате…и…, странно сошедшихся за чтением вечной книги»? О какой книге идет речь?

Ответ: убийцу и блудницу; Евангелие.

7. Кого можно назвать «двойником» Раскольникова?

Ответ: Свидригайлова и Лужина, проповедующих и реализующих теорию «всё дозволено»

8. Кто берет на себя чужую вину, вину Раскольникова?

Ответ: маляр Миколка

Вопрос из «шляпы»

Каждая команда отвечает на 1 вопрос: «Кому принадлежит эта вещь?».

А) Драдедамовый платок

Ответ: Соне

Б) Новый Завет в русском переводе. Книга старая, подержанная, в кожаном переплете

Ответ: Соне. Книга попала к Соне от Лизаветы.

II игра (участвуют 2 новые команды)

Вопросы командам:

1. Какими синонимами и сравнениями определена комната Раскольникова?

Ответ: каморка, клетушка, конура, морская каюта; похожа на шкаф, сундук, гроб.

2. Какие три события, происшедшие в течение трех дней и потрясшие Раскольникова, подтолкнули его к преступлению? Какой сон видит герой накануне убийства?

Ответ: знакомство с Мармеладовым, письмо матери о судьбе Дуни и встреча с пьяной обесчещенной девочкой. Сон о жестоком избиении и убийстве лошади.

3. Определите по интерьеру, чья это комната: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника…Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой.<…>Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».

Ответ: комната Сони в квартире Капернаумовых.

4. Определите по интерьеру, чья это комната: «Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках».

Ответ: Алены Ивановны.

5. Кому принадлежит высказывание: «Это человек-то вошь!»?

а) Свидригайлову

б) Лужину

б) Соне

Ответ: Соне

6. Кому принадлежит высказывание: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»?

а) Софье Семеновне

б) Катерине Ивановне

в) Авдотье Романовне

Ответ: Софье Семеновне

7. Какой герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» спас Соню Мармеладову от обвинений в краже и назвал имя человека, подложившего ей деньги?

а) Лужин

б) Раскольников

в) Разумихин

г) Лебезятников

Ответ: г

8. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» пытался оклеветать Соню Мармеладову, обвиняя ее в краже денег?

а) Свидригайлов

б) Разумихин

в) Лужин

г) Лебезятников

Ответ: в

Вопрос из «шляпы»

Каждая команда отвечает на 1 вопрос: «Кому принадлежит эта вещь?».

А) Высокая круглая шляпа, циммермановская, рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей.

Ответ: Раскольникову

Б) Шелковое цветное платье с длиннейшим хвостом.

Ответ: Соне

III игра - ФИНАЛ

В финале участвуют победители первой и второй игр.

Вопросы командам:

1. Кто утверждает, что ему «некуда больше идти», а «надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»?

Ответ: Мармеладов.

2. Как погиб Мармеладов?

Ответ: был раздавлен коляской.

3. Какую дилемму ставит перед Соней Раскольников: «… ли жить и делать мерзости, или умирать…»? Что выбирает Соня?

Ответ: «Лужину», «…Катерине Ивановне». Соня не хочет брать на себя роль судьи -кому жить, а кому умирать.

4. Своему благоразумному герою автор подбирает подходящую фамилию и дарит свою мечту об организации издательства. Кому?

Ответ: Разумихину.

5. Какой дар принимает Раскольников от Сонечки Мармеладовой?

Ответ: крестик на шею.

6. Кто из героев романа кончил жизнь самоубийством?

Ответ: Свидригайлов.

7. Фотография какой всемирно известной картины висела в кабинете Достоевского до конца его дней? Где он видел ее подлинник?

Ответ: «Сикстинская мадонна» Рафаэля, в Дрезденской картинной галерее.

8. Если Пушкина назвали после его смерти солнцем русской поэзии, то Достоевского кто-то считал солнцем своей жизни. Кто?

Ответ: Анна Григорьевна Достоевская - жена писателя.

Вопрос из «шляпы»

«Лишний» элемент.

Каждой команде вручается набор карточек с записанными на них элементами интерьера. Задача игроков - определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найти «лишний» элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища.

Набор 1: три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

Ответ: Каморка Раскольникова; «лишний» элемент: в углу перед небольшим образом - лампада, из комнаты Алены Ивановны.

Набор 2: диван с огромною выгнутою деревянною спинкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

Ответ: Комната старухи-процентщицы; «лишний» элемент- дырявая простыня - из квартиры Мармеладовых.





© 2010-2022