Урок русского языка Однородные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

























УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

(С применением здоровьесберегающих технологий

В. Ф. Базарного)

«Однородные члены предложения»

3 КЛАСС



АВТОР: БОРЗЕНКОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МОУ «НОВОУКОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ









2014 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В работе представлен урок русского языка в 3 классе (направление- начальные классы). Тема данного урока: «Однородные члены предложения». Тип урока: закрепление знаний. Это шестой урок по данной теме в разделе «Как устроен наш язык». На уроке используются учебник и тетрадь «Русский язык», авторы: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, УМК «Начальная школа 21 века»

Цель участия в конкурсе: на примере урока русский язык, показать какова роль системно - деятельностного подхода в формировании ключевых компетенций учащихся и развитии качеств личности.

В классе 20 человек. В классе есть дети с высоким уровнем развития - 5 человек. В группах они являются лидерами, к ним прислушиваются другие учащиеся. Большая часть учащихся класса имеют средний уровень развития. 5 учащихся имеют низкий уровень развития. Все учащиеся с интересом учатся, несмотря на возраст, уже могут работать в группах.

На уроке, основная роль отводится системно - деятельностному подходу в обучении, формированию универсальных учебных действий. В ходе исследования, учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы урока, делают выводы. Работая в группе, учатся сотрудничать друг с другом. На уроке используются элементы здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного: работа у экологического панно, применение офтольмотренажёра, выполнение заданий на сенсорном кресте, смена позы (конторки).

Рефлексия, проведенная в конце урока, показала, что материал по теме усвоен учащимися хорошо.







Цели урока

  1. Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию работы на уроке; создать условия для закрепления знаний об однородных членах и их роли в предложении.

2) Метапредметные:

Познавательные - развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы по теме урока.

Регулятивные - развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления;

Коммуникативные - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

3) Личностные: воспитывать чувство взаимоуважения.

Задачи - актуализировать знания учащихся о предложении;

- отрабатывать навык нахождения грамматической основы;

- показать роль в предложении второстепенных членов;


Оборудование 1) общеклассное: сенсорный крест; офтольмотренажёр; экологическое панно; аудиозаписи звуков; классические мелодии; конторки (на протяжении всего урока учащиеся по желанию могут стать за конторку), компьютер

2) для каждой группы: задание на карточках

Информационные источники

1. CD Планирование учебной деятельности с учётом требований ФГОС// Русский язык, 3 класс В.: Учитель, 2012

2. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.) - 3-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2013.-192с.: ил.:вкл.

3. Замышляева Н.В. Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке // Начальная школа.- 2010. - №6. - С.22 - 24.

4. Базарный В. Ф. Здоровьесберегающие технологии nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorove-sberegayushchaya-tekh

ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируе

мые УУД

1.Са

мо

опре

деле

ние к дея

тель

ности

(оргмо

мент)

1.Настрой учащихся на работу

- Ребята, улыбнитесь друг другу. Я рада видеть вас добрыми, весёлыми, здоровыми. Начинаем урок русского языка

2.Разминка

- Чтобы активно работать на уроке сделаем разминку:

1) Дыхательная гимнастика «Ветер»

- Выполним дыхательную гимнастику «Ветер», под счёт (вдох-выдох, начали: 1, 2,1, 2)

2)Тренировка глазных мышц

-Потренируем глазные мышцы с помощью зрительных схем

Внимание! Голова остаётся неподвижной!

Глаза движутся слева - направо (1, 2, 3, 4)

сверху - вниз (1, 2, 3, 4)

внешняя линия по часовой стрелке (1, 2, 3, 4)

внутренняя линия против часовой стрелки (1, 2, 3, 4)

3) Массаж активных точек лица

- Сделаем массаж точек лица и головы

Разотрём ушные раковины, виски, надбровные дуги

- Займите свои места, проверьте положение рук, ног, спины.

- А теперь запишите сегодняшнее число и начнём работать

Подготовка к работе.



Выполнение гимнастики









Запись числа и классной работы.

Личностныесамоопреде

ление;

Регулятив

ные: целеполага

ние;

Коммуника

тивные: планирова

ние учебного сотрудни

чества с учителем и сверстника

ми

2.Ак

Туали

зация знаний и фик

сация затруд

нения в деяте

льнос

ти

Выявляет уровень знаний

Определяет типичные недостатки

1.Взаимопроверка домашнего задания и составление рецензии

- Поменяйтесь друг с другом тетрадями. Проверьте правильность и аккуратность домашнего задания друг у друга и подготовьте рецензию.

