Лингвистический анализ миниатюры Павла Маракулина «Комар звенит»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лингвистический анализ

миниатюры Павла Маракулина «Комар звенит»


Перед нами миниатюра Павла Маракулина «Комар звенит». Тема - картина майской природы. Идея - «неземная красота» её.

Композиционной особенностью произведения является сочетание прозы и стихов.

Текст состоит из 4-х абзацев, в каждом своя микротема: в первом - общая картина природы, во втором - ландыш, в третьем - молодая крапива, четвертый, состоящий из двух четверостиший, содержит восхищение красотой привычной природы.

В тексте преобладают простые повествовательные предложения. Каждое из них создает зарисовку. Финальное предложение - восклицательное. Оно передает восторг автора. В первом четверостишии наблюдаем инверсию:

«Значит, ударит скоро

На берегу соловей».

Мы понимаем, что автор с нетерпением ждет соловьиной трели.

Поэт описывает, казалось бы, обычную для каждого русского картину: крапива, комар, бабочки, ландыш, но делает это так мастерски, что заставляет нас любоваться ею. Мы даже слышим звон комара: два последних слова в первом предложении начинаются со звука [з], который подготавливает появление комара во втором предложении. Для этого поэт использует аллитерацию. Создавать образы прекрасной майской природы автору помогают эпитеты: лимонная (бабочка), остроугольно-вырезная (крапива), паутиновые (жальца), мохнатый (стебель); метафоры: зеленые зубчики, горошины бриллиантов, бусины росы; сравнения: конвертиком (сложив крылья); олицетворения: крапива не нападает - защищается, ландыши - принцы лесных кровей.

Прилагательных цвета немного (лимонная, зеленые), но образ получается очень зримый. Невольно обращаешь внимание на рифмующиеся слова во втором четверостишии (красоты-цветы). Это - смысловой акцент.

Поэт настолько очарован, что не может сдержать слез умиления:

«Плачь, мое бедное сердце,

От неземной красоты…»

П. Маракулин описывает вятскую природу. Она привычна и знакома нам, читателям. Но в привычной картинке он открывает прелесть и неповторимую красоту. И мы учимся у него завороженно вглядываться в такой милый и близкий сердцу образ. Даже комар у него не пищит, а звенит. И звук этот приятен поэту. Он любит свою Родину. Да и как не любить такую красоту?!

Лингвистический анализ

миниатюры Павла Маракулина «Комар звенит»


Перед нами миниатюра Павла Маракулина «Комар звенит». Тема - _____________________________________________________________________. Идея - __________________________________________________________________________________.

Композиционной особенностью произведения является сочетание ___________________.

Текст состоит _______________________, в каждом своя микротема: в первом - ______________________________, во втором - ______________________, в третьем - ________________________, четвертый, состоящий из двух четверостиший, содержит __________________________________________________________________________________.

В тексте преобладают ______________________________________ предложения. Каждое из них создает зарисовку. Финальное предложение - ________________________. Оно передает восторг автора. В первом четверостишии наблюдаем ____________________________________:

«Значит, ударит скоро

На берегу соловей».

Мы понимаем, что автор с нетерпением ждет соловьиной трели.

Поэт описывает, казалось бы, обычную для каждого русского картину: крапива, комар, бабочки, ландыш, но делает это так мастерски, что заставляет нас любоваться ею. Мы даже слышим звон комара: два последних слова в первом предложении начинаются со звука [з], который подготавливает появление комара во втором предложении. Для этого поэт использует ____________________________. Создавать образы прекрасной майской природы автору помогают эпитеты: ____________________(бабочка), ___________________________ (крапива), _______________________ (жальца), ____________________ (стебель);

метафоры: __________________________________________________________________; сравнения: ___________________ (сложив крылья);

олицетворения: ____________________________________________________________________.

Прилагательных цвета немного (лимонная, зеленые), но образ получается очень зримый. Невольно обращаешь внимание на рифмующиеся слова во втором четверостишии (красоты-цветы). Это - смысловой акцент.

Поэт настолько очарован, что не может сдержать слез умиления:

«Плачь, мое бедное сердце,

От неземной красоты…»

П. Маракулин описывает вятскую природу. Она привычна и знакома нам, читателям. Но в привычной картинке он открывает прелесть и неповторимую красоту. И мы учимся у него завороженно вглядываться в такой милый и близкий сердцу образ. Даже комар у него не пищит, а звенит. И звук этот приятен поэту. Он любит свою Родину. Да и как не любить такую красоту?!

© 2010-2022