- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова Собачье сердце
Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова Собачье сердце
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Печерская Л.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: Образ профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Цель урока: раскрыть мастерство М. Булгакова в создании образа художественного образа профессора Преображенского, в котором заложена идея произведения.
Задачи
обучающие: работать над навыками анализа текста, навыками раскрытия образа литературного героя;
развивающие: развивать мышление, способность обобщать и делать выводы, совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
воспитательные: воспитывать гражданскую позицию учащихся, чувство ответственности за собственные поступки и за происходящее в обществе, заинтересовать творчеством М.А.Булгакова.
Оформление доски
1. Портрет М.А.Булгакова.
2. Портрет Н.М.Булгакова (прототип профессора Преображенского.
3. Портрет героя повести, выполненный ученицей.
4. Запись: Приемы создания художественного образа героя:
А) Имя героя
Б) Портрет героя.
В) Поступки героя.
Г) Описание обстановки, в которой находится герой.
Д) Речевая характеристика героя (монологи, в том числе и внутренние, диалоги).
Е) Система образов произведения, окружение - второстепенные персонажи, через которые раскрывается образ.
Ж) Композиционные приемы, используемые автором для раскрытия характера героя.
Оборудование урока
Интерактивная доска, проектор, компьютер для просмотра отрывка из к/ф Н.Божко «Собачье сердце».
Опережающее задание
1. Индивидуальное задание: сообщение о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа профессора Преображенского (на 1-2 мин)
2. Индивидуальное задание: сообщение об образе доктора Борменталя и его роли в раскрытии характера профессора Преображенского (на 1-2 мин)
Ход урока
Оргмомент - 1 мин.
I. Вступительное слово учителя - 1 мин.
Мы продолжаем изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и сегодня в центре нашего внимания образ профессора Преображенского.
Было уже ранее отмечено, что перемены, происходящие в России 20-30-х годов, связанные со строительством социализма и нового будущего человека, воспринимались писателем-гуманистом как огромный эксперимент, страшный по своим масштабам и последствиям. Булгаков отрицательно относился к идее создания нового общества, воспитанию нового, свободного от прежней морали и культуры человека. Писатель воспринимал это как вмешательство в естественный ход вещей, тысячелетнюю историю человечества, и последствия этого вмешательства могли стать плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает повесть «Собачье сердце».
Но кроме этого, в своем произведении Булгаков размышляет о роли ученого и науки, о роли интеллигенции в обществе, об их моральной ответственности перед обществом. Вот почему таким важным становится образ профессора Преображенского.
Цель нашего урока - анализ этого образа, постижение писательского мастерства Булгакова в создании образа главного героя. Мы постараемся определить способы и приемы раскрытия характера героев повести.
II. Работа над образом профессора Преображенского - 18-20 мин
Итак, перед нами главный герой повести - профессор Филипп Филиппович
Преображенский.
- Как вы думаете, какой смысл вкладывает Булгаков в имя и фамилию своего героя?
(Слушаем ответы учащихся)
Имя Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». Конь в Древней Греции был одним из символов благородного человека. А слово филиппика имеет значение «гневная обличительная речь, выступление против кого-либо или чего-либо. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что этим образом автору, наверное, хотелось обличить эксперимент, в котором профессор преобразил собаку в человека Прототипом профессора Преображенского явился дядя писателя - Николай Михайлович Булгаков, известный врач, умный и талантливый человек (фотография на доске).
Обратим внимание на портрет-иллюстрацию героя повести.
- Таким ли вы представляли себе профессора?
(Слушаем ответы учащихся)
Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается определенными способами и приемами. Обратите внимание на записи на доске.
Давайте посмотрим, как Булгаков создает портрет Ф.Ф. Преображенского.
(Работа с текстом) гл.1 от слов «Дверь через улицу… Отдайте мне ее».
От слов «Вот это личность!» и до конца главы.
- Какую особенность изображения писателем внешности героя вы заметили?
(Портрет дан глазами собаки. При этом
гражданин = господин
товарищ = холуй)
- Какой прием использует Булгаков при описании квартиры Преображенского? Для чего? (Прием - антитеза. Два разных мира - мир чистоты, достатка, спокойствия и уюта и мир грязи, вони, нищеты и злобы).
Профессор господин, образованный, воспитанный, благородный человек, личность. Он всемирно известный ученый, практикующий врач, зарабатывающий деньги своим трудом, талантом. Он уверен в себе, спокоен, может заниматься любимым делом. Филипп Филиппович держит прислугу и живет в 7 комнатах. По мнению новой власти - домового комитета во главе со Швондером, - это непозволительная роскошь.
(Работа с текстом) Гл. 2 - эпизод прихода домкома в квартиру профессора с требованием уплотнения. От слов «Изразцовые квадратики…. Засверкала золотая цепь»
- Обратите внимание на детали. Как внешне меняется профессор во время разговора с «пролетариями»?
(Лицо «нежно побагровело» - «багровость приняла несколько сероватый оттенок» - «багровость его стала желтой», он «рявкнул»)
- Что хотел подчеркнуть автор?
