Открытый урок в 5 классе Письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок развития речи в 5 классе по теме «Письмо»

(слайд 1)

Цель урока:

1.Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять смысловые части, соблюдать стилевое единство письма; сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте;

2.Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся; тренировать в написании письма.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитывать любовь к родному языку.

( слайд 2)

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-приложения.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока

Вступительное слово учителя:

Отгадайте загадки.

1) На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
2)Полетят во все концы. (почтовый ящик)

Без крыльев, а летит,

без языка, а говорит. (письмо)

3)С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт ... (почтальон)

2. Целеполагание

-Ребята, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем об истории письма и почты.

(слайд 3)

3.Сообщения заранее подготовленных учеников.

1 ученик:

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Согласно легенде, греческий воин по имени Филиппид в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.

Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей .

2 ученик:

История почты тесно связана с историей письменности. Информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи.

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта".

3 ученик:

Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных почтовых служб.

В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки - столько проезжал почтовый дилижанс.

Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

4 ученик:

(слайд 4)

Основы русской почты - одной из старейших в Европе - закладываются в последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси. В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с самой развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала основным средством связи между образованными людьми.
Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода. Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. Они позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки почты.

5 ученик.

(слайд 5)
Современная почта своим появлением обязана государству и царю Алексею Михайловичу, его называли Тишайшим. Именно им в 1665 году учреждена служба «для пересылки государственных бумаг» - Ямской или Почтовый приказ. Но почту еще называют Немецкой: она отправляется лишь в Польшу и Курляндию, один раз в две недели...

Лишь при Петре Великом в 1718-1720 годах появится «правильная» почта, и свяжет Петербург со всеми знатными городами. Тогда появились почтовые станции на дорогах. Возчики почты именовались «почтарями», а лошади - «почтовыми».

А при Екатерине Великой, с указа 1781 года, началось осуществление грандиозного проекта: почтовыми дорогами должны были быть соединены не только губернские, но и все уездные города. Все дороги в империи стали почтовыми трактами.

с 1837 года у почтовых повозок появились колокольчики, чтобы, все, заслышав их, уступали всенепременно дорогу летящей тройке с ямщиком на облучке.

Учитель:

Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства - «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера. Старейший печатный русский письмовник - «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708 год)

(слайд 6)



Писали письма на Руси гусиными перьями. Для писания писем использовали орешковые чернила. Перья из левого крыла птицы ценились больше, так как их изгиб был удобнее для руки пишущего.

Такими перьями писали письма А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. И сами письма с течением времени становятся историческими документами.

- А вы сами не хотите стать историческими лицами, написав письма?

В наше время, кажется, написать письмо гораздо проще, нужно только взять бумагу и ручку, однако писать письма - дело непростое, оно требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются или уравновешиваются взглядом, голосом, жестом. На листе бумаги перед нами голая фраза. Здесь во всем величии проявляются могущество и вечность слова.

4. Беседа.

- А всё ли мы знаем о том, как писать письма?

- Скажите, кому люди обычно пишут письма, с какой целью?

(слайд 7)

(Родным, близким. Такие письма называются личными.)

Цель личных писем:

1.сообщить, оповестить;

2. поздравить;

3. извиниться;

4. поделиться чувствами, впечатлениями;

5. поблагодарить и т. д.

Среди личных писем можно выделить:

(слайд 8)

письмо-поздравление, письмо-рассказ, письмо-просьбу, благодарственное письмо.

- А как вы думаете, кто помогает доставлять письма по адресу?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке? (Почтальон)

- Как называется человек, который отправляет письмо?

- Как называют человека, который получает письмо?

Слова адресат и адресант очень похожи, такие слова называются паронимами.

(слайд 10)

- Что нужно сделать, чтобы письмо попало к адресату?

( Опустить письмо в почтовый ящик.)

Письмо само никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти,

Оно пробежит, пролетит, проплывёт

Тысячи вёрст пути.

(слайд 11)

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.


Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт - Петербурге.

Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом.

Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.

Издавна письмо оберегали от любопытных глаз. Прятали письма по-разному. В словаре В. Даля конверт называется «оберткой, оболочкой, сорочкой письма». Придумали «одежку» для писем в Вавилоне: написав клинописное письмо, вавилоняне замазывали его от чужих глаз слоем глины. Технология изготовления древнего конверта была следующая. Табличку с текстом письма обжигали, а затем покрывали слоем глины, на котором указывали адрес получателя. Затем табличку обжигали вторично, а выделявшиеся при этом водяные пары не давали складываться в единый кусок самому письму и «конверту». При получении послания конверт разбивали. Два таких удивительных письма с конвертами, найденные на археологических раскопках в Сирии, хранятся сейчас в Лувре.

В 19 веке письма запечатывали кольцом или специальной печаткой с гравированным («вырезным») камнем. У каждого была своя индивидуальная печатка.

А бумажный почтовый конверт был придуман в 1820 году.

(слайд 12)

- Герой рассказа А.П.Чехова Ванька Жуков написал письмо, и на конверте написал адрес: на деревню дедушке Константину Макарычу.

- Как вы думаете, дойдёт это письмо адресату? Почему?

