- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Лингвистический анализ миниатюры Павла Маракулина «Комар звенит»
Лингвистический анализ миниатюры Павла Маракулина «Комар звенит»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Драганская К. . |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Лингвистический анализ
миниатюры Павла Маракулина «Комар звенит»
Перед нами миниатюра Павла Маракулина «Комар звенит». Тема - картина майской природы. Идея - «неземная красота» её.
Композиционной особенностью произведения является сочетание прозы и стихов.
Текст состоит из 4-х абзацев, в каждом своя микротема: в первом - общая картина природы, во втором - ландыш, в третьем - молодая крапива, четвертый, состоящий из двух четверостиший, содержит восхищение красотой привычной природы.
В тексте преобладают простые повествовательные предложения. Каждое из них создает зарисовку. Финальное предложение - восклицательное. Оно передает восторг автора. В первом четверостишии наблюдаем инверсию:
«Значит, ударит скоро
На берегу соловей».
Мы понимаем, что автор с нетерпением ждет соловьиной трели.
Поэт описывает, казалось бы, обычную для каждого русского картину: крапива, комар, бабочки, ландыш, но делает это так мастерски, что заставляет нас любоваться ею. Мы даже слышим звон комара: два последних слова в первом предложении начинаются со звука [з], который подготавливает появление комара во втором предложении. Для этого поэт использует аллитерацию. Создавать образы прекрасной майской природы автору помогают эпитеты: лимонная (бабочка), остроугольно-вырезная (крапива), паутиновые (жальца), мохнатый (стебель); метафоры: зеленые зубчики, горошины бриллиантов, бусины росы; сравнения: конвертиком (сложив крылья); олицетворения: крапива не нападает - защищается, ландыши - принцы лесных кровей.
Прилагательных цвета немного (лимонная, зеленые), но образ получается очень зримый. Невольно обращаешь внимание на рифмующиеся слова во втором четверостишии (красоты-цветы). Это - смысловой акцент.
Поэт настолько очарован, что не может сдержать слез умиления:
«Плачь, мое бедное сердце,
От неземной красоты…»
П. Маракулин описывает вятскую природу. Она привычна и знакома нам, читателям. Но в привычной картинке он открывает прелесть и неповторимую красоту. И мы учимся у него завороженно вглядываться в такой милый и близкий сердцу образ. Даже комар у него не пищит, а звенит. И звук этот приятен поэту. Он любит свою Родину. Да и как не любить такую красоту?!
Лингвистический анализ
миниатюры Павла Маракулина «Комар звенит»
Перед нами миниатюра Павла Маракулина «Комар звенит». Тема - _____________________________________________________________________. Идея - __________________________________________________________________________________.
Композиционной особенностью произведения является сочетание ___________________.
Текст состоит _______________________, в каждом своя микротема: в первом - ______________________________, во втором - ______________________, в третьем - ________________________, четвертый, состоящий из двух четверостиший, содержит __________________________________________________________________________________.
В тексте преобладают ______________________________________ предложения. Каждое из них создает зарисовку. Финальное предложение - ________________________. Оно передает восторг автора. В первом четверостишии наблюдаем ____________________________________:
«Значит, ударит скоро
На берегу соловей».
Мы понимаем, что автор с нетерпением ждет соловьиной трели.
Поэт описывает, казалось бы, обычную для каждого русского картину: крапива, комар, бабочки, ландыш, но делает это так мастерски, что заставляет нас любоваться ею. Мы даже слышим звон комара: два последних слова в первом предложении начинаются со звука [з], который подготавливает появление комара во втором предложении. Для этого поэт использует ____________________________. Создавать образы прекрасной майской природы автору помогают эпитеты: ____________________(бабочка), ___________________________ (крапива), _______________________ (жальца), ____________________ (стебель);
метафоры: __________________________________________________________________; сравнения: ___________________ (сложив крылья);
олицетворения: ____________________________________________________________________.
Прилагательных цвета немного (лимонная, зеленые), но образ получается очень зримый. Невольно обращаешь внимание на рифмующиеся слова во втором четверостишии (красоты-цветы). Это - смысловой акцент.
Поэт настолько очарован, что не может сдержать слез умиления:
«Плачь, мое бедное сердце,
От неземной красоты…»
П. Маракулин описывает вятскую природу. Она привычна и знакома нам, читателям. Но в привычной картинке он открывает прелесть и неповторимую красоту. И мы учимся у него завороженно вглядываться в такой милый и близкий сердцу образ. Даже комар у него не пищит, а звенит. И звук этот приятен поэту. Он любит свою Родину. Да и как не любить такую красоту?!