Урок по русскому языку на тему: Сочинительные союзы, как средства частей сложносочиненного предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему:Сочинительные союзы ,как средства частей сложносочиненного предложенияУрок по русскому языку на тему:Сочинительные союзы ,как средства частей сложносочиненного предложенияУрок по русскому языку на тему:Сочинительные союзы ,как средства частей сложносочиненного предложенияУрок по русскому языку на тему:Сочинительные союзы ,как средства частей сложносочиненного предложенияУрок по русскому языку на тему:Сочинительные союзы ,как средства частей сложносочиненного предложенияУрок по русскому языку на тему:Сочинительные союзы ,как средства частей сложносочиненного предложенияРусский язык 9 «Ә» класс 16.10.2015

Урок с элементами критического мышления.

Тема: Сочинительные союзы как средства частей сложносочиненного предложения

Цель : Познакомить с видами сочинительных союзов

Задачи;

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации. формирование навыков пунктуационного разбора простого и сложного предложения;

2. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания по изучаемой теме; работать в группе, сравнивать, анализировать,

- систематизировать материал в кластер.

3. - воспитания интереса к предмету

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

Приёмы: «Пожелание весёлых пальчиков», «Жокей и лошадь», «Четыре угла», «Синквейн»

Ход урока:

1.Организационный момент.

Психологический настрой

Приветствие "Здравствуйте!"

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2.Актуализация знаний

1.Деление на группы

2.Проверка д/з-кроссворд.

3.Прием «Жокей и лошадь»

Первые получают карточки с определением , вторые - его раскрывают . Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

1.Простое предложение - / это такое, в котором имеется одна грамматическая основа.

2.Сложное предложение - / это предложение, имеющее две или более грамматических основ.

3.Односоставное предложение - /это предложение, в котором грамматическая основа представлена одним независимым главным членом.

4.Сложные союзные предложения делятся / на 2 группы- сложносочиненные и сложноподчиненные

5.Виды сложных предложений-/ союзные и бессоюзные

6.Простые предложения в составе сложного / отделяются друг от друга - запятыми

7.Средство связи в союзных предложениях: / союзы, союзные слова, интонация

3.Изучение нового материала

1.Перепутанные логические цепочки

Сложносочиненные предложения- /это сложные предложения,/ в которых простые предложения равноправны по смыслу/ и связаны сочинительными союзами.:/ ни-ни, а, но, однако, зато, или, то-то.

-Ребята, о чем мы будем с вами говорить на уроке? Какова тема урока?

-Постановка темы и цели урока.

2.Проанализируйте предложения. В каждом из них - ССП с одной из групп сочинительных союзов.(каждой группе по одному тексту)

- Какие группы сочинительных союзов вы знаете?

Задача - определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.

Текст 1.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

(А.С.Пушкин)

Текст 2.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3. Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи.

3.Кластер

Какие сочинительные союзы вы знаете? Нарисуйте кластер

Сочинительные союзы

Соединительные разделительные

одновременность противительные чередование явлений

противопоставление

4.Работа с текстом

Списать текст, вставляя нужные буквы и расставляя запятые в простых сложносочиненных предложениях

С земл… еще не сошел сне… а уже идет в…сна. Холодн… грязь хлюпает под ногами но как кругом весело ласково приветливо! Воздух ясен и прозрачен. Солнышко свет..т ярко и лучи его купа…тся в лужах. Речка надувается и т…мнеет. В такое время хорошо пускать по весенней воде кораблики или долбить каблуком лед.

4.Закрепление

1.Приём «Четыре угла» Тест.

1. Разделительные союзы:

1. и, да, ни…ни.

2. или, либо, то…то.

3. а, но да (=но).

4. зато, также, тоже.

2. Сколько частей в данном предложении:

Так попалась лиса, у которой было сто умов, полон рот зубов, четыре ноги, два уха и замечательный хвост.

