«Создание условий для активизации творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

«Создание условий для активизации творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы».   В повседневной жизни мы постоянно разговариваем с кем-то, слушаем других, поем, мечтаем, думаем, передаем информацию. В каждом из случаев мы используем родной язык. В связи с этим младшего школьника необходимо научить хорошему чтению, чтобы он мог воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умел достаточно быстро и правильно записать прослушанное и прочитанное. Именно т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

«Создание условий для активизации творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы».


В повседневной жизни мы постоянно разговариваем с кем-то, слушаем других, поем, мечтаем, думаем, передаем информацию. В каждом из случаев мы используем родной язык.

В связи с этим младшего школьника необходимо научить хорошему чтению, чтобы он мог воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умел достаточно быстро и правильно записать прослушанное и прочитанное. Именно такой ученик легко будет приобретать знания по всем предметам. Он должен уметь пользоваться всеми богатствами, которые таит в себе лексика русского языка.

Главным условием овладения знаниями, безусловно, является привитие интереса учащихся к учебе. Конечно же, основной формой обучения является урок. На нем не всегда есть возможность ответить на вопросы, интересующие детей, раскрыть «тайны» русского языка. В данном случае помогут факультативные курсы, внеурочная деятельность.

Переосмысливая педагогические подходы, я выделила проблему:

«Создание условий для активизации творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Поставленная проблема предусматривает реализацию следующих задач:

- Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика, как в своей работе, так и в работе всего классного коллектива;

- Стимулировать учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроках русского языка и литературы без опасения ошибиться, получить неправильный ответ;

- Поощрять стремление учащихся к самостоятельной работе, анализировать во время уроков различные способы выполнения задач, отмечать и поддерживать все проявления деятельности, способствующих достижению учащимися цели.

Учитывая вышеизложенное можно отметить, что ученик на уроках русского языка и литературы должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность. А как же этого достичь? Для достижения необходимого результата я использую различные приемы развития творческого мышления:

Создание проблемной ситуации, которая побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений и их обобщению. Такие задания применяю для необходимости выбора нужной информации учащимися.

Для решения проблемного вопроса ученикам предлагается найти больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится обсуждение и анализ.

Развитие творческого стиля мышления - вот основная его цель.

Благодаря групповой работе я объединяю учеников к совместной деятельности. Дети, размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, отвергая другие.

Творческие задания, например, составление загадок. Предлагаю вопросы вроде: «Что произойдет, если ...?». В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики могут самостоятельно подбирать такие вопросы, задавать их одноклассникам, обсуждать, защищать свою позицию, используя знания по предмету.

Художественные задания, например, «Каким я представляю себе ...». Здесь можно предложить и природное явление, и событие. На уроках литературы составляем сказки, басни, стихи, используя знания по предмету.

Игру называют королевой детства поэтому, конечно, потенциал игры должен быть использован в учебном процессе. Я использую в своей работе деловые игры.

Учитывая то, что четкой классификации деловых игр на сегодняшний день не существует, я опираюсь на мнение одного из самых известных исследователей педагогических технологий - Германа Селевко, который различает такие модификации деловых игр: имитационные; игра - конференция; театрализованная игра.

Ролевые игры можно использовать при изучении любой темы учебного предмета, как на уроке, так и во внеклассной работе.

Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст прокрались ошибки, - найди их и исправь.

В подростковом возрасте наблюдается потребность в формировании собственного мировоззрения, стремление быть взрослым, бурно развивается фантазия и воображение, направленность на самоутверждение перед обществом. Решению этих задач способствуют деловые игры, которые привлекают подростка к деятельному решения задач и проблем, ставят их в позицию причастности к историческим событиям.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоение нового и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и усвоить учебный материал с различных позиций.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности учителя являются исследовательские работы. Целью которых является научить учеников получать учебную информацию из первоисточников, развивать специальные умения и навыки. Ведь, как говорил Константин Ушинский: «Самостоятельные мысли возникают только из самостоятельно полученных знаний». И этому я стремлюсь научить детей, не только уметь добывать знания, но и мыслить самостоятельно, доказывать свою позицию, подтверждая фактами. Для многих детей - это возможность поднять свою самооценку, возможность быть замеченным в коллективе.

Таким образом, в своей работе я стараюсь заинтересовать всех учеников, каждый из которых «нужен» и выполняет определенную задачу. Ученики учатся толерантному отношению друг к другу, умению слушать и слышать товарищей, изучать материал, даже не замечая этого. Я нахожу такие формы и методы работы, которые помогают выявить индивидуальность, неповторимость, развить способности к самореализации, создают условия для активизации творческого мышления.

Содержание и методы обучения способствуют приобретению и закреплению учащимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.


© 2010-2022