5. Физминутка для глаз.

6 .Учимся подписывать конверт.

(слайд 13)

У вас на парте лежат конверты, возьмите их и посмотрите внимательно.

Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.

Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.

Следует начинать не с "куда", а с "кому".

Индекс - это цифровое условное обозначение населённого пункта.

(слайд 14)

- Чего не хватает на этом конверте? (Марки)

- Первая марка появилась в Англии в 1840 году. В России первая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году.

(слайд 15)

7. Алгоритм написания письма:

(слайд 16)

- Как начинается и заканчивается это письмо? О чем в нем говорится? Найдите два обращения? Какими знаками препинания они выделены?

Дорогой Павлик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или



разноцветной лентой, или точно занавес спускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-жёлтым светом, - кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…
Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше.
Твой друг.

8. Обучение написанию дружеского письма

Теперь, когда вы знаете о письме так много, вы сами попробуете написать письмо.

- Как же передать в письме свои чувства к человеку, как сделать так, чтобы он представил себя рядом с вами? Для этого есть много способов.

а) Начнем с обращения. Подумайте, как бы вы обратились в письме к своему другу, и запишите несколько примеров.
б) Красиво ли будет начать письмо к близкому человеку с рассказа о себе? А с чего начать?

в) Сформулируйте несколько вопросов, которые можно использовать в подобном письме.

- Как можно поблагодарить человека за то, что он не оставляет вас своим вниманием?

г) Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы говорите с адресатом.

д) Чем закончить письмо?

- Не бойтесь выражения своей привязанности. Выскажите просьбу писать вам так, чтобы захотелось это сделать. Попрощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.

- Напишите конец своего письма.

9. Работа в группах.

Итак, сейчас вы в группах напишете небольшие письма другу, учительнице, дедушке Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова - подсказки. (приложение №1-2)

Задание для группы №1:

Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.

Слова - подсказки:

У меня к Вам (к тебе) большая просьба...

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

Задание для группы №2:

Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки:

Поздравляю

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

Дорогая…

Уважаемая…

От всей души, от всего сердца…

Сердечно благодарю…

Задание для группы №3.

Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова - подсказки:


Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…

От всего сердца...

От всей души…

Я очень благодарен…

Большое (огромное) спасибо…

Задание для группы №4.

Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.

Слова - подсказки:

Дорогой друг…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

Итоги работы в группах: ребята читают письма и обсуждают их достоинства и недостатки.

10.Рефлексия.

- Итак, что же нового и интересного узнали вы сегодня о письме?

Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным).

11. Домашнее задание. (слайд 22)

Напишите письмо другу или подруге, положите его в подписанный конверт и принесите завтра на урок.

Приложение №1

Алгоритм написания письма.

1.Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо (Здравствуйте…).

2.Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

3.Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

4.Подпись.

5.Дата.

Приложение №2

Слова - подсказки для группы №1

У меня к Вам (к тебе) большая просьба...

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

Слова-подсказки для группы №2

Поздравляю

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

Дорогая…

Уважаемая…

От всей души, от всего сердца…

Сердечно благодарю…

Слова - подсказки для группы №3

Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…

От всего сердца...

От всей души…

Я очень благодарен…

Большое (огромное) спасибо…

Слова - подсказки для группы №4

Дорогой друг…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

Использованная литература:

festival.1september.ru/












Аспектный самоанализ урока развития речи в 5 классе по теме «Письмо»

При планировании урока мною были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. На уроке решались следующие задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять смысловые части, соблюдать стилевое единство письма; сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте;

Развивающая: способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, тренировать в написании письма.

Воспитательная: воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитывать любовь к родному языку.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов.

Цель и задачи данного урока соответствуют требованиям программы и связаны с предыдущим учебным материалом.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность учащихся.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

По виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации учебного материала)

практические (работа с алгоритмом, творческая работа)

По виду учебной деятельности:

создание проблемной ситуации, эвристический метод;

формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

На уроке использовались информационные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. На уроке использовались задания опережающего характера (информация об истории письма), применялись упражнения для мотивации учащихся. Использовался метод наглядности (демонстрация слайдов), фронтальная беседа, групповая форма работы.

Словесный метод объяснения материала чередовался с наглядным.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

С целью формирования учебно - познавательной компетенции на уроке была поставлена проблемная ситуация, построен алгоритм написания письма. Использование нестандартных заданий (подпись конвертов, работа в группе по написанию писем) способствовало развитию логического мышления, памяти, внимания.

Деятельность на уроке направлена на формирование ценностно-смысловой компетенции (способность видеть и понимать окружающий мир), информационной (умение находить, отбирать, анализировать и передавать необходимую информацию),

коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, устная, письменная речь), личностного самосовершенствования (умение оценивать свои действия, достигать поставленной цели).

На данном уроке применялись информационные, здоровьесберегающие технологии, продуктивного чтения, технология критического мышления.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Перегрузка учащихся предупреждалась сменой одного вида работы другим.

Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.

Урок прошел на высоком эмоциональном уровне.

Все поставленные дидактические цели и задачи успешно реализованы.

Директор МОУ ООШ № 11____________________________Л.М.Горлова
















© 2010-2022