(Раздражение. Его бесит отсутствие элементарного здравого смысла, ссылка на сомнительные авторитеты).
- Как вы думаете, может быть, жизнь в 7 комнатах - действительно непозволительная роскошь?
(Слушаем мнение учащихся. Нет, это не роскошь - это нормальное условие жизни человека. Интересно, что назначение комнат рационально. Это складывалось веками и даже закрепилось в языке: спальня, столовая, детская, кабинет..)
(Работа с текстом) гл. 3. С начала и до слов «наполнился жидкой слюной»
От слов «Засим от тарелок» до «не читайте советских газет»
Сразу же на память приходят державинские строки:
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь, икра…
И строки из «Евгения Онегина» Пушкина:
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
- Почему не случайны ассоциации?
(Культура потребления пищи уходит корнями в нашу
историю)
- Как это описание помогает понять образ профессора Преображенского?
( Культура жизни - это важная составная общей челове-
ческой культуры. Сравнивая Преображенского и Шарико-
ва, читатель сразу выделяет превосходство человека, «уме-
ющего есть»).
III. Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа героя -10мин.
(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию: «Роль образов прислуги в раскрытии характера профессора Преображенского»).
В Советской России работа прислуги считалась рабской работой, унижающей достоинство человека. Но Булгаков доказывает обратное: любая работа, если ее выполняют ответственно и с душой, необходима и будет оценена по достоинству. Сам профессор, относясь с уважением и доверием к своей прислуге, не унижает, а, наоборот, дает им почувствовать свою нужность, значимость, даже сопричастность к жизни профессора.
Снова антитеза: отношение Шарикова к Зине и Дарье Петровне.
(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию о роли доктора Борменталя в раскрытии образа профессора.)
Делаем вывод о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя: портрет, интерьер, быт, второстепенные персонажи - все свидетельствует о том, что Филипп Филиппович Преображенский - человек уверенный в себе, достойный, интеллигентный, обладающий высокой культурой.
IV. Роль образа в раскрытии идеи произведения - 15 мин.
- Какова цель жизни профессора? (Слушаем ответы учеников).
Цель его жизни - служить науке. Ради этого он решился на эксперимент по очеловечиванию пса.. Но появляется в квартире Шариков - этот «новый человек», и сразу начинается разруха, как, впрочем, и везде: в доме, в стране.
В начале 30-х годов в Московской мастерской коммунистической драматургии была поставлена одноактная пьеса Валерия Язвицкого «Кто виноват» («Разруха»), где главное действующее лицо - древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха. Советская пропаганда стремилась сделать из разрухи мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что ее первопричина - политика большевиков, военный коммунизм, когда люди, не имея стимула к труду, перестали честно и качественно работать.
- Как Преображенский предлагает избавиться от разрухи? (Навести порядок в стране, когда каждый должен заниматься своим делом, нести ответственность за свой труд)
Революция породила «новых людей», разрушивших старый мир, великую культуру, вооружившись одним правом - взять все и поделить. Но ведь цель революции - улучшить жизнь простых людей, преобразить мир.
Желая улучшить человеческую природу, Преображенский создал монстра, легко воспринявшего пролетарские идеи. Операция по пересадке гипофиза в течении недели очеловечивает собаку, «операция по очеловечиванию» швондеров длилась дольше, но результат в сущности один. Эти люди имеют только внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров и шариковых внушили страшную мысль: чтобы стать хозяином жизни, не нужно много трудиться, прилагать усилия, воспитывать себя, достаточно того, что ты «пролетарий».
Просмотр отрывка из фильма - фрагмент из 8 главы - разговор профессора с доктором Борменталем о результате эксперимента. - 5 мин.
- К какому выводу приходит профессор после своего эксперимента?
( Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную, моральную и нравственную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечиванием собаки провалился так же, как и трагический коммунистический эксперимент. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях Булгаков.
- Осуждает ли писатель профессора за этот эксперимент?
(Работа с текстом) - эпилог «Серые гармонии труб грели…
- Как называет профессора автор? ( Высшее существо, всемогущий человек, седой волшебник).
- Какой вывод можно сделать?
(В повести профессору все удается вернуть на круги своя: злобный хам Шариков вновь становится добрым и ласковым псом. Жаль, что в реальной жизни невозможно время повернуть вспять.)
V. Итог урока.
Образ профессора Преображенского - главный образ, постигая который можно разобраться в идейном замысле писателя. Это один из самых ярких, запоминающихся образов, созданных Булгаковым. Мастерство автора проявилось в умении использовать различные способы и приемы в создании образа своего героя.
VI. Домашнее задание -1-2 мин.
Талантливый писатель в созданных им образах выражает мысли, которые волнуют не только его современников, но и потомков. Эксперименты по созданию нового человека продолжаются и в ХХI веке. Сейчас ученые пытаются клонировать людей. Предлагаю письменно ответить на вопрос:
«О чем предупреждал человечество русский писатель Михаил Булгаков, создавая образ профессора Преображенского?»
VII. Выставление и комментарий оценок за урок - 2 мин.