2.Индивидуальная работа по карточкам у доски

Два ученика приглашаются к доске, для выполнения индивидуального задания

3. Слушание рецензии

4.Проверка задания у доски



Позвонить в звоночек

Работа в парах

Проверяют друг у друга домашнее задание, исправляют ошибки. Несколько человек рецензируют домашнее задание

Индивидуальная работа

Объясняют ход выполнения задания

Смена поз

Коммуникативные: планирова

ние учебного сотрудни

чества с учителем и сверстника

ми

Познаватель

ные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3.Пос

Танов

ка цели и задач урока. Моти

вация учеб

ной деяте

льнос

ти

Создание проблемной ситуации

1. Составление предложений

- Внимание, сенсорный крест.

Прочитайте слова.

(Выпал мягкий пушистый снег)

- Что можно с этими словами сделать?

- Составьте, пожалуйста.

- Давайте запишем с комментированием

- Какое получилось предложение по цели высказывания, а по интонации?

- Есть ли в этом предложении знаки препинания? Где? Почему?

- У кого правильно расставлены запятые поставьте себе на полях знак плюс. Во время урока все свои правильно выполненные задания оценивайте на полях простым карандашом.

- Сформулируйте тему урока

- Верно, мы закрепим знания об однородных членах предложения

Фронтальная работа

Читают слова

Составляют предложение



Самооценка



Формулируют тему урока

Регулятив

ные: целеполага

ние;

Познаватель

ные Логические: анализ с целью выделения признаков

4. Зак

реп

ление знаний








1. Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Ответы на вопросы (приём «Мудрые совы»)

- Какие члены называются однородными?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Как связаны между собой однородные члены в предложении?

- Что разделяет однородные члены?

- Какие союзы употребляются при однородных членах предложения?

- Когда ставится запятая между однородными членами?

- Перед какими союзами всегда ставится запятая?

- Перед какими союзами никогда не ставится запятая при однородных членах?

- В каких случаях перед союзом -и- ставится запятая?

- Все «Мудрые совы» оцените себя знаком «+» на полях

Позвонить в звоночек

2.Нахождение однородных членов предложения

- Внимание! Предложения на зрительных метках. Прочитайте (Снег укрыл поля леса и реки)

- Какое может быть задание?

- - Верно, спишите, расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены.

2.Индивидуальное задание

Стр.134 №1

3. Проверка самостоятельной работы

- Проверим, что вы подчеркнули?

- Нужна ли запятая? Почему?

- Оцените свою работу.

У кого правильно поставьте на полях знак «+».

Отвечают на вопросы

Метод генерации идей







Самооценка

Смена поз



Формулируют задание

Самостоя

тельная работа



Самооценка

Регулятив

ные: планирова

ние , прогнозиро

вание;

Логические:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуника

тивные: инициатив

ное сотрудни

чество в поиске и выборе информации

5. Физ

минутка


(Звучит музыка)

  1. Офтольмотренажёр

- Настало время отдохнуть. Выйдите из-за парт. Понаблюдаем за сменой времени суток.

Помните, что движения глаз головы и туловища должны сочетаться. Приготовились, начали (включить) (утро, день, вечер, ночь,…ночь, вечер, день, утро)

2) «Оживлялки»

-Сдавите ладошки, втяните живот, потянитесь вверх будто выглядываете из окна

Выполняют упражнения





Коммуника

тивные: управление поведением



6. Зак

реп

ление знаний

1.Задания по выбору

- На доске два разных задания. Кому-то одно покажется легче, кому-то другое.

1) Вставь нужные союзы и запятые.

Волк погнался за зайцем, но не догнал его

Я люблю петь, а не танцевать.

2)Найди и исправь речевые ошибки в предложениях.

На столе лежала тетрадь и карандаш.

На забор взлетает петух и закричал.

3)Проверка, самооценка

- Оцените себя знаком «плюс» на полях

Самостоя

тельная работа дифференци

рованного характера



Самооценка

7.Творческое приме

нение и добы

вание зна

ний в новой ситуа

ции

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1) - А сейчас поработаем в группах. У нас 5 групп……..