  1. 2

  2. 4

  3. 5

  4. 6



3. Выберите нужную характеристику предложения:

Лиса ушами тряслась, зубами кусалась, всеми четырьмя лапами царапалась.

1.повеств, невосклиц., сложное, союзное, сложносочин.

2. побудит., невосклиц., сложное, бессоюзное.

3. повеств., невосклиц, сложное, бессоюзное.

4. повеств., невосклиц., простое, осложнено однородными членами.

4. Выберите нужную характеристику предложения:

Высоко в небе летит он, стрелой не достанешь.

1.повеств, невосклиц., сложное, союзное, сложносочин.

2. побудит., невосклиц., сложное, бессоюзное.

3. повеств., невосклиц, сложное, бессоюзное.

4. повеств., невосклиц., простое, осложнено однородными членами.

5. Выберите нужную характеристику предложения:

Мои сто умов мне всегда сто советов дадут, а ты сам своим умишком пошевели.

1.повеств, невосклиц., сложное, союзное, сложносочин.

2. побудит., невосклиц., сложное, бессоюзное.

3. повеств., невосклиц, сложное, бессоюзное.

4. повеств., невосклиц., простое, осложнено однородными членами.

Ответы:

1-2

2-4

3-4

4-2

5-1

Интерактивный приём обмена мыследеятельности, при котором выполняя тест, учащиеся выбирают вариантов № угла аудитории (1,2,3,4), соответственно в тесте должно быть 4 варианта ответа

Взаимопроверка тестов

5.Подведение итогов

Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже - сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

- Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

Взаимоценивание учащихся

6.Рефлексия

Синквейн к слову - союз

Союз

Сочинительный, подчинительный

Связывает, соединяет, отделяет

Союз- служебная часть речи

средство



1.Простое предложение - это такое, в котором имеется одна грамматическая основа.

2.Сложное предложение - это предложение, имеющее две или более грамматических основ.

3.Односоставное предложение - это предложение, в котором грамматическая основа представлена одним независимым главным членом.

4.Сложные союзные предложения делятся на 2 группы- сложносочиненные и сложноподчиненные



5.Виды сложных предложений- союзные и бессоюзные



6.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга - запятыми

7.Средство связи в союзных предложениях: союзы, союзные слова, интонация

- А какие группы сочинительных союзов вы знаете?

Задача - определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.

Нарисовать кластер

Текст 1.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

(А.С.Пушкин)

Текст 2.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3. Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи.



С земл… еще не сошел сне… а уже идет в…сна. Холодн… грязь хлюпает под ногами но как кругом весело ласково приветливо! Воздух ясен и прозрачен. Солнышко свет..т ярко и лучи его купа…тся в лужах. Речка надувается и т…мнеет. В такое время хорошо пускать по весенней воде кораблики или долбить каблуком лед.

С земл… еще не сошел сне… а уже идет в…сна. Холодн… грязь хлюпает под ногами но как кругом весело ласково приветливо! Воздух ясен и прозрачен. Солнышко свет..т ярко и лучи его купа…тся в лужах. Речка надувается и т…мнеет. В такое время хорошо пускать по весенней воде кораблики или долбить каблуком лед.





Сложносочиненные предложения -

____________________________________________

это сложные предложения, в которых

____________________________________________

простые предложения равноправны по смыслу и связаны

_____________________________________________

сочинительными союзами.: ни-ни, а, но, однако, зато, или, то-то.

___________________________________________________________________________________________

Сложносочиненные предложения -

____________________________________________

это сложные предложения, в которых

____________________________________________

простые предложения равноправны по смыслу и связаны

_____________________________________________

сочинительными союзами.: ни-ни, а, но, однако, зато, или, то-то.



Урок по русскому языку на тему:Сочинительные союзы ,как средства частей сложносочиненного предложения







Урок по русскому языку на тему:Сочинительные союзы ,как средства частей сложносочиненного предложения

© 2010-2022