- Помните, что работать должны все,

- один говорит, другие слушают,

- если не понял - переспроси,

- если не согласен - объясни вежливо.

Получите задание и начинайте работать. (Звучит музыка)

Дополните предложения однородными членами в соответствии со схемами

Снег был…….

Зимой мы любим кататься на…..

Мы одели…….

На кормушку прилетели…...

Дети играют в снежки….

2) - Проверяем

- Предложения отправляем в зимний лес

- Красивые получились предложения.

- Зимний лес благодарит вас, за это задание поставьте себе все «плюс»

- Что же помогло им стать такими?

-Да благодаря однородным членам предложения становятся более яркими и интересными.





Работа в группах



Прикрепляют карточки к экологическому панно

Регулятив

ные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва

ние, рефлексия способов и условий действия;

Коммуника

тивные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

8. Ин

фор

мация домашнего зада

ния

Задание у экологического панно

- Ребята, нам пора в зимний лес. Закроем глаза и почувствуем свежесть и чистоту воздуха. Глубоко вдохните и выдохните.

- Какие чувства у вас возникают? Запишите свои красивые предложения о зиме в тетрадь. Это будет ваше домашнее задание

Звучит музыка, учащиеся находятся у панно с изображением осеннего леса. Затем записывают домашнее задание

Регулятив

ные: целеполага

ние;

7.Реф

лексия дея

тельности

(итог урока)

Организация рефлексии

- Посчитайте свои плюсы на полях

-У кого все задания получались легко и вы уверены в своих знаниях?

- Кто считает, что ещё нужно поработать?

- У нас ещё будут уроки по этой теме

(Выставляет отметки за урок…..)

- На этом наш урок окончен, спасибо всем

Высказывают своё мнение по уроку

Коммуника

тивные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные смыслообра

зование



















ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Карточка №1

Списать, вставить пропущенные буквы. Где можно, подобрать проверочные. Подчеркнуть вставленные буквы

Ос..ень, ц..плёнок, ц..фра, з..ма, ц..рк, ц..ган, ц..ркуль, сл..дить, п..сать.

Карточка №2

Списать предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения.

В зоопарке мы видели слонов, тигров, львов и жирафов.

На деревьях распевали зяблики, дрозды и скворцы.



ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Дополните предложение однородными членами (задание по группам)

Снег был…….

Зимой мы любим кататься на…..

Мы одели…….

На кормушку прилетели…...

Дети играют в снежки….























Отзыв рецензия о проведённом уроке в 3 классе

Урок русского языка по теме «Однородные члены предложения» был проведён в 3 классе учителем начальных классов Борзенковой Ларисой Анатольевной.

Прежде всего, учителем была правильно спланирована деятельность учащихся на каждом этапе урока. Использовались разнообразные методы и формы обучения: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Начало урока было эмоциональным. Учитель смог мотивировать учащихся на продуктивную деятельность. Была создана проблемная ситуация и учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока. На всех этапах учащиеся проводили взаимопроверку и самопроверку выполненного задания. А так же, совместно с педагогом, ставили цели урока и делали выводы. При проверке домашнего задания использовалась методика «Мудрые совы». Все учащиеся старались ответить и получить звание «Мудрая сова». Необычным был итог урока - «Метод незаконченных предложений», что позволило всем учащимся ещё раз оценить свою деятельность, назвать успехи и трудности, наметить планы следующего урока.

Положительному результату урока способствовало применение на уроке технологий В. Ф. Базарного. Работа у экологического панно, применение офтольмотренажёра для снятия усталости глаз, схемы зрительно-двигательных траекторий, задания на сенсорном кресте, зрительные метки, смена поз (использование конторок) - всё это способствовало активизации деятельности учащихся.

Урок был продуман таким образом, что позволил учащимся проявить своё творчество, мастерство. Педагог сумел заинтересовать детей, поощрял их работу на уроке тем самым создавая благоприятную обстановку в классе.

Данный урок соответствует всем требованиям ФГОС НОО, так как способствует формированию УУД и ключевых компетенций: в исследовательской и предметной деятельности. А также развитию коммуникативности, способности к эффективному общению, регулированию конфликтов, самостоятельности, способности к самооценке.

Достигнуты поставленные цели и урок заслуживает положительной оценки.

02.12. 2014

Директор МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

____________С. А. Конищева

Заместитель директора школы ____________С. А. Скорых

© 2010-2022